Сильвио Берлускони вернулся в большую политику. Но не вернется в «Милан»
Бывший премьер снова победил.
Осенью 2011-го премьер-министр Италии Сильвио Берлускони (первый миллиардер-глава государства) ушел в отставку на фоне экономического кризиса. В апреле 2017-го Берлускони продал «Милан», которым владел 31 год, чтобы с новыми деньгами удержать власть в медиагиганте Mediaset.
А 5 марта 2018-го правоцентристская коалиция, которая держится на Берлускони, выиграла парламентские выборы. Она набрала 37% голосов и опередила «Пять звезд» (32,68%), но не добралась до порога в 40% (обязательного для права сформировать правительство). Зыбкая, но победа: место у власти зависит от сплоченности коалиции, в которую входят четыре партии.
Старик явно не скучает на спортивной пенсии.
81-летний Берлускони начал предвыборную гонку с аутсайдерского статуса и новых уголовных дел, отвоевал часть позиций у левой Демократической партии и евроскептиков из движения «Пять звезд» – и закончил победителем. Наверное, это символично: совпадение удачной серии «россонери» и свежего триумфа Берлускони.
Осенью 2017-го его «Вперед, Италия» объединилась с несколькими старыми партиями и пробила избирательную реформу. Прежняя и простая система «набрал больше голосов – получил больше мест в парламенте» была слишком удобна для «Пяти звезд». Новая посложнее: 2/3 депутатов избираются по общенациональному партийному списку, 1/3 – в одномандатных округах. Коалиция Берлускони пробивала реформу под себя – с ней появились шансы на выборах.
Той же осенью «Вперед, Италия» неожиданно победила на региональных выборах на Сицилии (их называют репетицией парламентских). О возвращении Сильвио заговорили всерьез.
Мафия, бизнес и расследования
Если бы Берлускони обошелся без судов, это был бы не Берлускони.
Началось все в октябре, а спровоцировал шум Джузеппе Гравиано – один из бывших боссов «Коза Ностры» из семьи Бранкаччо, с 1994-го отбывающий пожизненное за организацию терактов в Милане, Флоренции и Риме. Мафиози рассказал сокамернику, что за взрывами стоял Сильвио Берлускони.
Соседом Гравиано по камере был Умберто Адинольфи – видный член Каморры, – а их разговор записали: «Берлускони хотел власти, но места наверху были заняты. Тогда он пришел ко мне и сказал, что есть дельце». Получив распечатку, органы открыли расследование против Берлускони – третье только по этому делу (предыдущие закончились ничем).
В январе Берлускони обвинили в подкупе свидетелей по давнему делу Руби. Та история стоила Сильвио политической карьеры: всплыли (и уже стали легендой) секс-вечеринки, на которых присутствовали несовершеннолетние. В 2013-м Берлускони осудили, в 2014-м оправдали, в 2015-м начали новое расследование: предполагается, что Сильвио отвалил 10 миллионов евро за молчание 22 свидетелей. Суд начнется 5 апреля.
Тогда же – в январе – его заподозрили в отмывании денег при продаже «Милана». Берлускони только посмеялся. Йонхонг Ли пригрозил судом редакциям Il Secolo XIX и La Stampa.
Сильвио и сам не теряется. 27 февраля начался суд по его иску к французскому медиаконгломерату Vivendi. В апреле 2016-го Mediaset и Vivendi задумали альянс: компании обмениваются небольшими долями, а один из телеканалов Сильвио – Mediaset Premium – за 880 миллионов евро переходит во владение французов.
Но через несколько месяцев Vivendi изменили условия – 20 процентов MP вместо 100, – а Берлускони подал иск. Vivendi ответил тем же. Сильвио уверяет, что ему нанесли финансовый ущерб на 3 миллиарда евро.
Фильм Соррентино
Пока Берлускони играет в теннис судебными исками, Паоло Соррентино снимает о нем кино. Тизер Loro (игра слов: «Они» или «Золото», если с апострофом – L’oro) уже появился в интернете. Первая часть фильма выйдет перед Каннским фестивалем (в конце апреля). Премьера продолжения – 24 мая.
Берлускони идея понравилась. Его сыграет Тони Сервилло, а сам Сильвио пустил съемочную группу на свои виллы на Сардинии и в Милане. Именно там устраивались легендарные загородные вечеринки Берлускони – музыка, танцы и не только.
