«А счастье было так возможно, так близко!...» Субъективные заметки о соревнованиях пар на ОИ 2018
Командный турнир, доставивший столько переживаний за наших ребят, при всей его значимости, что ни говори, для многих – и для меня в том числе! – остался таким, в некотором роде, «аперитивом», призванным разжечь аппетит болельщиков перед «основным блюдом» - индивидуальными соревнованиями.
Начавшиеся рано утром в «День всех влюбленных» прокаты спортивных пар в короткой программе всколыхнули у всех влюбленных в фигурное катание целый спектр эмоций, и очень приятно, что, по большей части, эмоции эти были положительные. Прежде всего, порадовал общий очень возросший уровень мастерства практически всех пар. Даже явные аутсайдеры, японцы Мию Сузаки и Риючи Кихара рискнули исполнить параллельный 3Л и выполнили его вполне прилично, заработав за прокат свой личный рекорд, хоть он пока и весьма невысок – 52.74 балла.
Из тех, кто катался в первых разминках, мне понравились вернувшиеся в строй после тяжелой травмы партнерши обаятельные чехи Анна Душкова и Мартин Бидарж. Под необычную обработку 40-й симфонии Моцарта в ритме танго они показали качественное исполнение практически всех элементов, из которых мне особенно понравились комбинированное вращение и тодес. Ребята показали хорошее взаимопонимание партнеров, и если бы не степ-аут и касание льда рукой Мартином на выезде с параллельного 3Т, то, думаю, этот дуэт мог бы расположиться значительно выше 15-го места.
Кристина Астахова и Алексей Рогонов открывали 3-ю разминку. Кристина вышла на старт с непривычно сосредоточенным лицом, а Алексей при выезде коснулся льда рукой – на удачу! Ребята в своей программе словно старались доказать всем, что им по плечу отнюдь не только легкие по духу, в некотором роде «развлекательные» программы – строгая, даже в чем-то аскетичная программа под классические мелодии Моцарта и Орфа, исполненная безукоризненно, выявила новые грани их таланта, а особенно эффектно выглядели поддержка и выброс 3Ф. Полученные Кристиной и Лешей 70.52 балла составили их личный рекорд и позволили им замкнуть десятку сильнейших пар, что при сумасшедшей конкуренции и высочайшем уровне всех прокатов можно считать большим достижением наших фигуристов.
Очень мне было жаль китайский дуэт Чен Пен – Ян Цзинь. У них интересная постановка программы на музыку из фильма «Мистер и миссис Смит», но на сей раз мне в них не хватило привычного взаимодействия партнеров, а главное, «Пеночка» по-прежнему не может избавиться от своей «хронической болезни» - она часто срывает прыжки. Вот и на сей раз она упала с параллельного 3Т, который явно не докрутила (правда, и партнер тоже «постарался» - коснулся льда рукой на выезде); и ни прекрасно выполненные подкрутка и выброс, ни небанальное комбинированное вращение в разные стороны спасти ситуацию не смогли – 62.61 балла оставили их за бортом попадания в произвольную программу.
Северокорейские фигуристы Те Ок Рём и Ю Сик Ким в своей программе под эксцентричную джазовую композицию, на высокой скорости очень четко и продуманно акцентировали каждый элемент, дав волю своим эмоциям. Как сказали бы французы – «Chapeau!» («Снимаю шляпу!»). Замечательный олимпийский дебют нового, интересного – и вполне уже конкурентоспособного! – дуэта! Полученные ими 69.40 балла позволили им расположиться сразу же вслед за нашей парой.
Кирстен Мур-Тауэрс вместе со своим вторым партнером Майклом Маринаро наконец-то удалось обыграть на национальном первенстве Канады своего прежнего партнера Дилана Московича с Любовью Илюшечкиной и попасть в сборную. К концу олимпийского цикла Кирстен и Майкл, которому практически удалось сравняться в мастерстве со своей партнершей, стали выглядеть настоящим дуэтом. И программа у них мне понравилась, но Майкл изобразил какой-то невероятный кульбит с приложением рукой ко льду вместо 3Т на параллельном прыжке, что принесло им в итоге 65.68 балла и не позволило подняться выше 13-го места. «И то хлеб», как говорится – я, честно говоря, стала уже сомневаться в их попадании в произвольную программу.
