Нижегородский триллер
3 июля не только день рождения действующего чемпиона Ф1 Себастьяна Феттеля, но и знаковая дата для российского автоспорта.
В прошлом году в этот день состоялось официальное открытие АСК «Нижегородское кольцо». И лично для меня это был первый выход на гоночную трассу, который ознаменовался намеченной встречей с Александром Кабановским.
Прошёл ровно год, и элита российского автоспорта вновь приехала на N-Ring. Третий этап чемпионата страны. Полный гоночный уик-энд. Два объединённых класса анонсировано проводили по две гонки, плюс, абсолютно эксклюзивно, впервые в истории, в рамках уик-энда RTCC должны были состояться показательные заезды новейшей Формулы Россия.
Весьма заманчивая программа.
Для издательства Paddock также прошёл почти год с момента старта, который состоялся здесь же, под Богородском, на дебютном этапе чемпионата России на Нижегородском кольце.
Уик-энд обещал быть жарким во всех смыслах этого слова. Температура воздуха под 30. Раскалённый асфальт. И пара лидеров топ-класса чемпионата: действующий чемпион Михаил Ухов и дебютант RTCC Александр Фролов подошли к нижегородскому этапу буквально ноздря в ноздрю и должны были здесь свести свои счёты.
Невиданная интрига для российского кольца современной итерации. И что ещё знаменательней, ситуация в Туринге наглядно демонстрирует широту возрастов, успешных в спорте: Михаилу скоро 53, а его оппоненту лишь 21! Более того, конкуренты представляют интересы абсолютно разных команд и выступают на принципиально разных болидах. Кубковый «СЕАТ» Фролова имеет чуть большую мощность и большие колёса, чем новейшая «БМВ» многократного чемпиона страны.
В RTCC пока закрывают на это глаза, считая, что на дюйм больший размер дисков нивелирует мощностной гандикап, однако, хочу заметить, что, несмотря на минус в виде небольших динамических потерь, больший радиус колёс обеспечивает ощутимую прибавку предела по сцеплению, особенно на виражах.
В результате в первом же заезде Александр лишил лидерства традиционного победителя квалификаций Ухова и помчался ко второй в сезоне победе. Напомню, на дебютном этапе в Смоленске молодой спортсмен также прошёл опытнейшего ветерана, подловив на перекрещивании траекторий, и восстановил статус-кво после победы Михаила в первом заезде сезона.
Сейчас лишние очки по отношению к лидеру первенства Фролову были нужны, как воздух, поскольку Курск он полностью провалил, взяв "лишь" серебро и бронзу, в то время как действующий чемпион оформил дубль из побед. И юному оренбуржцу это удалось! Ситуация повторилась зеркально. Однако вышло немало закулисных интриг, вследствие которых результаты этапа до сих пор неофициальны.
В Нижнем Новгороде в последний месяц регулярно после жаркой и душной погоды идёт сильный дождь с грозой… Не стал исключением и минувший уик-энд. По прошествии середины дистанции грянул гром, и трассу буквально залило водой! Тучи были настолько густыми, что показалось, будто настоящая тьма спустилась на кольцо. Удар природы был настолько силён, что автодром лишился электричества на несколько часов! Возникла чрезвычайная ситуация, в которой судьи не сориентировались и гонку сразу не остановили. В итоге пилоты, переобувшись в дождевую резину, один за другим теряли контроль над болидами. Одной такой жертвой стал лидер чемпионата Михаил Ухов, пропустивший в борьбе за лидерство Фролова ещё посуху, а в дождь оказался преградой для Дмитрия Добровольского, поставившего крест на гонке чемпиона. После двойного контакта болидов "БМВ" пилот «Башнефть Моторспорт» смог продолжить борьбу и финишировал на шестом месте. Ухов же после трёх побед и второго места в Курске и Смоленске со сломанной правой задней подвеской вынужден был сойти…
Однако почин «ТНК Рейсинг» смог поддержать второй пилот, так неудачно проведший дебют в команде, допустив вылет в первом заезде и оказавшись дисквалифицированным за фальстарт во втором в Смоленске, и подписавший уик-энд серьёзно разбитым «БМВ» на улицах Курска.
Олег Квитка, блестяще сохранив болид в дождь, смог финишировать вторым, в итоге уступив менее секунды Фролову и на три десятых опередив идущего также третьим и в чемпионате лидера «Башнефть Моторспорт» самарца Сергея Рябова.
