Две спартаковские раны
По случаю большого матча "Спартак" снова перекроил свой кадровый кафтан. В центре обороны - Рохо и Серхио Родригес, Ибсон, Рафаэл Кариока, Макеев - в запасе. Первый бразилец теоретически мог приболеть - был на то за пару дней до матча косвенный намек. Но про второго-то Валерий Карпин, экспрессивно общаясь с болельщиками, говорил, что он был лучшим на поле в ответной игре с "Порту". Вероятно, и это не гарантия попадания в основу в нынешнем "Спартаке". Дифференцированный подход.
Трибуны "Анжи" изложили свои чаяния по поводу состава родной команды. В письменном виде, на баннере: "Элиакву - сила! Мы ждем тебя на поле". А я с Элиакву ехал на игру в одной "девятке" с поломанной дверью. Видать, еще не сила. Да и что там Элиакву, если даже бомбардиристый Тарделли, забивший на субботней тренировке пару куртуазных мячей, остался у Гаджиева в запасе!
О схемах рассуждать не хочется, отмечу лишь роль Роберто Карлоса. Не зная доподлинно всех задач, возложенных на него Гаджи Гаджиевым, назвал бы бразильца стоппером. Но не в узком смысле работы волнорезом, а еще и в плане организации начала атак. Этакий "он-все-видит" - вот какой функцией наделил главный тренер своего капитана, делая ставку, полагаю, на его мудрость.
Последняя деталь: в спартаковском секторе собралось всего лишь около 50 человек, хотя до матча ходили возбужденные слухи о пятистах гостях из Москвы. Последняя - потому что после стартового свистка Петтая на все неигровое обращать внимание расхотелось.
Уже к третьей минуте Роберто Карлос дважды откровенно чистил у своих ворот. Разок ногой, разок головой. Просто выносил мяч за лицевую линию, а "Спартак" потом подавал угловые. "Анжи" не "проинтуичил" свойство нынешних красно-белых бойко начинать. Они не ждут, а сразу лезут в драку - так было в обоих матчах с "Порту", к примеру. Потом возможны разные исходы, в том числе и летальный, но стартового взрыва красно-белых это не гасит. Да и грех гасить то, что иногда дает поживу.
В Махачкале, например, дало. На 6-й минуте Гаджибеков уткнулся с мячом в предельно твердого Веллитона, тот побежал за отскоком, отдал Дмитрию Комбарову. Удар в ближний верхний угол стал для Ревишвили роковым. Мяч-то скользкий - и сильно пущенный.
А дальше на поле стал разворачиваться неприятный для "Спартака" сценарий. Не вдруг и не сразу, конечно. "Анжи" успокоился, принялся разворачиваться в соответствии с гаджиевским планом. И едва ли не главным островком этого спокойствия предстал Жусилей. Высокий, разумный, техничный, не боящийся ни Шешукова, ни Алекса, Жусилей явил уверенность. И это пошло его команде в плюс.
А еще по правому флангу часто подключался Ангбва, классического тарана исполнял Голенда, мотором служил Лахиялов. А вот Ахмедов и Буссуфа выглядели не столь ярко. Зрители кричали иногда: "Карлику отдай, карлику!" - но до маленького марокканца в первом тайме из глубины поля доходило немногое.
"Анжи", однако, справился и без него. После дальнего удара Ахмедова и силового прорыва Лахиялова в районе гостевой штрафной воцарилось то, что хочется назвать легким навалом хозяев. Продержалось оное минут 7-8 и совпало с серединой первой половины игры, а потом Лахиялов, резко развернувшись, подал с фланга, и Голенда, возвысившись над спартаковской защитой в прыжке, головой сравнял счет. Воздух для обороны москвичей по-прежнему терра инкогнита.
Гаджи Гаджиев, общаясь в пятницу с дагестанской прессой, долго и вдумчиво, как он умеет, говорил о главном: его команда может неважно комбинировать, это тренер поймет. Но она не имеет права играть равнодушно, неазартно, вяло. Такое прощаться не будет. Зато активная, инициативная игра будет поощряться. В том числе более высокими премиальными за домашние победы в сравнении с гостевыми.
Концовка первого тайма прошла в полном соответствии с этими заветами. "Анжи" соперников поддушивал, и тот же Буссуфа, скажем, вполне мог вывести свою команду вперед. Плюс издали очень сильно пробил Тагирбеков, что при вчерашней махачкалинской погоде представляло очень серьезную опасность.
Перерыв подарил "Спартаку" еще одну неприятную новость. Валерий Карпин был вынужден заменить Диканя. Стоявший рядом со мной Андрей Тихонов (игру он смотрел именно так - стоя в ложе прессы) проинформировал, за что спасибо ему большое: у вратаря проблемы с плечом. А вот Дзюбу, как сказал Тихонов, заменили на Ари не из-за проблем со здоровьем. При том что мощный форвард, на мой взгляд, сыграл до перерыва относительно живо.
И снова "Спартак" заиграл посимпатичней "Анжи". Минут 15 второго тайма гости смотрелись активнее хозяев. В частности, очень опасно бил Макгиди. Все остальное, правда, выглядело скорее территориальным, чем абсолютным преимуществом.
Махачкалинцы ответили штрафным имени Роберто Карлоса - плотно исполненным, стелющимся. Агаларов едва не добил тот мяч, отраженный Заболотным почти перед собой. И после этого вроде бы наметился зыбкий игровой паритет. Нервы команд расходовались щедро, но в равных пропорциях.
Так было до тех пор, пока не заныли традиционные спартаковские раны. Первая - тяга Шешукова к фолам в любое время дня и года. Нарушение в центре, желтая карточка, верховая подача Буссуфы. А в штрафной - болячка номер два. И не болячка даже - кровоточивый стигмат. Опять проигранный спартаковской защитой "второй этаж", на этот раз Ангбве. 2:1.
Из последующих событий отмечу абсолютно справедливую замену Алекса и еще один отрезок матча, который гости провели с преимуществом. Моменты имели, но назвать их остроту убийственной я бы не рискнул. И удивляться первой в истории победе "Анжи" над "Спартаком" не стал бы.