Совет Путина и планы Сильвио
В октябре Берлускони подарил Путину пододеяльник, а ближе к выборам рассказал о совете президента России. Сильвио обещает увеличить минимальные пенсии до 1000 евро (сейчас – 507 евро), депортировать 500-600 тысяч иммигрантов и отменить прогрессивный налог, растущий вместе с доходом. Вместо него введут единый налог – 23% (сейчас – от 23 до 43%).
«Больше не будет сборов за первый дом и машину. Единый налог – глобальная революция, которая поможет созданию новых рабочих мест. Сам Владимир Путин объяснил мне, какой положительный эффект оказывает на экономику единый налог», – говорит Сильвио.
Правда, Берлускони вряд ли станет премьером: ему по-прежнему запрещено занимать государственные должности (он как раз подал апелляцию). Но это мало что меняет: Берлускони остается самым авторитетным правым политиком. Места в парламенте хватит для старых друзей. Спикером Сената стала его протеже Мария Элизабетта Казелатти, а одним из представителей Ломбардии выбран Адриано Галлиани.
Возвращение в «Милан»
В феврале журналист Le Parisien Филипп Мартина опросил нескольких случайных болельщиков «Милана» на выходе из клубного магазина. Они рассказали , что проголосуют за «Вперед, Италия». Причем это были обычные рабочие, которые не поддерживают пропредпринимательскую партию. Они пошли не за партией и ее ценностями – они пошли за Берлускони.
Болельщики не забыли Сильвио: «С ним «Милан» работал лучше. С китайцами много проблем. Берлускони обращал внимание на всех, поздравлял с днем рождения даже скромных сотрудников». Некий Фортунато не теряет надежды: «Милан» всегда в моем сердце, я верю, что однажды он вернется к семье Берлускони».
Берлускони выиграл выборы. Хитрец Сильвио не обещал победить – он вернулся за другим:
«Как и в 94-м, я чувствовал ответственность за страну. Наша задача – не пустить к власти конченых подстрекателей вроде сторонников Грилло. Посмотрите на их лидеров: они ничтожны, 87% никогда не работали, ничего не сделали для своих семей, все – болтуны, которые не способны прожить без парламентских выплат. «Пять звезд» – это не демократическое движение, а секта во главе со старым клоуном. Познакомившись с ними поближе, я понял, что они нищеброды: говорят, мол, мое принадлежит мне, но твое должно стать общим и немного моим. Они завидуют всем, кто достиг успеха».
«Пять звезд» бесят Берлускони. Он уверен, что движение почти так же ужасно для Италии, как коммунисты. И Сильвио сдержал слово: «Пять звезд» опередили остальные партии, но проиграли его коалиции правоцентристов.
Болельщики, которые верят в фиктивность продажи и формальный статус Йонхонга Ли (таких немало на сайтах и красно-черных форумах), зря ждут (и боятся) возвращения итальянца. Даже если «Милан» по-прежнему принадлежит Берлускони, политику удобнее остаться в тени: лучше не светить влитый в клуб капитал – вдруг что-то пойдет не так.
Если конспирологическая теория верна, не стоит рассчитывать на поглощение Усмановым или Рыболовлевым. И дело даже не в том, что оба миллиардера опровергли интерес к клубу. Раз уж Сильвио не расстался с «Миланом» год-два назад, то теперь, вернувшись во власть, не расстанется точно.
Зря надеются и фанаты, на которых сослался Le Parisien. Неопределенный финал выборов, в котором ни у кого нет большинства – дрожжи для закулисных игр. Берлускони не собирается возвращаться в «Милан», как и говорил в январе. Он слишком занят. Ему 81 год, надо кошмарить левых, прижимать «Пять звезд» и не дать развалиться коалиции.
Денег, которые Берлускони отсуживает у Vivendi, хватит на клуб, а его политические лозунги подходят и для футбола. Но пока ему весело и без «Милана».
***
Итальянский футбол соответствует моему чувству прекрасного. Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!
Фото: Gettyimages.ru/Pier Marco Tacca; globallookpress.com/Studiocamera/Giacomino/Ropi; REUTERS/Stringer; universalpictures.it/Gianni Fiorito; facebook.com/michele.cascavilla.5; globallookpress.com/Daniele Buffa/Image nella, imago/Insidefoto