Швед правильно сделал, что отказал НБА. Кулагин – наоборот
Такие разные карьерные пути двух самых ярких русских баскетболистов.
Алексей Швед раскачал опекуна переводом мяча перед собой и запустил сложный бросок из-за трехочковой дуги с небольшим отклонением – даже не назад, а куда-то в бок – несмотря на плотную защиту от Бено Удриха и целых 7 секунд до конца владения. Мяч впилился в переднюю дужку кольца и тут же отрикошетил обратно, словно от стены, метров на шесть.
Декабрь 2014-го. На следующий день после Рождества «Хьюстон Рокетс» приехали в Мемфис сыграть с местными «Гриззлиз». Алексей Швед вышел на замену Патрику Беверли в концовке первой четверти, по дороге обменявшись с ним парой русских ругательств (Беверли раньше играл в «Днепре» и питерском «Спартаке», а потому понимает местный разговорный фольклор). В начале второй четверти Швед запустил ту самую дурную «треху», в ответной атаке проморгал подбор и повторный бросок Удриха, не самого резвого человека на планете, которого обязан был держать в защите. В последующем тайм-ауте Швед был заменен, чтобы обратно уступить место Беверли и больше в этой игре не появляться. Как и в следующей. И в следующей. И в следующей. И еще в пяти.
Вскоре Шведа ожидает третий обмен за полгода. Проследовав по маршруту «Миннеаполис-Филадельфия-Хьюстон-Нью-Йорк», Швед в конце концов решил оставить свои НБАшные амбиции и вернуться домой.
* * *
Довольно просто воспринимать НБА как 450 самых талантливых и искусных баскетболистов планеты, раскиданных по 30 клубам. В действительности все не так тривиально; никто не убедит меня, что Серхио Родригес хуже Джеррида Бэйлесса, но после прошлого сезона «Филадельфия» оставила второго, а Серхио теперь – в ЦСКА.
Серхио Родригес отличается в худшую сторону от Бэйлесса не классом, а функционалом. Чачо Родригес – чистый разыгрывающий с метким броском, которому нужен мяч, чтобы быть эффективным. Ему нужно руководить атакой команды, знаменитое «чачизмо» испанца появляется из его комфортной зоны – когда он «дрессирует» мяч и творит с ним баскетбольную магию.
За магию в «Филадельфии» теперь отвечает Бен Симмонс. Поставив в приоритет развитие австралийца в качестве полноценного разыгрывающего, «Сиксерс» подыскивали к нему совсем других защитников, чем Чачо: резких, бегающих вокруг заслонов без мяча, бросающих с одного паса. Таких, как Бэйлесс. Менее талантливый, но более удобный.
В НБА есть несколько десятков звезд. И они окружены идеальными ролевыми игроками с определенным навыками, подходящими под нужную игровую модель. Представьте себе салат «Цезарь». Он может быть с курицей, креветками, даже с лобстером или ростбифом из тендерлойна. Но он точно не получится вкусным, если все это туда бросить одновременно, при этом не положить менее «статусные» ингредиенты вроде листьев салата или сухариков.
Поскольку баскетбол очень похож на кулинарию, эта аналогия должна объяснить, почему Родригес был креветкой в салате с курицей.
Вот и Алексею Шведу не хватало таланта, чтобы ввязаться в борьбу за очень ограниченное число звездных вакансий в НБА.
А игроком с ограниченной ролью он не может быть по определению.
* * *
«Переговоры с «Сакраменто» не дошли до стадии согласования сумм и сроков. Дмитрий Кулагин долгое время не мог определиться, хочет ли он уехать в НБА нынешним летом или поиграть еще один сезон в России. Именно это обстоятельство заставило взять паузу в переговорах с боссами «Кингз», которые шли достаточно динамично и успешно», – рассказывал в 2014 году агент Дмитрия. По его же словам, «Сакраменто» следило за Кулагиным еще до драфта. Позднее «Кингз» пригласили Дмитрия в свою команду Летней лиги, где клубы две недели просматривают своих новичков и молодых незадрафтованных свободных агентов без опыта игры в НБА.
Но Кулагин отказался.