В этот самый момент пилоты уже просто не могли продолжать гонку: Фролов разбил болид, а Квитка и вовсе добровольно остановился. Благо заезд всё же был остановлен и, так как пилоты прошли более 75% дистанции, очки получили все.
Не знаю, корректно ли сравнивать эту непогоду с канадской, что случилась на предпоследнем этапе Формулы 1 на автодроме имени Жиля Вильнёва, но по асфальту просто текли реки…
В момент начала непогоды автор строк до последнего оставался на выходе из самого интригующего, первого поворота, и когда уже хляби небесные разверзлись конкретно, уходить было практически некуда. В итоге пришлось забежать в первые попавшиеся боксы… которыми оказалась палатка главных звёзд, ступавших на N-Ring, Ивана Самарина и Сергея Сироткина, тестировавших пока единственные в стране болиды Формулы Россия.
Лидер чемпионата Формула Абарт как раз закутывал в чехол свою карбоновую Tatuus FA 010, спасая технику от дождя. В столь тёплой компании мы всеми силами пытались сохранить крышу над головой, коей являлась палатка, которую срывали порывы ветра, а точки опоры заливали реки хлынувшей воды! Как метко охарактеризовал Иван: «Мы попали в самое лужное место».
Дождь означал, что программа выступлений Формулы Россия была свёрнута, так и не успев начаться… Обидно, учитывая, что две недели назад такая же участь уже постигла их здесь же на Н-Ринге, когда погода также сыграла злую шутку. В активе команды были только слики…
Тем не менее, стоит сказать, что болид и серия, в которой к следующему году уже будет построено 20 боевых единиц, вселяет здоровый оптимизм.
Представлю небольшой экскурс в технические данные новой моносерии, открыв завесу тайны: монокок омологирован Ф3, двигатель при крошечном рабочем объёме в 1,4 литра турбирован, благодаря чему развивает ощутимые для младшей формулы 180 лошадей. При массе лишь в 450 килограммов это настоящий гоночный снаряд. Учитывая, что максимальный момент в 250 Нм достигается уже на 3500 об/мин, можно с уверенностью заявлять, что молодым пилотам трудностей строптивым характером машина не составит.
Всё это великолепие приправлено секвентальной шестиступенчатой трансмиссией, а осаживаться будет четырёхпоршневыми суппортами AP-Racing и тормозными колодками Ferodo. Опираться на полотно болид будет дисками, диаметром, как в Ф1, с соответственной шириной 180 и 240 миллиметров передних и задних сликов.
Но вернёмся к самому RTCC, чьими гонками поддержки ФРоссия официально станет только в следующем году, а пока это лишь демонстрационная лаборатория.
После сильнейшей непогоды уик-энд приостанавливался более чем на два часа. Зрители изнывали от нетерпения. Всё напоминало формульный Монреаль.
Урон для автодрома с точки зрения рекламной мишуры также был ощутимый. Лично мной, добровольно решившему помочь персоналу этапа, был поднят и укреплён баннер сайта sports.ru, сорванный с металлического рельса стартовой прямой.
Но уик-энд после восстановительных работ с честью был продолжен.
Однако, несмотря на высокую температуру воздуха, трасса всё ещё оставалась мокрой, и первая гонка объединённого класса 1600 проходила на мокрой дороге.
Полотно было очень коварным. Особенно жёсткое торможение перед первым поворотом, где сначала вылетела "Калина", пилотируемая несовершеннолетним Малеевым, а кругом спустя, там же, под копирку, саквапланироровал Кузьмин на «Поло», уверенно шедший в группе лидеров класса 1600.