Несомненно, одно их сильнейших впечатлений этого дня для меня – катание китайских фигуристов Сяою Ю и Хао Чжана. Они продемонстрировали прокат, в котором каждый элемент был не только идеально исполнен, но и превосходно акцентирован, с необычными красивыми подходами и в связи с музыкой. На мой взгляд, он заслуживал больше, чем 75.58 балла – суммы, позволившей им занять по итогам первого дня 5-е место.
А вот американцы Алекса Симека-Кнерим и Крис Кнерим разочаровали: при приземлении с подкрутки Алекса обхватила партнера руками за шею, испортив тем самым весьма эффектно исполненный элемент, Крис сделал степ-аут при приземлении с параллельного 3С, а потом партнерша коснулась рукой льда после выброса, так что очень симпатичная, на мой взгляд, программа оставила общее впечатление какой-то небрежности. Результат в 65.55 балла вряд ли порадовал фигуристов и позволил им расположиться лишь на 14-м месте.
Очень мне по душе программа молодых канадцев Джулианны Сёгэн и Чарли Билодо, украшенная то тут, то там разными маленькими «фишечками», из которых наиболее меня впечатлил необычный заход на тодес. Пожалуй, единственным упреком к ним может быть касание Джулианной льда рукой при выезде с выброса. Но отношения теплой приязни между партнерами в этом дуэте меня всегда очень трогают. С 67.52 балла Джулианна и Чарли заняли промежуточное 12-е место.
Просто великолепно откатали свою очень стильную программу, ярко подчеркивая в ней каждый элемент, французы Ванесса Джеймс и Морган Сипре. Особенно выделялись в ней качеством параллельный 3С и высоченный выброс 3Л. И судьи по достоинству оценили прокат, поставив за него 75.34 балла, что позволило этой красивой – глаз не оторвать! – паре войти в шестерку сильнейших.
Одна из любимейших моих программ нынешнего сезона – короткая итальянцев Николь Делла Моника и Маттео Гуаризе под песню «Magnificat» в исполнении певицы Мины. Просто удивительная метаморфоза произошла в этом олимпийском цикле в моем отношении к этому дуэту! Раньше я воспринимала их примерно так же, как сейчас Меган Дюамель и Эрика Редфорда: глаз резали расхлябанность и неряшливость в исполнении элементов, отсутствие взаимодействия между партнерами.
Правда, в отличие от Меган и Эрика ребята не делали элементов ультра-си. Но с каждым годом росло их мастерство в исполнении элементов, стиль становился все более отточенным, программы – все интереснее, и в результате я как-то поймала себя на мысли, что попросту полюбила эту пару, что со мной бывает нечасто: как правило, если уж мне кто-то не понравится, то перейти ему в разряд фаворитов практически невозможно:) Правда, и явных «нелюбимцев» у меня – по пальцам пересчитать. Здесь Николь и Маттео прокатались очень чисто, хотя и, возможно, более сдержанно, чем требует мелодия, но мне их катание понравилось, а результат в 74.00 балла стал их личным рекордом.
Китайцы Венцзинь Суй и Цун Хань, наверно, единственные, в чьем исполнении меня «Аллилуйя» не только не раздражает, но даже где-то нравится, а уж как нравится их программа – словами даже не передать! Тут уже просто забываешь об элементах, каждый из которых был исполнен на высочайшем техническом уровне, подкрепленном таким естественным, не нарочитым артистизмом, а заход в тодес просто вызвал восторг! Эти фигуристы, кажется, и по льду скользят, и дышат в унисон – непередаваемое единство двух маленьких и на вид таких хрупких – в чем душа держится? – юноши и девушки. Оценка в 82.39 балла, превысившая их личный рекорд, ничуть не кажется преувеличением за такое мастерство.
Казалось бы, у любого дуэта, который будет кататься сразу вслед за китайцами, положение незавидное: что можно противопоставить божественному катанию Суй и Ханя? Но у Валентины Маркеи и Ондрея Хотарека – своя ниша в парном катании, и в ней им нет равных! Они противопоставили рафинированной программе китайцев свою искрометную программу, полную задора и слегка эпатажного, но не переходящего грань приличия итальянского юмора, в которой они выглядели, как рыба в воде – раскованно и естественно. Причем фигуристы оставались в образе до самого конца, что тоже делает им честь. Ну и все элементы были испролнены очень достойно, что позволило им получить 74.50 балла и занять 7-е место.
