Олимпийская сказка Алёны Савченко
Да, этот пост своевременный настолько же, насколько комментарии отдельных пользователей и журналистов о том, кого надо было ставить в короткую программу мужской части командных соревнований, и о том, что с рок-н-роллом Тарасовой-Морозова не выигрывают золото. Но все же позволю себе его выложить, хотя у сегодняшнего дня уже другие герои – о них напишу чуть позже.
После беспричинного отстранения Столбовой-Климова, единственное мое желание накануне турнира спортивных пар на этих Играх было увидеть красивые чистые прокаты всех претендентов на медали и честное судейство. Лишенная персональных болельщицких симпатий, я предполагала, что золото и серебро в борьбе поделят между собой немцы и китайцы, а бронзу – наши и канадцы. В общем-то так оно и вышло, но предположить, что финал будет настолько ярким и драматичным я, конечно, не могла.
Турнир парников на этих Играх был, возможно, одним из самых ярких в истории этого вида фигурного катания. В современной – уж точно. На минувшем Чемпионате мира техническая оценка в 70 баллов за произвольную программу была отличным результатом, позволяющим претендовать на подиум и места около него. К Играм же практически все пары подошли в такой форме и с таким желанием, что этот рубеж преодолели уже 9 пар, а пропуском в короткую программу стали 63,04 балла, что отсекло от второго соревновательного дня, например, китайскую пару Пенг-Джин и австралийцев Алекандровскую-Виндзора.
День первый.
Первыми из наших пар в короткой программе Игр отметились Кристина Астахова и Алексей Рогонов. Отметились очень успешно: набрав хорошую технику, потеряли в компонентах за счет стартового номера и невеликого авторитета, но закрепили за собой место в десятке.
Северокорейская пара Рём-Ким запомнилась не только сложной дорогой к попаданию на Игры, но и мощной группой поддержки. А еще тем, что выглядели, скажем так, опровергая определенные стереотипы о своей стране. Партнерша, когда улыбается, неуловимо напоминает мне Майю Шибутани.
Заставили забыть о неудачном прокате на Чемпионате Европы и грязной короткой программе в командных соревнованиях Ванесса и Морган. У них одна из моих любимых коротких программ этого сезона: в ней прекрасна музыка, хореография, постановка, исполнители – все, кроме синей изоленты на груди Сипре. Впрочем, изолента не помешала им приехать на пятую техническую оценку дня.
Говоря о лучших коротких программах сезона, нельзя не отметить постановку Ю-Жанга. Лучше лебединой темы на них, наверное, могла бы сесть разве что «Красавица и чудовище», не в обиду Big China, как его когда-то назвал Траньков. Где-то балл в компонентах им пожалели, что никак не повлияло бы, правда, на итоговый результат, но было бы справедливо в контексте первого соревновательного дня.
Валентина и Ондрей – одна из моих самых любимых пар в принципе. Валя – не меньшая претендентка на премию «прогресс цикла», чем Бруно Массо: в возрасте, до которого не все девушки успевают докататься, лихо сменила профиль и стала отличней парницей. Тяжеловато у ребят только с подкруткой, но примерно на том же уровне ее делают и куда более опытные и мастеровитые Дюамель-Редфорд.
Суй-Хань – парники, про которых любят (и я в том числе) писать, что на льду они словно танцоры. Короткая программа под «Аллилуйю» стала еще одним подтверждением справедливости этого эпитета: каждый элемент – от великолепной тройной подкрутки с рукой партнерши, поднятой над головой, до танцевальной поддержки с корабликом партнера – смотрелся по-чемпионски. Китайцам покорился личный рекорд, а мировой, как мы знаем, обновить сложно из-за немного изменившихся после Сочи правил.
Женя с Володей так откатали короткую программу в командном турнире, что были опасения, что повторить такой прокат они не смогут. Как выяснится на следующий день, их запас прочности действительно подходил к концу, но на еще одного мощного «Рахманинова» им хватило. Крохи отставания в компонентах и технике позволили им занять удобное для атаки промежуточное второе место, при этом имея комфортный задел от остальных соперников. Задел, как мы знаем, через сутки был нивелирован собственными усилиями.