И если самый юный спортсмен RTCC на «Ладе» смог выбраться задним ходом из отбойника, то пилот "Фольксвагена" сошёл, спровоцировав появление пейс-кара. После его ухода гонка была очень боевита, и лишь позиции Сотникова традиционно в нынешнем сезоне были незыблемыми. За второе же место кипела нешуточная борьба, где Грачёв, Митяев, Нуждин и догнавший их в итоге 21-летний Кальманович буквально в каждом повороте атаковали друг друга. В один момент показалось, что Михаилу из Тольятти удалось склонить чаши весов в свою сторону, но в итоге пальма первенства и «серебро» первого заезда перешли к его тёзке (с которым они даже родились в один день) из чемпионской команды «Лукойл-Рейсинг». Пилот же «Лада Спорт Рейсинг» не только отдал подиум конкурирующей «Калине» из «ПСМ», которую пилотировал обладатель лучшего круга Сергей Нуждин, но и своему юному сокоманднику Павлу. Сам же Митяев на последних метрах дистанции ещё и попал под атаку второго пилота «ПСМ», 32-летнего дебютанта автоспорта Александра Сальникова. Михаил так не хотел уступать, что на торможении ударом в водительскую дверь вынес конкурента за пределы трассы, постфактум получив сорокосекундную пенализацию. Всё это обернулось выигрышем пары позиций для Бориса Шульмейстера, прыгнувшего на пятое место.
После этой гонки нам вновь, как и в Смоленске, удалось взять масштабное интервью у легенды российского автоспорта, и Борис, на глазах которого произошёл инцидент двух «Калин», поведал все подробности случившегося, а также причины своего отставания от напарника, который обладает идентичной, лучшей техникой (новейшей «Форд Фиеста») в зачёте и лидирует в нём.
Между тем, впереди нас ждал второй заезд топового класса российского автоспорта. Согласно спортивному регламенту RTCC, позаимствованному у «Мирового туринга», старт во второй гонке реверсивный. Только «переворачивается» не первая восьмёрка финишировавших в дебютном заезде, как в WTCC, а лишь шестёрка.
Олег Квитка имел отличные шансы на победу, но, подходя лидером к первому повороту, допустил ошибку, подрезав позадиидущих конкурентов, в результате чего «БМВ Е 46» развернуло, и москвич с трудом выбрался из мокрой травы на последнем месте. Впервые в сезоне прорваться, финишировав, Олегу удалось, но лишь до скромного 7-го места…
На первых кругах лидировал «Леон» Андрея Радошнова, который удачно смог выйти из дебютного поворота, в котором произошёл замес с участием Квитки. Однако долго сопротивляться своему напарнику по «Оренбург Рейсинг» и претенденту на титул Фролову он не стал, намертво заблокировав основного конкурента Александра. Михаил Ухов мгновенно прорвался с 16 позиции, на которой он был классифицирован из-за схода в первом заезде, в тройку лидеров, однако Андрея пройти не мог до тех пор, пока стюарды не оштрафовали оренбуржца за излишне самоотверженную оборону стоп-энд-гоу. В итоге отчисленный из «ТНК Рейсинг» Максим Попов уверенно держался позади своего бывшего напарника и даже атаковал чемпиона! Под финиш Ухов, как и в прошлом сезоне, уехал от Попова, однако главному конкуренту за титул, Фролову, проиграл почти 20 секунд… И в итоге подал апелляцию, поскольку во втором заезде Александр стартовал на абсолютно другом болиде, не записанным даже как запасной, после повреждений своего «Леона» в первой гонке под дождём.
Результаты апелляции не подтверждены до сих пор, и пока подиум представляет «СЕАТ» и пару четырёх- и шестицилиндовой «БМВ», которые без шансов уступали по темпу в Нижнем «Леону» Фролова, более чем на полторы секунды побившему до начала дождя прошлогодний гоночный рекорд Ухова на Е46.
Феноменальное по накалу сражение для российского автоспорта. Но что произошло в финальном заезде младшего класса 1600…
Да, вновь безраздельно лидировал, прошив пелетон с «реверсивной» шестой позиции Сотников. Да, борьбы выше, чем за второе место, не получилось. Но какая она была!
Вплоть до последнего круга было неизвестно, кто же возьмёт «серебро», за которое вновь, как и в первом заезде, боролись Грачёв и Нуждин. Прошлогодняя «Фиеста» имела преимущество перед «Калиной», однако опыт Сергея позволял до последнего претендовать на успех в битве.
Развязка случилась на последнем круге… У болида Михаила оторвалось заднее колесо, и от заскользившего "Форда" не смог увернуться пилот "ПСМ", погнув балку крепления четвёртой точки опоры своей "Лады".