Меган Дюамель и Эрик Редфорд, открывающие последнюю разминку, сразу же дали понять, что их олимпийские амбиции не исчерпываются . «золотом» командного турнира. Они катались напористо, но в ущерб чистоте: исполнение параллельного 3Л вызывало в памяти выражение «кто в лес, кто по дрова» - настолько вразнобой был исполнен этот прыжок, да и на выезде с выброса у партнерши было касание льда свободной ногой.
Ни о какой связи с музыкой (да и музыка сама по себе была, на мой взгляд, весьма невыразительной) и речи не было: не их это козырь – эстетичное и музыкальное катание. К концу программы фигуристы, кажется, еле на ногах держались. Но баллы за прокат им поставили очень и очень приличные – 76.82 балла, благодаря чему Дюамель и Редфорд вошли в лидирующую тройку.
Наталья Забияко и Александр Энберт писали свою ледовую акварель красивыми и точными мазками, и на контрасте с безликим катанием канадцев их программа воспринималась еще более проникновенно. Очень хорошо они исполнили все предписанные элементы и получили 74.35 балла, что вывело их на 8-е место – между двумя итальянскими дуэтами. Учитывая уже давно сложившееся международное реноме обоих и всего второй сезон, проводимый Наташей и Сашей на международном уровне и их олимпийский дебют, этот результат можно считать очень успешным.
Алена Савченко и Брюно Массо катались с настроением, передаваемым трибунам, но не смогли обойтись без ошибок: Брюно прыгнул параллельный 2С вместо 3С, а Алена рискованно выехала с выброса, но спасла элемент. Я не разделяю восторгов и мнения по поводу «гениальности» короткой программы немцев, но должна сказать, что как-то привыкла к ней по ходу сезона, и она, по крайней мере, перестала вызывать у меня прежнее отторжение. Подкрутку, выполняемую этими фигуристами, можно считать образцовой, а вот их вариант тодеса мне категорически не нравится – вся скрюченная-перекрученная Алена, стелющаяся надо льдом, выглядит крайне неэстетично.
Но должна отметить очень удачную работу дизайнера, визажиста и стилиста: Алена с новой прической, хорошим макияжем и в со вкусом сшитом платье выглядит гораздо привлекательнее, чем обычно. Однако полученные ими баллы – 76.59 – оставили фигуристов в раздумье, как можно поправить положение.
Евгения Тарасова и Владимир Морозов завершали первый день соревнований. Очень я волновалась за них, опасаясь, что могут перегореть из-за столь долгого ожидания. Но наши милые Рыжики развеяли все опасения: так превосходно они еще никогда не катались, даже в командном турнире, где получили свои заслуженные 10 баллов за первое место. Женечка и Володя, казалось, демонстрировали всем, КАК должен быть в идеале исполнен каждый элемент – четко, красиво, с огромной амплитудой, и при этом в теснейшей связи с музыкой. Им удалось передать весь ее драматизм, ее мощь и широту – просто образцовым по всем параметрам было исполнение наших фигуристов! И оценки говорили сами за себя – 81.68 балла, оставляющие возможность реальной борьбы за первенство.
В общем-то, на сей раз практической разницы в мастерстве между нашим и китайским дуэтами не было, оба они катались на одном – заоблачном! – уровне, и разница в баллах была обусловлена, полагаю, личными судейскими предпочтениями и закулисной борьбой федераций. Сложилось на сей раз так, а могло быть и наоборот. Все должна была решить произвольная программа. И у Жени с Володей был реальный шанс побороться не просто за пьедестал, но и за «золото». Но – «человек предполагает, а Бог располагает». Видимо, не случайно я не смогла ночью ни на минуту глаз сомкнуть, словно предчувствуя, что события следующего утра начнут разворачиваться совсем по другому сценарию.
Прежде всего, в целом фигуристы ошибались значительно больше, чем накануне, когда ошибки можно было буквально по пальцам пересчитать, а многие из фигуристов даже обновили свои личные рекорды.
