Король и свита
94-ая «Джиро дʻИталия», завершившаяся в воскресенье гонкой с раздельным стартом, может показаться человеку поверхностно знакомому с велоспортом абсолютно неинтересной и предсказуемой. Достаточно взглянуть на предгоночные расклады и окончательную генеральную классификацию и попытаться найти десять отличий. Действительно, победил главный фаворит, второе место занял главный претендент на эту строчку, в очковой классификации первенствовал генеральщик, а обладатели молодежной и горной маек также фигурировали в предстартовых рейтингах на высоких позициях. В общем, скука да и только.
Альберто Контадор победил абсолютно заслужено и этой победой доказал очень многое своим недоброжелателям. Альберто был сильнее своих конкурентов на протяжении всей дистанции гонки. Он буквально взлетел на Этну так, что удержаться за им лишь на некоторое время смог только Хосе Рухано, о котором разговор пойдет позже. Контадор наголову разбил конкурентов в горной разделке, а затем показал свой класс и в равнинной индивидуальной гонке. Победа эта была ожидаема, но та легкость, с которой она была одержана (конечно, слово «легкость» не совсем подходит для тяжелейшего трехнедельного маршрута) просто поражает. Разумеется, до разрыва отделявшего победителя Джиро-2006 Ивана Бассо от второго места Контадор не дотянул, но это один из самых больших отрывов на итальянской многодневке за последнее десятилетие. Справедливости ради стоит отметить, что в 2006 году уровень соперников Бассо был ниже, чем у конкурентов Контадора.
Дифирамбы Контадору можно петь достаточно долго – за прошедшие три недели он их заслужил. Но проблема в том, что все это может оказаться тщетным, если по его делу с употреблением кленбутерола будет все-таки вынесен обвинительный вердикт. Конечно, в положительном для Альберто исходе истории уже почти никто не сомневается, но ситуация сама по себе все равно остается абсурдной. Лучший многодневщик современности (я думаю, теперь этот факт все труднее оспаривать) до сих пор находится под угрозой дисквалификации. Ситуация, которая в последнее время кажется обыденной для любителей велоспорта, в других видах спорта не может привидеться и в страшном сне. Представьте на секунду, что завтра вдруг отстранят на год от соревнований Себастьяна Феттеля, Рафаэля Надаля или, к примеру, Грегора Шлиренцауэра. Будучи готовым к любому повороту событий, я все же надеюсь на то, что точка в истории с Контадором будет поставлена как можно скорее.
Безусловно следует отметить Микеле Скарпони. Итальянец не смог навязать внятной борьбы Контадору в горах, но стабильно держался в группе остальных претендентов, а в последней разделке удержал свое преимущество над Винченцо Нибали. Микеле не блистал в горах, но именно за счет стабильного выступления он добился самого высокого для себя результата на итальянской многодневке. Тот же Нибали, прямо скажем, выглядел менее солидно, чем его соотечественник. Конечно, его отвалы с последующими возвращениями, доборы на спусках, атаки выглядели очень зрелищно, но должного эффекта не имели. Хотя третья позиция в генерале гонки с таким рельефом может быть занесена в актив Мессинской акуле.
Очень удивил многих француз Джон Гадре. Поначалу большинству казалось, что вот-вот он начнет отваливаться, вот на следующем этапе его сказка закончится. Но француз все держался, а временами наращивал свое преимущество над конкурентами и успел одержать победу на этапе. Очень жаль, что мы не увидим Гадре на «Тур де Франс» – там хозяева не подходили на расстояние вытянутой руки к подиуму уже довольно давно.
Вторым открытием гонки для меня стал Хосе Рухано. Хотя назвать человека, который ярко блеснул на Джиро еще в 2005 году «открытием» язык не поворачивается. После долгих скитаний по Латинской Америке, где он насобирал «пальмарес», он вернулся под крыло команды, где впервые заявил о себе и на той же самой гонке вновь напомнил себя образца шестилетней давности. Седьмая позиция в генерале – достойный результат для венесуэльца. Остается надеяться, что теперь мы будем вспоминать о нем чаще, чем раз в 6 лет.
Последние два этапа гонки едва не превратились в бенефис Хоакина Родригеса. Пурито, проваливший первую неделю и остававшийся практически без поддержки «собранной под него» команды, тем не менее, удержался на приемлемой пятой позиции. На последнем горном этап Родригес просто рвал и метал – до сих пор вспоминаются его бешеные глаза, когда он добирал одного за другим соперников. А в заключительной разделке он сумел не растерять преимущества, несмотря на врожденный «талант» делать это, и отстоял пятое место в итоговой классификации под атаками более искушенных в этом виде гонщиков, одним из которых был Роман Кройцигер. Чех едва не добрался до пятерки лучших, но этот результат по такому рельефу, по всей видимости, пока является потолком для Романа. Еще Кройцигер прогнозируемо стал обладателем белой майки – все-таки основной конкурент Крусвийк был менее стабилен, хотя временами неплохо проявлял себя в горах.
Главным разочарованием Джиро для многих стал Денис Меньшов. Понятно, что подготовка к гонке была сорвана, хотя Денис со свойственной ему дипломатичностью говорил, что «все идет по плану». Уже по ходу Джиро стало ясно, что до подиума ему не дотянуться, но на пятое место в генерале вполне можно было рассчитывать. Но слабо пройденная разделка разрушила эти надежды. Видимо, придется признать, что лучшие годы карьеры лучшего российского многодневщика прошли, и ему уже тяжело конкурировать с более молодыми соперниками. Хотя если посмотреть по сторонам, то можно увидеть 40-летнего Криса Хорнера, разбирающегося с молодняком с мальчишеской улыбкой на лице. Еще более обидно то, что после ухода с авансцены Меньшова других многодневщиков у нас просто не будет. Суперпроект по выращиванию молодых звезд отечественного велоспорта пока держится за счет усилий вышеназванного испанца, а российские гонщики там остаются на вторых. Остается надеяться только на Ивана Ровного, который в свое время был выдернут из заботливых рук Андрея Чмиля и теперь учится велосипедной премудрости у Йохана Брюнеля и Вячеслава Екимова. Я буду безумно рад ошибиться насчет Дениса, но пока факты говорят сами за себя.
Другие наши «в широком смысле этого слова», как любит выражаться один спортивный комментатор, проявили себя гораздо лучше. Василий Кириенка выиграл последний горный этап в великолепном отрыве, посвятив победу погибшему товарищу по команде. А Константин Сивцов занял высокое для себя десятое место в генеральной классификации.
Другими малыми героями Джиро были Стефано Гардзелли, получивший майку горного короля, баски Игор Антон и Микель Ниеве, взявшие два подряд тяжелейших этапа, Марк Кэвендиш, одержавший очередные победы в спринтерских разборках. Вместе с гонщиками Джиро мы пережили очень многое: мы видели людей, проводивших в седле по семь с половиной часов, драки в финишном створе, радость от побед и слезы горя от потери друзей. Эта Джиро, кажущаяся очень предсказуемой, была по-настоящему эмоциональной гонкой, где чувства у людей порой били через край.