Мы дожили до такой встречи сборной с народом!
Сборная России – любовь. Черчесов улыбался.
День после поражения – легкий и спокойный. Особенно если поражение – главная победа в истории.
Облачное небо, редкое солнце, меньше флагов и раскрашенных щек, приятная грусть. Замечательное состояние: грустить и откручивать назад, вспоминать шедевры Черышева, забеги Дзюбы. В эти дни мы тоже стали командой – меньше мусорили, больше здоровались, извинялись за отдавленные ноги и болели за одну команду.
На следующий день после Хорватии сборной устроили встречу с народом. В московской фан-зоне, куда текли тощие потоки. Почти без пива и шаурмы в пакетах (в дни матчаей всего этого было очень много), без коньячных пикников под деревьями и перекличек. Сегодня – тихая песня «Чемпионы» группы «Ленинград» из переносной колонки, небольшие очереди у палаток с флагами, встречные толпы китайский туристов, которые напевали «Подмосковные вечера».
К приезду футболистов площадь перед МГУ была заполнена – по фото сверху создавалось ощущение тесноты, но на самом деле в фан-зоне было свободно и комфортно. Люди чувствовали близость по-другому – вместе любили Россию и пытались выразить эту любовь. Кто-то тем, что посадил сына на плечи, чтобы он своими глазами увидел волшебников из сборной. Кто-то – серьезным взглядом и мокрыми глазами. Кто-то – флагом России, на который нанес не название города, а «Спасибо».
«Спасибо» и «Молодцы» – простейшие слова, которые выражают наивысший экстаз или признание. Сборную России встречали, провожали и ласкали только ими. Потому что, начиная с гола Газинского в первом матче и не заканчивая больше никогда, эти футболисты стали членами общей семьи. Игорь, Марио, Артем – из людей в телевизоре они превратились в родственников. Поэтому их простейшие, но светлые слова слушали максимально внимательно и реагировали навзрыд – хлопали и кричали. Не так мощно, как после гола в дополнительное время. Чувствовалась смесь горечи и гордости. Значит, сборная задела всех.
Даже неразговорчивый и резкий в общении Станислав Черчесов. С помощью песни «Ты космос, Стас» и брутального поведения он переоделся в образ народного героя. Они у нас могут быть только такими – вначале черствыми, но при дальнейшем знакомстве неожиданно своими. Охрипшим голосом главный тренер благодарил каждого: «Вы были даже не 12-м, не 13-м, не 14-м, не 15-м игроком. Через четыре года в Катаре сделаем лучше. Правда, без вас нам там будет сложно. Все туда». Возвращая слово ведущему, Черчесов по-хулигански растопырил большой палец и мизинец.
Народ слушал своих героев – на встречу с болельщиками они пришли в футболках с надписью «Играем за вас».
Акинфеев: «Играем за вас душой и сердцем. Вы лучшие».
Головин: «Ребят, спасибо за такую поддержку, эти эмоции в моем сердце на всю жизнь. Такое невозможно забыть».
Дзагоев, который со скамейки запасных заводил трибуны в «Лужниках», а в Сочи продолжил заводить и на поле, бешено закричал: «Вперед, Россия».
Черышев: «Вся страна получила удовольствие, но мы хотели пройти дальше. Спасибо за все. Мы вас любим!».
Фернандес: «Спасибо, Россия».
Зобнин: «Всем спасибо, мы вас любим».
Игнашевич (вчера объявил о завершении карьеры): «Спасибо всем, спасибо каждому в отдельности, нам очень приятно, спасибо! Вчера у меня и ребят были слезы. Сложно сказать, какие именно, – слезы горя или же слезы радости. Спасибо».
На Дзюбу заиграла другая музыка – восторженный джингл, который включают, когда представляют победителей. Мы привыкли к его сильным речам после матчей. Сегодня было кратко и по делу: «Доказали, что мы футбольная страна».
Смолов тоже говорил. Когда объявляли состав, на его фамилию реагировали нестабильно: без взрыва эмоций, без свиста, но было заметно, что люди не определились, как встречать парня, провалившего первый пенальти.
«Всем привет, – начал Смолов. – Я бы на вашем месте испытывал бы то же самое в мой адрес. Но такой души, как у нашего народа, нет ни у одного в мире. Мне приятно видеть столько людей. Дай бог здоровья каждому».
Самый мощный момент – гимн России. Я, например, плакал. Но вы должны знать другое. Впервые на глазах болельщиков пел Черчесов. Он улыбался и держал тот самый баннер, которым благодарили трибуны после победы над Испанией.
Пока игроки делали селфи, повернувшись к толпе спиной, Черчесов пошел к народу. Заводил его двумя руками, как на предыдущих матчах, уходил вглубь сцены, но снова возвращался. Ему нравилось управлять людьми – и под конец Черчесов вращался так, будто у него в руке дирижерская палочка. Его последнее действие на сцене – фото со всей вратарской бригадой: Акинфеевым, Габуловым, Луневым и тренером вратарей Стауче.
Так выглядит команда.
Спасибо!
Фото: twitter.com/TeamRussia; instagram.com; РИА Новости/Илья Питалев; twitter.com/ANobelito; REUTERS/Gleb Garanich