Сегодня же, допустив в том числе и падение, грубо ошибались американцы Алекса Симека-Кнерим и Крис Кнерим; не лучше них выглядели немцы Анника Хокке и Рубен Бломмерт, которые падения хоть и избежали, но усеяли свою программу целой россыпью ошибок.
А вот открывающие соревнования канадцы Кирстен Мур-Тауэрс и Майкл Маринаро оставили очень неплохое впечатление. «Слабым звеном» в этой паре по-прежнему является партнер, приземлившийся на две ноги и коснувшийся льда рукой во втором прыжке каскада 2А –О – 3С, а также прыгнувший на две ноги в параллельном прыжке 3Т, но все остальные элементы были вполне приличного качества.
Пара идет по пути развития лирико-драматического стиля, в ней видны отношения партнеров, что я всегда ценю, но мне все-таки очень не хватает тех отношений, которые царили в паре Мур-Тауэрс – Москович, при явной склонности к лиризму окрашенных легким юмором, проявляющимся во взаимной «пикировке» партнеров на льду. Но потенциал пары, мне кажется, крепнет с каждым стартом и, похоже, в ближайшем олимпийском цикле следует ждать интересной борьбы за первенство внутри канадской сборной этого дуэта с Джулианной Сёгэн и Чарли Билодо.
На сей раз их сражение закончилось в пользу последних: Джулианна и Чарли получили 136.50 балла против 132.43, полученных Кирстен и Майклом. Перед началом программы Чарли бросил на Джулианну выразительный взгляд, в котором читалось: «Как же я тебя поднимать-то буду, девочка моя?» Действительно, его партнерша, похоже, набрала парочку лишних килограммов. Но катались они с настроением и без видимых ошибок, кроме расхождения на параллельном вращении, держась друг за друга не только руками, но и взглядами, хотя к концу программы партнер явно выдохся.
Чехи Анна Душкова и Мартин Бидарж в начале программы очень долго подбирались к параллельному 3Т, на котором партнер сделал в итоге степ-аут, а затем подставил вторую ногу на приземлении в каскаде 3С – 2Т. Но хороша была их тройная подкрутка, партнерша, несмотря на больное колено, героически стояла на обоих выбросах, интересно выглядело совместное вращение, однако в целом в их программе на музыку для «Cirque du Soleil», хоть и окрашенной индивидуальностью исполнителей, мне не хватило азарта и лихости, свойственных цирку, тему которого они развивали. Полученные ими 123.08 балла позволили им в итоге занять 14-е место, что неплохо для олимпийского дебюта юной пары, чья страна давно уже утратила когда-то передовые позиции в фигурном катании вообще и этом разряде в частности и которые ей теперь предстоит возрождать.
Дуновением свежего ветерка выглядела программа северокорейских фигуристов Тай Ок Рём и Ю Сик Кима, которые убедительно повторили свой успех предыдущего дня, получив 124.23 балла. Очень самобытный и красивый дуэт, за которым хочется следить!
Досадное падение с выброса 3С и несколько более мелких недочетов несколько подпортили впечатление от катания итальянцев Николь Делла Моники и Маттео Гуаризе. Мне очень по душе эта их программа «Древо жизни», украшенная несколькими эффектными пассажами, связывающими все элементы в одну картину (прекрасно смотрится, например, выброс 3Р, после которого партнерша встает в кораблик). И непонятны мне упреки комментаторов, сказавших, что в программе не просматривается мужское и женское начала. Я полагаю, что идея некой андрогинности, обобщенности в ней заложена изначально, что подчеркивается и костюмами – комбинезон у партнерши вместо платья. Оценки Николь и Маттео не самые высокие – 128.74 балла и итоговое 10-е место.
Первым кошмаром сегодняшнего дня стало для меня выступление Кристины Астаховой и Алексея Рогонова: падение партнерши на параллельном 3Т, ошибка обоих на параллельном 3С и в довершение всех бед – еще одно падение Кристины, на сей раз с выброса, вследствие чего программа рассыпалась на части. Очень жаль ребят, которые, получив 123.93 балла, откатились на 12-е место, но, похоже, с «матчастью» у них, в особенности у партнерши, проблем еще достаточно.
