Райкконен уходит из «Феррари». Но остается в «Формуле-1»
Феттелю уже нашли нового напарника.
Утром 11 сентября официальные объявления Скудерии взорвали автоспортивный мир: итальянская компания завершила поиски напарника для четырехкратного чемпиона Себастьяна Феттеля на 2019 год – нынешний пилот «Феррари» Кими Райкконен покинет Маранелло в конце сезона, а на его место придет молодой проспект из молодежной академии и «Заубера» Шарль Леклер.
Вчерашний дебютант из Монако
Леклер еще не успел провести ни одной гонки в алом болиде, но уже вошел в историю: в свои 20 стал самым молодым гонщиком «Феррари» за последние 57 лет и первым со времен Жиля Вильнева гонщиком, подписанным после неполного сезона в «Формуле-1». В последние 40 лет Скудерия приглашала парней, подтверждавших свой потенциал в течение хотя бы двух лет, но уровень таланта уроженца Монте-Карло просто не позволяет удивляться решению итальянской компании. Он несколько раз доказывал способности сходу адаптироваться к сложным условиям еще в серии GP3 и «Формуле-2», выиграв оба чемпионата в дебютные сезоны в 2016-м и 2017-м, да и переход в «Формулу-1» прошел по схожему сценарию: на адаптацию к новой технике он потратил всего два этапа, а затем поехал чертовски быстро — и уже к июлю оказался в эпицентре слухов о переходе в «Феррари».
Всего же 14 Гран-при Леклер в составе занявшей последнее место в Кубке конструкторов 2017 года команде успел пять раз финишировать в очковой зоне (в том числе однажды на шестой позиции), трижды пробиться в третий сегмент квалификации и разнести напарника со счетом 11-3, привозя почти регулярные 0,3-0,4 секунды преимущества. Конечно, «Заубер» серьезно прибавил по сравнению с предыдущим сезоном, но преимущество монегаска над проводящим пятый сезон в «Ф-1» Маркусом Эрикссоном, пребывающим «в лучшей форме в жизни», оказалось подавляющим.
Шарля не зря называют самым талантливым гонщиком за всю историю существования моложеной Академии «Феррари».
В 2019-м Леклера ждут трудности
Даже несмотря на фантастические навыки скоростной адаптации к любой ситуации и любой машине парня ждет самое серьезное испытание в жизни: соперничество жаждущим побед четырехкратным чемпионом мира в потенциально победной машине. За последние 25 лет подобное удавалось только будущим победителям общего зачета Льюису Хэмилтону и Жаку Вильневу — и последний в недавнем большом интервью четко расписал все трудности для Шарля.
«Если посадить молодого парня в пару к Феттелю, Себ постарается сожрать его живьем. Либо молодой парень уничтожит его и все закончится плохо для команды — в перспективе двух лет она станет медленнее».
В самом деле, теперь для Скудерии доступны два сценария:
1. Феттель оказывается намного быстрее Леклера и превращает его в пилота поддержки (как в «Мерседесе»). Для монегаска это может закончится по примеру еще одного чемпиона GP2 / «Формулы-2» Стоффеля Вандорна, который проиграл в «Макларене» опытному Фернандо Алонсо (0-14 в квалификациях, 2-6 в совместных финишах, 95-544 по кругам впереди товарища по команде) и вылетел из команды.
2. Леклер вступит в равную борьбу с Феттелем, что помешает команде набирать максимум очков и опередить парней из «Мерседеса» в личном и командном зачетах.
Впрочем, есть и третий вариант, при котором Шарль разгромит Себа – как новичок «Ред Булл» Даниэль Риккардо в 2014 год. Тогда для четырехкратного чемпиона все закончилось сменой команды.
Но в «Феррари», судя по всему, готовы пойти на риск ради выжимания полного потенциала из болида.
От Райкконена избавились не просто так
Разговоры о предполагаемом уходе Кими появились после семи Гран-при 2018 года – финн чаще ошибался в квалификациях, а в гонках регулярно проигрывал напарнику по 0,2-0,3 секунды на круге. Вместе со слабыми стартами данные черты Айсмена вели к регулярным проигрышам «Мерседесу»: ведь пока Валттери Боттас выступал наравне с Льюисом Хэмилтоном и помогал немцам зарабатывать большие очки, неудачи второго пилота Скудерии напрямую влияли на расстановку сил в общем зачете и Кубке конструкторов.
Однако с тех пор Кими стал заметно быстрее и практически догнал Себа по темпу. И на фоне постоянных ошибок четырехкратного чемпиона выступления финна и вовсе перестали казаться неудовлетворительными. Кульминацией внутрикомандного противостояния оказался Гран-при Италии, в котором Райкконен взял поул, удержал лидерство на старте и изо всех сил боролся с Хэмилтоном за победу в гонке.
Летний прогресс Райкконена вызвал волну слухов, что он все же останется в команде в 2019-м, но в дело вмешалась трагичная политическая ситуация внутри «Феррари».
По рассказам итальянских инсайдеров, бывший президент «Феррари» Серджио Маркионне к середине лета настолько впечатлился скоростью Леклера, что не теряя времени подписал с ним контракт. Судя по всему, это было одно из последних решений великого автобосса: он скончался 25 июля от жировой эмболии, ставшей последствием опасной операции на плече по удалению злокачественной опухоли. Однако новый глава итальянской марки и друг Райкконена Луи Камиллери пожелал оставить Кими напарником Феттеля еще на сезон — и все же юридические тонкости контракта с уже почившим боссом не позволяли ему воплотить задуманное.
