Беккенбауэр в юности записал две пластинки. Они помогли ему стать телезвездой
Только послушайте эти милые песни.
В 1966 году топ национального чарта ФРГ смотрелся изысканно: Get Off of My Cloud и 19th Nervous Breakdown – Rolling Stones, Strangers in the Night – Фрэнк Синатра, Sloop John B – The Beach Boys, Yellow Submarine – The Beatles. Они толкались у первой строчки, но увлекательно было не только на вершине. На 31-м месте устроилась песня с милым названием Gute Freunde Kann Niemand Trennen («Никому не рассорить хороших друзей»). Исполнял ее 21-летний Франц Беккенбауэр, один из лидеров «Баварии» и сборной ФРГ.
Это не было промо к чемпионату мира в Англии – великий немец действительно задумывался о карьере музыканта и делал первые шаги. Он начал с двусторонней пластинки с добрыми песнями о счастье, любви и дружбе. Первая, Du Allein («Ты одинок»), которая сейчас идеально бы легла на концовку романтического фильма с Джулией Робертс, не вышла в топы. Зато Gute Freunde Kann Niemand Trennen напевал весь Мюнхен, а после попадания в чарт о ней узнали и в других частях страны.
Песня настолько понравилась людям, что телеканал ARD использовал ее (только немного изменил текст) для рекламы лотереи и даже снял что-то вроде клипа. Получилось трогательно и чуть (слишком?) нелепо: Беккенбауэр с партнерами по сборной сидят в костюмах Adidas, игроки периодически ритмично хлопают, а Франц, которого камера хватает крупным планом, усыпляет пением. В оригинальном тексте есть такие строчки:
Никто не может рассорить хороших друзей,
Хорошие друзья никогда не бывают одиноки,
Потому что они живут,
Друг для друга.
Песня звучала отовсюду и несколько лет играла на домашних матчах «Баварии» перед выходом футболистов на поле. Беккенбауэру даже стали подражать – слушателей очаровало его произношение «Р».
Через год Франц записал вторую пластинку с карамельными названиями: «Вам повезло быть счастливым» и «1:0 в пользу вашей любви». Но реакции не последовало: она не тронула людей и пролетела мимо радиостанций. Беккенбауэр окончательно сконцентрировался на футболе и взял музыкальную паузу.
Две пластинки и чудный ролик на ARD сделали игрока телезвездой. Его обаятельный взгляд всполошил рекламодателей, которые засыпали игрока предложениями. По сути, немец был одним из первых спортсменов, кто неплохо заработал на популярности. В 1966 году за рекламу Knorr ему заплатили 12 тысяч марок: средняя зарплата в ФРГ была порядка четырехсот, а хороший автомобиль стоил около четырех тысяч. В 1970-х Беккенбауэра называли поп-королем республики, и как-то газета Suddeutsche Zeitung опубликовала статью с издевательским заголовком «От Кайзера до рекламного придворного шута». Ноэто не ухудшило репутацию футболиста, потому что Франц блистал на поле.
К музыке немец вернулся в 1974-м. Через семь лет после второй пластинки записал вместе со сборной песню к домашнему чемпионату мира. Бодрая композиция с названием Fuball Ist Unser Leben («Футбол – наша жизнь») звучала перед каждым матчем команды по телевидению. А после турнира игроки спели ее на шоу популярнейшего ведущего Вима Тельке.
Ha! Ho! Heja heja he!
Ha! Ho! Heja heja he!
Скоро сборная, которую Беккенбауэр возглавил в 1984-м, записывала треки к каждому большому турниру. В качестве тренера он провел два чемпионата мира: дошел до финала в 1986-м и выиграл кубок в 1990-м. Перед триумфом Франц спел вместе с Удо Юргенсом – одной из главных звезд немецкоязычной эстрады второй половины XX века.
Насколько пение значимо для Беккенбауэра, еще раз обозначил 2012 год. В полуфинале Евро Италия повалила Германию 2:1, но немецкие медиа обсуждали не только матч. Bild вышел с заголовком «Достаточно ли мы патриотичны?», намекая на то, что игроки еле слышно бормотали гимн. Футболистов особенно сильно критиковали два человека. Первый – Феликс Магат: «Итальянцы так рьяно пели гимн, что не было сомнений – они будут биться весь матч. К сожалению, ничего похожего я не заметил у наших парней, поэтому результат не случаен». А второй – Беккенбауэр: «Страсть проявляется в пении. И она должна исходить уже с гимна, это безумно важно. Когда я был тренером сборной, то раздавал текст гимна ребятам и настаивал на том, чтобы они пели как можно громче».
***
Беккенбауэр был первым игроком, который не постеснялся записать сольные песни. После него это делали Йохан Кройфф, Кевин Киган, Рууд Гуллит и десятки других важных мужчин. В конце 1980-х снимать клипы, чтобы привлечь внимание к бренду, начали клубы: например, «Ливерпуль» сделал видео на песню Anfield Rap (Red Machine in Full Effect), и она приземлилась на 3 место в британском чарте. Но если раньше треки Франца воспринимались серьезно, то сегодня к ним относятся скорее с насмешкой. BBC включал легендарную Gute Freunde Kann Niemand Trennen в рейтинг «11 самых странных песен футболистов», а Bleacher Report в топ «25 самых ужасных».
Вокруг Беккенбауэра есть одна легкая, но все же несправедливость. Его называют одним из лучших футболистов в истории, но забывают, что он еще и быстрее других догадался: чтобы стать суперзвездой, нужно не только фантастически играть в футбол, но еще и контролировать медиаобраз.
***
Не стесняйся петь где угодно и делай это от души. Скоро начнется новый сезон, а стадион – лучшее место для выражения эмоций. Но помни: чтобы все прошло ярко, нужно заботиться о связках. Препарат «Гомеовокс» специально разработан для лечения охриплости. Он поможет сохранить голос, и у тебя точно получится спеть так же, как Беккенбауэр. А, может, и еще очаровательнее.
Фото: globallookpress.com/Werek/R3690_Werek, imago sportfotodienst