А вот Валентина Маркеи и Ондрей Хотарек катались так, словно бы и не было у них за плечами грузов ни вчерашнего проката, ни произвольной программы в «команднике» - начали как с чистого листа и продолжили, и закончили на самой высокой ноте. Все, абсолютно все получилось у Вали и Ондрея, и настроение программы, в которой исполнители буквально купались, наслаждаясь сами и посылая положительный эмоциональный заряд на трибуны, было выдержано от первой до последней ноты.
При этом имеющее, скорее, отрицательную коннотацию актерское выражение «хлопотать личиком» в отношении Маркеи и Хотарека эту отрицательную коннотацию теряет: их мимика выразительна и нисколько не буквализирует, в дурном смысле, идею программы, настоящим украшением которой стали прекрасно выполненные каскад 3С – 2Т – 2Т, оба выброса и «фирменная» хотарековская поддержка. 142.09 балла, составившие их личный рекорд, позволили итальянцам замкнуть шестерку сильнейших – прекрасный результат для завершения своего первого (хочется надеяться, не последнего, если верить словам Ондрея, сказанным во время ЧЕ) олимпийского цикла!
Наталья Забияко и Александр Энберт со своей произвольной, в целом, справились, за исключением невнятного 3С, на который они все-таки пошли, но исполнить так и не смогли. Все же остальное смотрелось, на мой взгляд, очень хорошо, и вся программа приобрела законченность и выразительность. Наташа и Саша – единственные из нашей команды, как оказалось, которым удалось подняться на одно место вверх в итоговой таблице – они стали 7-ми, что можно считать относительным успехом.
Верным тактическим ходом оказалось решение Ванессы Джеймс и Моргана Сипре вернуть прошлогоднюю произвольную программу «Звук тишины» на песню Максима Родригеса, хотя исполнение ее было небезошибочным: Ванесса пришла на две ноги и враскоряку, едва удержавшись от падения, после выброса 4С и сделала «бабочку» на параллельном 3С, да еще Морган явно из последних сил удержал Ванессу на заключительной поддержке. Но программа эта у них очень эффектная, очень сильная по эмоциональному накалу и прекрасно отражает индивидуальность исполнителей, и результат фигуристов, в целом, порадовал – 143.19 балла, что поставило их на итоговое 5-е место.
Перед началом программы Сяою Ю и Хао Чжан, способные вполне вмешаться в борьбу за «бронзу», обменялись долгим и выразительным взглядом, словно заряжая друг друга на борьбу. Но, увы, этот психологический прием не сработал: давно уже так неудачно не выступали эти фигуристы. Программа превратилась в череду падений и срыва партнершей прыжковых элементов и одного из выбросов. 128.52 балла отбросили их на 8-е место.
Алена Савченко и Брюно Массо после неудачи первого дня, видимо, провели со своим тренерским штабом «военный совет в Филях» и решили не рисковать ни четверной подкруткой, ни выбросами 3А и 4С (о чем просочилась информация накануне), а сделать все задуманное как можно чище. И эта тактика себя оправдала: со сложным контентом, но без элементов ультра-си, зажав себя в кулак и отбросив лишние эмоции, Савченко и Массо исполнили программу очень аккуратно и сдержанно (глядя на Брюно, мне вспомнились мои школьные годы и уроки чистописания: казалось, Брюно, как прилежный первоклассник, пишет по линеечке, высунув от напряжения язык, буквы в школьной прописи – прошу поклонников этой пары извинить меня за такую метафору).
В том, что судьи будут при малейшей возможности поддерживать именно этих фигуристов, у меня еще до начала ОИ сомнений не возникало, поэтому когда немцы такую возможность им дали, они с радостью «насыпали» им баллов на новый мировой рекорд – 159.31. Не уверена, что результат был бы таким же при равноценном прокате другой парой. Я уже много раз говорила, что поклонницей этого дуэта, в особенности Алены, ничуть не являюсь, так что никаких струн моей души эта программа не затронула при всей ее продуманности по скрытию недостатков и подчеркивании сильных сторон пары.
Савченко добилась того, что ее «одержимость» (характеристика не моя, а Артура Вернера) принесла свои плоды – ну что ж, теперь она, полагаю, будет счастлива и наконец-то уйдет из любительского ФК, вплотную занявшись своей женской судьбой, а сражаться за новые титулы будут уже совсем другие фигуристы.
