Неуловимый четверной лутц или как великий комбинатор Рукавицын всех перехитрил
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Результаты декабрьского чемпионата России по фигурному катанию вызвали волну обсуждений относительно перетендентов на олимпийские путевки у мужчин. На две путевки претендовали, главным образом, четыре фигуриста: Михаил Коляда и Сергей Воронов, занявшие соответственно 3 и 4 места в Финале Гран-При, Александр Самарин, который на этапах Гран-При завоевал бронзовую медаль и остановился в шаге от пьдестала, а также Дмитрий Алиев, который из-за травмы не смог реализовать свой потенциал в полную силу в первой половине сезона. Неудачные прокаты произвольной программы «великолепной четверки» на национальном чемпионате оставили вопрос о путевках открытым. На европейское первенство отобрались Коляда, Самарин и Алиев, занявшие национальный пьедестал, тогда как Воронов остался в ранге запасного, хотя справедливость судейства в отношении его четверного места некоторыми ставилась под сомнение. Тем не менее, интрига сохранялась из-за вопросов по поводу физической готовности бронзового призера Алиева, не до конца оправившегося от травмы, и возможной замены его на Воронова.
Евгений Рукавицын, тренер Дмитрия Алиева, сразу же после российского чемпионата обозначил свои амбиции и дал понять, что ничего завоеванного он отдавать не собирается. Рукавицын подчеркнул, что его ученик не только поедет на европейское первенство, но и ставит своей задачей завоевать олимпийскую путевку, тем самым обозначая борьбу с Александром Самариным, которому предстояло разнашивать новые ботинки. Более того, Рукавицын заявил о планах усложнить технический набор и вернуть четверной лутц:
Безусловно, Дима на чемпионате Европы будет бороться за олимпийскую путевку. И мы планируем вернуть обратно лутц в четыре оборота в программы. Собственно, он уже сам об этом сказал. Если мы хотим бороться за Олимпиаду, мы должны делать более сложный набор прыжков, чем на чемпионате России.
Заявления тренера о возвращении четверного лутца не могли не показаться странными, с учетом недолеченной травмы Алиева, а также врезавшейся в память его произвольной программы на чемпионате России, которую Дмитрий едва смог докатать. Казалось бы, о каком усложнении может идти речь? Однако и Коляда, и Самарин включают в свои программы четверной лутц. Более того, аргументация против предоставления шанса Сергею Воронову строилась на его недостаточно конкурентоспособном техническом наборе, в который входит только четверной тулуп. Рукавицыну было важно публично аргументировать, почему его ученик является более перспективным, а также бросить вызов Коляде и, в большей степени, Самарину, который прыгает четверной лутц даже в каскаде.
Однако громкие заявления Рукавицына так и остались заявлениями. Четверного лутца мы не увидели. После проката короткой программы, в которой Алиев прыгнул каскад с тройным лутцом вместо четверного, Рукавицын поспешил похвалить ученика за находчивость на льду. А был ли этот каскад из двух тройных прыжков форс-мажором или же четко спланированной операцией?
Интересно, что Алиева преследовали форс-мажоры на Чемпионате Европы. Перед короткой программой порвался шнурок в ботинке, что, по словам Дмитрия, помогло ему переключить внимание и откатать хорошо. Перед тренировкой в день произвольной программы фигурист забыл коньки в отеле, поэтому не вышел на лед, что, по словам Рукавицына, могло помочь его ученику хорошо выступить.
После удачного проката короткой программы и промежуточного второго места с солидным отрывом от Коляды, а тем более от Самарина, главного конкурента в борьбе за олимпийскую путевку, ученик Рукавицына прямо заявил, что в произвольной программе четверной лутц не планируется:
Четверной лутц в произвольной программе прыгать не буду, у меня хороший набор - два четверных тулупа, два тройных акселя. Сейчас гнаться за вторым зайцем неправильно.
Набор-то хороший, как и прокаты Дмитрия, который достойно завершил соревнования мужчин и завоевал серебро, опередив лидера российской сборной Михаила Коляду. Но осадок остался. Технический набор и баллы, набранные Алиевым, вполне сопоставимы с набором и баллами Воронова в этом сезоне, на протяжении которого Сергей демонстрировал поразительную стабильность.
Например, в короткой, произвольной и по сумме двух программ: 91.33, 182.73, 274.06 баллов у Алиева на Чемпионате Европы в Москве vs. 90.06, 181.06, 271.12 баллов у Воронова на NHK Trophy 2017 в Японии, а не на домашнем льду.
А ведь именно благодаря потенциально более сложному техническому набору Алиеву предоставили шанс поехать на Чемпионат Европы, в то время как Воронов такую возможность не получил. Конечно, бесполезно спекулировать на тему, как откатал бы Воронов на Чемпионате Европы. Что бесспорно, так это стратегический гений Рукавицына. Пока все недоумевали, как его ученик сможет выкатать усложненную программу, хитроумный тренер такую задачу своему ученику и не ставил. Целью было откатать облегченный набор максимально чисто, в то время как тренер Самарина даже и не думала снижать сложность программы ученика из-за сломанного ботинка.
Великий комбинатор Рукавицын всех перехитрил. Внес смятение, открыто обозначив олимпийские амбиции и накалив соревновательную атмосферу. Громогласно заявил о четверном лутце, чтобы в очередной раз оправдать аванс, выданный его ученику по результатам чемпионата России. Неуловимый четверной лутц... А был ли мальчик?