Мало кто заметил роковую ошибку Бруно на параллельном прыжке. Все так концентрировались на Алене, о плохом самочувствии которой слухи пошли еще до начала соревнований, что не заметили, как слишком рано раскрылся партнер. Должна сказать, что совершенно не понимаю комментариев в духе «Массо в качестве Олимпийского чемпиона – это абсурд» и «Компоненты в этой паре заслуживает только Алёна, поэтому делите их на два». Да, еще четыре года назад, находясь на задворках мирового парного катания и не имея особых спортивных амбиций, Массо был таким, каким его описывают отдельные пользователи. Грузным, неповоротливым, неартистичным – прямо скажем, будущего чемпиона в себе он никак не выдавал. Но за короткий срок он проделал огромную работу не только над собственной техникой и нервами, но и над презентацией. Если вы включите короткую программу немцев сразу после ошибки на сальхове, вы никогда не догадаетесь, что Бруно только что собственными ногами растоптал надежды на олимпийское золото. Он отыгрывал постановку до конца и только выйдя из финальной позы позволил себе стереть улыбку с лица и показать, что на самом деле чувствовал последние несколько минут.
Если бы я выложила этот пост после первого соревновательного дня, я бы написала про Алену и Бруно что-то вроде: «И, кажется, мы все слишком хорошо знаем, что будет завтра. Выброс в 3.5 оборота, падение, очередная Олимпийская бронза, а то и вовсе деревянная медаль… Но Алёна – она такая. Ей или золото, или ничего». Хорошо, что спорт куда более непредсказуемый, чем мы думаем, а жизнь – действительно лучший режиссер.
День второй.
Про прокат Астаховой-Рогонова лучше всех выразился сам Алексей, процитировав известное выражение: «Думал, что это счастье, а оказалось – опять опыт». Опыт того, что после отличной короткой программы не всегда получается произвольная. Опыт, что бороться нужно до последней секунды проката, даже если ни на что не претендуешь на соревнованиях. Опыт выступления без флага, в конце концов. Жаль, что как в самом «Ла-Ла-Ленде», под музыку из которого поставлена произвольная, нельзя показать альтернативный финал. Конечно, ребята не претендовали даже на пятерку, но место третьей пары в сборной окончательно уступили Забияко-Энберту.
Кстати, про Наталью и Александра. Перед их прокатом в команднике я мужественно пообещала себе больше никогда не называть их скучными. И никакими. И вообще отставить уничижительные эпитеты, если сдюжат. Поскольку в итоге сдюжили, несмотря на запланированный двойной сальхов, данное себе слово сдержу, тем более, что мне правда понравились настрой и прокаты ребят на этих играх. Спокойно, сдержанно, практически чисто. Безнадежный тройной сальхов оставили на личку, чтобы не играть в лотерею перед лицом команды. Произвольная программа даже практически начала мне нравиться, за исключением хода с сиреневыми тряпочками.
Ванесса и Морган вернулись к, наверное, лучшей своей произвольной программе в карьере, хотя самый успешный ее прокат остался на прошлогоднем Чемпионате Европы. Отсудили их чуть лояльнее, чем того заслуживало выступление с сорванным сольным прыжком и хоть и четверным, но очень грязным выбросом. Три балла преимущества в компонентах над чистыми и раскованными Маркеи-Хотареком там только в протоколах. Но будем считать, что это возврат должка за 0,11 балла на Чемпионате Европы.
Гляжу на Валентину с Ондреем – и вспоминаю, как он, ни на минуту не теряя улыбки, раздает автографы и поднимает в поддержки маленьких девочек в коридоре «Мегаспорта». Не всегда у них все получалось в этом цикле: были досадные срывы, когда в Кисс-энд-Крае смотреть друг на друга не хотелось, грязные прокаты и проигранные национальные титулы. Но на Играх они показали такие три чистых проката, что если это точка в карьере, то очень красивая. А я буду рада, если они еще годик-два покатаются и приедут к нам на очередной московский этап Гран-При. И, конечно, на мой взгляд, в итоговой таблице они должны были быть пятыми, а произвольную, если честно, выиграли и у Жени с Вовой.