В самой ситуации отказа, в принципе, нет ничего чудовищного: Летняя лига не гарантирует полноценного контракта, лишь единицы из незадрафтованных пробиваются оттуда в состав клуба НБА. Многие иностранцы, понимая скудность шансов, предпочитают не тратить время и деньги на перелеты туда-сюда через океан, а спокойно готовятся к новому европейскому сезону.
Обычно у таких баскетболистов есть четкое понимание, как они собираются строить свою карьеру в Европе. Кулагин на момент отказа приехать на кастинг НБА был свободным агентом, с тех пор побывал основным защитником «Зенита», глубоким запасным ЦСКА, а сегодня ищет себя в роли «шестого игрока» в «Локомотиве».
Больше в НБА – ни в основные команды, ни в фарм-клуб, ни в Летнюю лигу – Кулагина не звали.
* * *
В минувшие выходные я оказался в Краснодаре и посетил матч «Локомотива-Кубани» и «Химок». Единая лига ВТБ хотела, чтобы я написал что-то об этой встрече, но поскольку сама игра (что нетипично для росбаскета) захватывала меня и еще семь тысяч болельщиков целых три четверти из четырех (а потом «Химки» выдохлись), то отвлекаться на пометки, чтобы потом собрать из них отчет, совсем не хотелось. Так что я просто зря таскал за собой ноутбук и распугивал журналистов в пресс-ложе, пытаясь найти свободные розетки у них под ногами.
В противном случае я бы обязательно написал что-нибудь про победную серию «Локо» или про скандальчик с Барцокасом. Но другие авторы сделали это за меня, и получилось гораздо интереснее. Если посмотреть на составы команд, игру «Локо» и «Химок» трудно было бы отличить от матча в любой другой лиге: Лэйси, Бэбб, Коллинз, Квали и Элегар против Дженкинса, Андерсона, Ханикатта, Гилла и Томаса – так вполне мог бы выглядеть матч Джи-лиги. Существенное отличие – два самых крутых российских игрока тоже принимали участие в этой встрече.
И как редактор официального сайта НБА в России (серьезно, зайдите на nba.com/russia, если до сих пор не верите в то, что баскетбольный раздел Sports.ru является официальной площадкой НБА на русском) задавался вопросом:
Можно ли найти место для Шведа и Кулагина в НБА, а не в Единой лиге?
* * *
Алексей Швед раскачал Кулагина переводом мяча перед собой и запустил сложный бросок из-за трехочковой дуги с привычным уже отклонением вбок – и с привычной плотной опекой от Кулагина, который приклеился к Шведу, как только вышел на площадку. Мяч так же привычно не знал своей судьбы до последнего мгновения: многие атаки «Химок» проходили по такому сценарию, и мяч мог как с хлопком прорвать сетку кольца, так и вылететь куда-то в аут. Это броски Шведа, которые мы любим и ненавидим.
Баскетбол «Химок» не совсем европейский – это, конечно, и не НБА, скорее что-то из Китайской Баскетбольной Ассоциации. И в этом баскетболе Швед себя чувствует максимально уютно – как какой-нибудь Джиммер Фредетт, набирающий в среднем 37 очков за «Шанхай Шаркс». Только Швед так играет против гораздо лучших оборонительных схем, чем в Китае.
В НБА нужно выжимать максимум из каждого момента, чтобы выгрызать себе минуты в борьбе с такими же запасными, как ты; в Единой лиге Швед может не делать вообще никаких лишних движений и быть суперзвездой. В защите он чаще всего опекает игрока в углу площадки (можно даже не поднимать руки, если мяч до того не дойдет). В атаке – может едва перейти центральную линию, но решить эпизод в пользу своей команды – как в быстрой атаке против «Локо», когда его молниеносный наброс на Малкольма Томаса в итоге обеспечил три очка Джеймса Андерсона. Шведу понадобились всего пара секунд и пара шагов. Ради разминки или растяжки Алексей иногда вообще не встает со скамейки. Никаких лишних движений.
Злопыхатели назовут это звездной болезнью – а на самом деле это просто обеспечение комфорта, нужного для игры Шведа. Запихни такого игрока в рамки, правила, обязательства, ограничения, немодные шмотки – и ты просто уничтожишь его.