Отрыв дуэлянтов, обменивавшихся лучшими кругами, был так велик, что они едва и на трёх колёсах не взяли подиум. Однако темп их слишком упал, и Нуждин на повреждённом болиде пересёк линию финиша пятым, а Грачёв через 45 секунд седьмым…
Стартовавший с первой линии, благодаря пятому месту в первой гонке, Шульмейстер недолго лидировал. И, так и не найдя ключик к нижегородской трассе и будучи, по своим словам, «откровенно уступающим» проопустил напарника уже на первом торможении второго круга.
Далее Борис пропускал один болид за другим, выпав из претендентов на подиум. Однако проблемы у лучшего пилота «Калины» и своего напарника по «Лукойлу» на последнем круге позволили Шульмейстеру взять, как и в Смоленске, «серебро»!
Третьим в этой трагической финальной гонке уик-энда RTCC в Нижнем стал юный Павел Кальманович, опередивший своего партнёра по «Лада Спорт Рейсинг» Михаила Митяева.
В выступающем совместно с «Туринг-Лайт» классе «Национальный» лучше всех нижегородский уик-энд провёл 19-летний Вадим Мещеряков, выигравший первый заезд и уступивший лишь Василию Мезенцеву, который по-прежнему лидирует в чемпионате, во втором.
Оба раза на подиуме отметилась единственная представительница прекрасного пола RTCC 30-летняя Наталья Гольцова, в первом заезде и вовсе финишировавшая второй.
Ну, а в дополнявшем пелетон двухлитрового зачёта классе «Суперпродакшн» оба раза первенствовал Виктор Козанков на «Хонде Сивик», упрочивший лидерство в общем зачёте. Ведь пилот «Хонды Марьино» имеет ещё и добавочный очковый коэффициент в борьбе с официально превосходящей старой «БМВ» его главного конкурента Михаила Засадыча.
Стоит отметить и результат гостя чемпионата, директора «Нижегородского кольца», Вадима Баханова, который разово выступил на этапе, пилотируя «Хонду Сивик» прошлого поколения. Стартовав в гонке без прохождения квалификации, на правах организатора, с последней позиции, Вадим оценивался весьма скептически экспертами российского кольца, выразившими свои мнения при неформальном общении со мной. Однако Баханов посрамил критиков, финишировав 10-м и 12 в абсолютном зачёте, и, соответственно, 5-м и 4-м в «Суперпродакшн», оба раза позади Засадыча, отстав от «БМВ» в первом заезде только на 30 секунд, и, соответственно, благодаря добавочному коэффициенту, набрал очков больше, чем москвич.
Представителям издательства Paddock вновь, как и в Смоленске, удалось оценить трассу «глазами пилота» в роли пассажира «сейфти-кара».
По своим личным впечатлениям могу сказать, что темп предоставленного на эту гонку «СЕАТа Леон» был «вдвое выше», чем у прошлогоднего пейс-кара Н-Ринга «Хонды Сивик» шестой генерации, и он-борд видео вышло ещё более интригующим.
Отличной точкой длинного и насыщенного дня RTCC в Нижнем Новгороде для меня стал заезд в роли пассажира самой быстрой гоночной машины России, «Порше ГТ3», привезённой из итальянского чемпионата и серьёзно превосходящей по темпу даже топовый класс чемпионата страны «Туринг».
Прилипающей к спине кишечник – это не метафора. А перегрузки на грани тошноты на первом разгоне – абсолютно естественны. Конечно, уже к третьему сектору первого круга к интенсивному ускорению привыкаешь, однако боковые перегрузки по-прежнему впечатляют. Становится понятно, почему гонщики так сильно качают шею, которой в таких условиях непросто удержать голову в шлеме в нужном направлении. Четырёхточечные ремни отлично удерживают даже на жёстких торможениях тело, но не шею… С учётом того, как её мотало, система HANS бы не помешала. Топливо в немецком жеребце хватило ровно на мой заезд, что позволяет говорить о том, что условия для атаки были просто идеальны.
Выходить из прелестного гоночного ложемента, в котором буквально лежишь, намертво привязанный многоточечными ремнями безопасности, не хотелось…
Но а уик-энд, таким образом, подошёл к своему концу. Трейлеры собраны, болиды укомплектованы. Палатки сворачиваются… А Паддок перемещается в Казань, где 21 августа на новейшей трассе страны, «Каньон», пройдёт четвёртый этап чемпионата России.
Статью об этапе на Н-Ринге 2010 года Вы можете прочитать, кликнув по данной ссылке