Говоря о последней разминке, хочется немного нарушить логику повествования и начать с тех, кто на самом деле завершал Олимпийский парный турнир этим утром. Возможно, именно эта ноша закрывающих соревнования не позволила Жене с Володей совладать с нервами, хотя последний номер не помешал им в короткой программе. Наши спортсмены вышли на прокат с такими лицами, что золотые и серебряные медали уже можно было начинать обмывать (кому – брызгами шампанского, а кому – горькими слезами). За бронзу, особенно учитывая отрыв после минувшего соревновательного дня, можно было бороться и даже позволить себе помарку. Но лимит помарок был исчерпан на неуверенной четверной подкрутке и сдвоенном сальхове, а после случилась и фатальная ошибка – падение с выброса.
Дюамель-Редфорд на последний старт в карьере выходили заряженные предварительным третьим местом после короткой программы и командным золотом. Не все верили (я вот точно не верила), что возрастная пара, несколько дней назад сделавшая два полноценных соревновательных проката, к тому же как минимум наполовину страстно желающая повесить наконец коньки на гвоздь, сможет четвертый раз за неделю откататься близко к максимуму, но олимпийские чудеса – вещь особенная. Даже Александр Гришин не выдержал и осадил своих коллег по комментаторской позиции, напомнив про то, что несмотря на все упреки, которыми осыпают канадцев последние несколько лет, они все равно стали двукратными чемпионами мира.
От Суй-Ханя вряд ли кто-то ждал такого неубедительного проката. Не прозвучал он ни технически, ни по исполнению. Такого выступления с лихвой бы хватило для победы на этапе Гран-При или даже на Чемпионате Мира (при сохранении задела с короткой программы), но на Олимпиаде нужно было кататься чище и мощнее. Чем в итоге китайцы проиграли решающие полбалла? Может быть, одинарным тулупом партнера в каскаде. А может, вывалом партнерши с тройного сальхова, перешедшего в минусовую зону ГОЭ. Или баллом, которого стоили паре два слетевших уровня на вращении. Или третьим уровнем последней поддержки против четвертого у немцев. И знаете, хорошо, что эти Игры были не в Китае. Домашнее судейство могло бы подарить недостающие крохи хотя бы в тех же компонентах, сравняв их со второй оценкой Савченко-Массо (разница между ними в этом аспекте составила 0,45, а по общей сумме китайцы отстали на 0,43 балла), но чемпионским прокат делают не цифры.
Даниил Глейхенгауз в своем интервью, перевод которого я выкладывала в блоге на днях, признался, что главный кайф тренерской работы заключается в том адреналине, который ты получаешь, стоя у борта во время проката своего ученика. Для зрителя, на мой взгляд, одно из самых больших удовольствий, знакомых каждому, кто хоть раз смотрел фигурное катание на ледовой арене, - это те прокаты, во время которых весь зал, сколько бы тысяч человек он ни вмещал, смотрит не дыша. Не всегда это прокат победителя или твоего фаворита. Не важно, лирическая это программа или модный аплифтинг. В эти минуты кажется, что трибуны со спортсменами сливаются в одно целое, и чаще всего такие прокаты досматриваешь со слезами.
Прокат Алёны и Бруно в четверг был именно из этой категории. Бруно выходил на лёд с таким лицом, как будто он готов умереть прямо на корейском катке, лишь бы не подвести Алёну. Догадывался ли хоть один человек, глядя на него в прошлом цикле в паре с Дарьей Поповой, что это будущий Олимпийский чемпион? Полагаю, что и сам Массо не мог предсказать настолько крутой поворот в своей жизни, и страшно подумать, сколько ему пришлось работать, чтобы из фигуриста уровня второй мировой десятки стать тем, перед кем сегодня на колени встала Алёна, благодарная за то, что он помог осуществить ее Олимпийскую мечту.
***
Я выкладываю этот пост, когда в Корее уже завершились соревнования среди мужчин. Пока эти Игры отметились двумя удивительно честными и трудовыми пьедесталами: в них нашлось место и спортивной, и жизненной справедливости. И как хочется надеяться, что так будет и дальше.