Именно за этим комфортом – в игровом, бытовом и финансовом плане – и возвращался в Россию Швед. Когда клубы НБА предложили ему лишь негарантированную минималку, Алексей понимал, что вряд ли «доживет» до того момента, когда ее гарантируют, если только не сломает себя и не начнет превращаться в другого, ролевого игрока с ограниченным набором умений (которые не факт, что еще найдутся в его арсенале).
Так зачем было ждать отчисления в январе, чтобы потом понурым возвращаться в ЕЛВТБ все равно, если можно было сразу перейти в клуб Евролиги, готовый сделать его местной звездой?
Если бы Швед попытался закрепиться в НБА, у нас могло не быть вообще никакого Шведа. Сейчас, в 29 лет, он проводит самый яркий и результативный сезон в карьере.
* * *
Кулагину летом исполнится 26, и несмотря на похвалы и персональные уроки от Саши Обрадовича, он все еще запасной игрок в «Локомотиве». Подменяет он Криса Бэбба – игрока с опытом игры в НБА, где ему давали шансы исключительно из-за одного-единственного навыка, показанного в колледже (и потерянного в дальнейшем): бросать трехочковые.
При этом универсальность Кулагина делает его чуть ли не самым полезным в команде. Он лучше всех персонально обороняется, хорошо видит площадку, может набирать очки самыми разными способами и мгновенно включается в игру. Его нацеленность на борьбу проявляется в самых маленьких деталях, которые обычно даже не видно в телетрансляции: вот он рванул в защиту сразу, как забил штрафной бросок, оказавшись там быстрее всех своих одноклубников. А вот он за секунду до конца третьей четверти просит (но не получает) пас, чтобы запустить мяч со своей половины и, может быть, чудом принести еще три очка.
И вот в чем дело: игроки с подобными навыками (свитч-дефенс, моушн-оффенс, хасл, вот эти все жаргонизмы, понятные баскетбольным болельщикам) сейчас максимально ценятся в НБА. У Кулагина пока не слишком надежный бросок, но американские «бросковые доктора» могут поставить его почти всем – посмотрите на примеры Леброна или Энтони Дэвиса. Излечиться не получится, если только ты Маркус Смарт – но даже в Маркусе Смарте души не чаят в тренерском штабе «Бостона» примерно из-за тех же вещей, которыми отличается сегодняшний Кулагин. Он больше не двойник молодого Эйзенштейна с вихрем на голове и в голове, а эффективный разносторонний защитник.
* * *
Гарретт Темпл в 2012 году вылетел в итальянскую Серию Б с «Казале» и вместо предложений от других итальянских команд согласился поиграть в Летней лиге за «Оклахому-Сити» – в 26 лет и без контракта на следующий сезон.
В Гарретте Темпле нет ничего такого, чего нет в Диме Кулагине (даже дальний бросок он прокачал только к 28 годам). Но Темпл рискнул всем, уехал на просмотр в НБА, не подошел «Оклахоме», потом не подошел еще и «Кливленду», но заинтересовал своей игрой в Летней лиге «Вашингтон», где провел следующие четыре года на минимальных контрактах, подменяя Уолла и Била, защищаясь на трех позициях, помогая с розыгрышем в запасной пятерке. Такие умения одинаково полезны и в Серии Б, и в столице США, и в столице Кубани.
Сейчас Темпл получает 8 млн в год от того самого «Сакраменто» и считается одним из основных претендентов на то, чтобы в февральский дедлайн быть обмененным в клуб уровня плей-офф.
Все потому, что в свое время не отказал «Оклахоме», хотя там даже не было свободного места в основной команде.
* * *
Швед попробовал свои силы в НБА и обнаружил, что он не подходит этой лиге, а она – ему. Кулагин же так и не попробовал. Даже не попробовал попробовать. И за четыре года прошел лишь путь до запасного, пускай и важного, игрока в Единой лиге ВТБ.
И тот вроде бы незначительный отказ приехать в Летнюю лигу в 2014 году может отказаться худшим решением в его карьере.
Фото: lokobasket.com; bckhimki.ru; Gettyimages.ru/Scott Halleran, Mitchell Leff; РИА Новости/Григорий Сысоев, Виталий Тимкив