Брюно Массо, коего выбор Алены в итоге вознес на фигурнокатательный олимп, выглядел почти невменяемым от счастья, и оба лили слезы радости, что вполне понятно. Поздравляю всех поклонников этого дуэта с победой их любимцев и при этом не теряю надежды, что «будет и на нашей улице праздник».
Надо отдать должное выдержке и самообладанию Меган Дюамель и Эрика Редфорда, вышедших на лед сразу после триумфального проката Савченко и Массо: они и бровью не повели, ничуть не облегчив свой контент. И если на параллельном прыжке 3Л пратнерша, недокрутив его, коснулась льда обеими руками, то другой элемент ультра-си – выброс 4С был сделан канадцами «на ура», да и все остальные элементы исполнены на высочайшем уровне.
Меган и Эрик «вытащили» из этой своей программы все, что могли, хотя говорить там о каком-то художественном впечатлении можно было бы все-таки с большой натяжкой. Впечатление было одно – сумасшедший азарт и нацеленность на результат, и это тоже было по-своему ярко. Оценка Дюамель и Редфорда – 153.33 - позволила им занять второе место в произвольной программе и завоевать бронзовые медали.
Венцзинь Суй и Цун Хань вышли на лед с запасом после короткой программы в 5 с лишним баллов перед канадцами. Казалось бы, весомое преимущество на этом уровне, когда не только десятые, но и сотые решают подчас судьбу медали. Но есть у этого и обратная сторона: когда ты чувствуешь за своей спиной такую «подушку безопасности», то, видимо, где-то подсознательно думаешь, что такого запаса обязательно должно хватить, поэтому невольно даешь себе фору при исполнении самых сложных элементов, и тут-то и следует ошибка.
Венцзинь и Цун начали с прекрасной 4-й подкрутки с рукой партнерши вверх, но уже в каскаде 3Т – 2Т – 2Т партнер вторым прыжком сделал «бабочку», что сразу же обесценило каскад, а партнерша сорвала параллельный 3С, сделав степ-аут, так что ни роскошные выбросы, ни прекрасно исполненные остальные элементы, ни эмоционально-художественный всплеск во второй части спасти программу уже не могли. Получив 153.08 балла, Суй и Хань остались 3-ми в произвольной программе и 2-ми в общем зачете, проиграв Савченко и Массо всего-навсего 0,43 балла!
Евгения Тарасова и Владимир Морозов вышли на лед и встали на стартовую позицию с такими лицами, что сердце у меня ёкнуло: что-то с ними не так! Совсем чужие были лица у Жени с Володей. Первый же элемент – 4-я подкрутка – был ими выполнен не идеально - партнерша подставила вторую ногу, а дальше пошло-поехало: музыка звучала сама по себе, ребята за ней не успевали, катили тяжело, медленно, без всякого куража, который просто необходим при исполнении программ такого рода.
Потом Женя пустила «бабочку» на параллельном 3С, затем не удержалась на ногах при исполнении выброса 3С и коснулась льда обеими руками. Дальше ребята собрались, прилично сделали каскад 3Т - 2Т – 2Т, да и все остальные элементы были выполнены вполне добротно, но «проснулись» и стали двигаться чуть живее ребята только к последней части. Увы, программа уже была «потеряна» - 143.25 балла отбросили Тарасову и Морозова на 4-е место, и запаса баллов после короткой программы не хватило ребятам, чтобы остаться в итоге хотя бы на 3-м месте.
Услышав судейский вердикт, Женя зарыдала, уткнув голову в колени, и у меня слезы на глаза наворачивались вместе с ней. Плакали от счастья Савченко и Массо, от горя – где-то там в кулуарах Венцзинь Суй, вышедшая на церемонию награждения с опухшими глазами, и Женечка Тарасова. Каждый получил свою порцию счастья или горя.
Итоги соревнования пар для наших фигуристов, к сожалению, невеселые – 4-е, 7-е и 12- места. Как же хочется верить, что за этим падением последует новый взлет! Утешаю себя, говоря: «Пусть этот пьедестал станет самым большим огорчением в твоей жизни!». А дальше – новые надежды на успех моих любимцев, которые не только «юношей питают»!