Братство святого Йохана
Очень даже может быть, что «Барселона» – больше, чем клуб. То есть что не клуб – я не сомневаюсь. Не объясняет понятие «клуб» того, чем «Барса», в сущности, занимается и уж подавно – на что она претендует. Я просто не уверен, что это обязательно больше.
«Барселона», безусловно, не клуб. Клуб – это штука известная, это как фирма или компания. Она может быть, компания ваша, ЗАО, а может быть ОАО, а может быть ещё каким-то зеванием обозначена, но она устроена вполне конкретным, просто вариативным способом. Ну, может быть, в ней главный – гендиректор, а может – президент. Вот так и клуб.
Если «Барселона» – клуб, то кто в ней Йохан Круифф? С одной стороны, никто. С другой стороны, он определяет в ней практически все. Вы видали такие клубы? Нет. Но вы видали такие, например, монастыри. Вы про них читали.
Круифф – это святой. Вы можете назвать тех, кто за ним идет, сектой, можете вероучением, религией, орденом – это все мелочи и это неважно. Выберите на вкус. Но как только вы понимаете, что это так, все немедленно встает на места.
Гвардьола – это настоятель. Он очень важная фигура, в его руках власть, принятие всех решений – но не он придумал, чем тут все занимаются
Гвардьола (и любой другой, кто придет ему на смену) – это настоятель. Он очень важная фигура, в его руках власть, которая подразумевает управление, принятие всех решений – но не он придумал, чем тут все занимаются, не в его силах руководиться собственной волей в ключевых вопросах – есть уклад, есть высший смысл. Он пришел и он уйдет – вспомните, недавно Гвардьола размышлял вслух об уходе. В каких словах? «В таком клубе, как «Барселона», нельзя работать долго, игроки устают от тренера и наоборот». Понимаете? В устах, например, Виллаш-Боаша эти слова не имеют никакого смысла, потому что «Порту» и делает командой на каждый момент времени сотрудничество конкретных игроков и конкретного тренера. А здесь, видите, есть главенство чего-то большего. Игроки – служители, они при некоей могучей истине, и в службе своей они не должны уставать.
Нет, ну, правда же. Это братство, это Орден Барселонский. Вы читали об обучении в «Ла Масии», о том, насколько оно аскетично, о том, что молодые игроки воспитываются, называя вещи своими именами, в определенной форме отречения от мира и его утех? Ну, чистое послушничество. А игроки – монахи. Тут, конечно, уже средневековые ассоциации не очень подходят, потому что монахи-воители в европейской традиции уж слишком суровы. Эти-то играют, причем в футбол, причем в развеселый – тут, скорее, получается какой-то Шаолинь. Брат Пуйоль силен и ловок, брат Хави хитроумен, брат Иньеста – всеобщий любимец, никто не владеет таким количеством приемов! Брат Пике блудлив, конечно... Но ему все прощается – за отвагу и удаль! Брат Вальдес сначала только все портил, но постепенно тоже овладел навыками боевого футбола, теперь вместе со всеми радуется посредством оного жизни.
И брат Нео Лео - избранный, первый из всех. Богом поцелованный. Мы придумываем с вами все новые и новые образы, а близость с оригиналом совершенно не теряется!
В мире Сан-Круиффа футбол – не игра 11 на 11, там футбол – это образ жизни, это образ и служение этому образу
Вы почитате, что говорит Круифф, внимательно. Это ведь реальная проповедь. Часто, конечно, она неотличима от разбора футбольного матча, но ведь и поводы для настоящего откровения предоставляются нечасто. Вот сейчас – самое время; святой Йохан сообщает, что Моуриньо – не тренер.
И он совершенно прав. Он абсолютно прав! Вообще от кого другого сошло бы за оскорбление. Но тут-то какой бэкграунд! Круифф же тут же объясняет: Моу не тренер, а специалист по завоеванию титулов.
Ни фига себе, сказали мы с Петром Иванычем; а для чего ж тренер-то? Тренер – тот, кто тренирует команду, а задача команды – побеждать, улучшать результаты... Так? Ну, в общем, да. Но не в мире, окормляемом Сан-Круиффом. Там футбол – не игра 11 на 11 мячом определенного размера, там футбол – это образ жизни, это образ и служение этому образу.
Истина это или нет – вопрос очень простой. Ответ двояк: вы или верите, или нет. Если верите, то бесконечно; слушайте, я это вижу тут, в Испании, я читал газеты после ничьей на «Бернабеу»! Я видел своими глазами, что оценки за эту игру в барселонских газетах у футболистов «Барселоны» не просто выше, а на порядки выше. Там Афеллай получил оценку более высокую, чем любой полевой игрок «Реала». Касильяс только на барселонском уровне получил, оно и понятно – как-то ведь так вышло, что силы Барселонского Ордена не пришли в этот раз к победе. Вот он их остановил, да. А остальные...
Непобедимость «Барселоны» в том, что она может проиграть, но истина, которую она в себе несет, не станет от этого ни меньше, ни жальче
Так расценить игру «Реала» против «Барсы» можно только в том случае, если ты считаешь свой футбол не просто верным и не просто единственно верным, а читаешь только его футболом.
И мы видим, что одно дело – слушать Сан-Круиффа... Кстати, Саграда Фамилия все еще строится, и предусмотреть там еще одну фигуру для Учителя просто-таки необходимо. Так вот – одно дело слушать Йохана. Навряд ли есть другой человек, продвинувшийся в знании и понимании игры дальше, чем он – великий игрок, великий тренер, а теперь мудрец. Возможно, он научит нас прозревать через футбол, вещь достаточно безмерную, – как жить, как любить, как отделять истину от хлама.
Тут ты и понимаешь, в чем непобедимость «Барселоны» по Круиффу. В том, собственно, что она может проиграть, но истина, которую она в себе несет, не станет от этого ни меньше, ни жальче. Одно только то, что допускается существование нетренеров – добытчиков титулов, означяает ведь, что не в титулах счастье, и всех их не завоюешь.
И совсем другое – слушать тех, кто его повторяет и разносит его слова – слова святого, но сами по себе вовсе не святые - в меру своего понимания. Там нет ни истины, ни поиска истины, а есть только помещик Ноздрев, который проигрался в карты и на бильярде и, оправдываясь в своей неудаче, твердит раз за разом: «А вот попробовал бы он играть дуплетом!»