Весь август ушел на поиск обходного или компромиссного варианта, но, по слухам, менеджер Леклера Николя Тодт посоветовал своему клиенту настоять на исполнении договора до победного. Не помогли даже посулы сохранения гарантированной в подписанных бумагах двухмиллионной зарплаты и переход в стан Скудерии в 2020-м после дополнительного сезона в «Хаасе» или «Заубере» – переговоры вел глава «Фиата» и председатель совета директоров «Феррари» Джон Элканн, но сторона монегаска осталась непреклонной. Не пошатнула их веру и прессе, регулярно сообщавшая о продлении контракта с Райкконеном. Сын президента ФИА Жана Тодта отстоял право клиента на исполнение мечты.
Кими останется в «Формуле-1»
Считалось, что 38-летний Кими после «Феррари» наверняка завершит карьеру, но он поступил по-своему и перешел в «Заубер» на два ближайших сезона. Мотивация финна объяснима: швейцарцы в последнее время регулярно сражаются за очки, ставят цель выйти на четвертое место в Кубке конструкторов в 2019-м, база конюшни в Хинвиле находится неподалеку от дома Айсмена, да и ностальгия по дебюту в «Формуле-1» наверняка сыграла свою роль.
К тому же, «Заубер» все сильнее сближается с «Феррари» через бренд-спонсор «Альфа Ромео» (оба принадлежат концерну «Фиат») – Райкконен фактически остается в системе «гарцующих жеребцов». Скорее всего, Кими просто выразил пламенное желание еще погоняться — и ему предоставили такую возможность за все былые заслуги. И одним лишь участием в Гран-при дело не ограничится: по инсайду бывшего финского пилота «Ф-1» Мики Сало, Райкконен получит (или уже получил) неплохой пакет акций «Заубера» и по прошествии двух сезонов перейдет на административную должность в швейцарском коллективе. Уникальный случай для современной «Формулы-1»: последним пилотом, владевшим частью собственной конюшни, был Жак Вильнев в самом начале ХХI века.
Напарник Райкконена пока неизвестен
После публикации новости о переходе Кими журналист Auto Motor und Sport Тобиас Грюнер поспешил поделиться инсайдом о Маркусе Эрикссоне: по данным немецкого издания, месту шведа в «Заубере» ничего не угрожает. Однако продление контракта с 28-летним гонщиком с девятью попаданиями в топ-10 за всю карьеру идет вразрез со всякой логикой: команда из Хинвила как фарм «Феррари» служит для обкатки хотя бы одного молодого пилота из «красной» академии — именно так в «Ф-1» и попал Леклер. Логично предположить, что монегаска в составе швейцарцев сменит Антонио Джовинацци либо любой другой гонщик из системы Скудерии: от Антонио Фуоко из «Ф-2» до россиянина Роберта Шварцмана. Роль опытного ориентира уже отдана Райкконену — так что Эрикссон просто не должен сохранить свое место и в 2019-м.
Однако «Заубером» по-прежнему владеет инвестиционный фонд, связанный с компаниями Маркуса и его менеджера через общих учредителей и членов советов директоров — вероятно, они все еще принимают ключевые решения о будущем команды даже при условии тесного сотрудничества с «Феррари». Тогда швед взаправду может стать напарником Кими в 2019-м и в очередной раз доказать, что финансовая поддержка в современной «Ф-1» намного важнее таланта — подвисшие без контрактов на следующий сезон Эстебан Окон и Стоффель Вандорн подтвердят.
Борьба в 2018-м еще не закончена
Кими три совместных сезона с Феттелем безропотно выполнял любые требования мостика и не нарушал субординацию. Идеальный пример – Гран-при Венгрии 2017 года: финн большую часть гонки протащился за напарником, у которого сломался руль, но так и не решился на атаку без разрешения с командного мостика даже при огромном преимуществе в темпе. Только в 2018-м Райкконен стал требовать прямых указаний на пропуск товарища по команде (как на Гран-при Германии) — вероятно, Айсмен уже знал о ситуации с Леклером и решил, что ему нечего терять.
В таком случае Скудерия реально осложнила Феттелю борьбу за титул: ему в самом деле придется соперничать с тремя машинами, в то время как в «Мерседесе» уже не скрывают применение командной тактики ради помощи Хэмилтону. Вероятно, в следующий раз Кими не захочет слышать приказы или ответит фирменное «оставьте меня в покое, я знаю, что делаю» – но возможен и другой вариант.
Обычно гонщику (даже очень заслуженному) при расставании не пробивают двухлетний контракт с соперником вместе с солидным пакетом акций сателлита — и вряд ли Райкконену при обычных условиях сделали бы исключение. Однако в «Феррари» не могли не осознавать нужду в помощи Кими для борьбы за победу в обоих зачетах чемпионата — и потому Айсмен получил столь весомое выходное пособие за предполагаемое соблюдение субординации. В таком случае обе стороны сохранили лицо и сплотились ради общей цели — и тогда «Мерседесу» стоит бояться новых «особых тактик» Скудерии.
Осталось только подождать пересечения дорожек Райкконена и Феттеля на Гран-при Сингапура. Главное, чтобы все не закончилось как в прошлом году.
Фото: REUTERS/Stefano Rellandini; globallookpress.com/Hoch Zwei, Patrick Scheiber/Krieger; Gettyimages.ru/Lars Baron