В Дортмунде судят россиянина за покушение на игроков «Боруссии». Он хотел заработать на бирже
Прогремевшие 11 апреля нынешнего года взрывы возле автобуса дортмундской "Боруссии" потрясли всю Германию и весь футбольный мир. Но еще больше шокировали последующие сообщения о мотиве преступления: футболистов, очевидно, хотели убить ради прибыльной игры на бирже. В земельном суде в Дортмунде 21 декабря начался процесс по делу 28-летнего гражданина России и Германии Сергея В., которого обвиняют в покушении на убийство 28 человек.
Как произошло покушение?
Вечером 11 апреля футболисты и тренеры "Боруссии" вышли из гостиницы l'Arrivée и погрузились в клубный автобус, чтобы отправиться на домашний матч 1/4 финала Лиги чемпионов против "Монако". Едва автобус выехал с парковки, в кустах на обочине дороги синхронно сработали три взрывных устройства, начиненные металлическими штифтами. По счастливой случайности никто не погиб, ранения получили только один из футболистов, испанский защитник Марк Бартра, и полицейский, сопровождавший автобус на мотоцикле.
Как позднее выяснило следствие, больших жертв удалось избежать лишь благодаря тому, что бомба, находившаяся посередине и способная нанести самый серьезный урон, была расположена несколько выше других. Из-за этого поражающие элементы, которыми она была начинена, пролетели над автобусом. На месте взрывов были оставлены три признательные записки исламистского толка, однако после экспертного анализа у полиции появились серьезные сомнения в их достоверности.
Автобус "Боруссии" после взрывов
Что известно об обвиняемом?
Сергею В. 28 лет, у него два паспорта - российский и немецкий. Мужчина был прописан во Фройденштадте на юге Германии, куда его семья переехала в 2003 году из Челябинска. Фактически же он проживал на съемной квартире в соседнем Роттенбурге. В ФРГ подсудимый прошел профтехобучение на специалиста по электронике, а позднее работал в Тюбингенском университете. С середины 2016 года он трудился электриком на одной из ТЭЦ в Тюбингене.
По сведениям еженедельника Der Spiegel, мужчина мог иметь психические проблемы. Так, незадолго до нападения на автобус он якобы приобрел в аптеке по рецепту медикамент эсциталопрам, применяющийся для лечения биполярных и тревожных расстройств личности.
Сергей В. в зале суда
В чем заключался преступный план и какую выгоду он сулил?
В начале апреля обвиняемый взял в банке потребительский кредит в размере 40 тысяч евро. В день атаки эти деньги и собственные накопления он потратил на покупку опционных сертификатов в общей сложности на сумму в 78 тысяч евро. Сертификаты предполагали возможность для Сергея В. продать акции "Боруссии" по фиксированной цене в 4,8 евро за штуку вплоть до 16 июня 2017 года, независимо от того, какой будет их действительная рыночная стоимость. За день до взрывов, 10 апреля, ценные бумаги клуба торговались на уровне 5,72 евро.
Расчет обвиняемого, вероятно, состоял в том, чтобы с помощью бомб вывести из строя всю команду и особенно ее звезд, что надолго лишило бы клуб источника высоких доходов и привело бы к обвалу акций дортмундцев. А в этот момент он смог бы выгодно реализовать свои опционы.
Существуют разные оценки того, какой куш мог достаться предполагаемому злоумышленнику в случае успеха его затеи. Таблоид Bild называл в качестве максимально возможной суммы 3,9 миллиона евро. Spiegel Online рассчитывал теоретическую возможную выгоду от такой схемы на уровне свыше 100 тысяч евро. По оценке DW, при разных вариантах падения курса ценных бумаг, речь могла идти о прибыли от 550 тысяч до миллиона евро. На деле к 20 апреля акции "Боруссии" просели лишь до 5,36 евро, а после новостей о задержании Сергея В. начали вновь расти. Дортмундцы оказалась мишенью преступника по одной простой причине: это единственный немецкий футбольный клуб, разместивший на бирже свои бумаги.
Так выглядит акция дортмундской "Боруссии"
В обвинительном заключении высказывается подозрение в том, что мужчина мог готовить еще ряд аналогичных атак.В частности, он искал в интернете информацию о двух компаниях, управляющих подвесными дорогами в горах Швейцарии и Баварии, и их позициях на бирже.
Какие улики собраны против россиянина?
Изначально Сергея В. вычислили из-за приобретения нескольких десятков тысяч опционных сертификатов на не очень активно торгуемые акции дортмундского футбольного клуба. На всплеск спроса на мало ликвидные бумаги обратил внимание один австрийский болельщик "Боруссии". 12 апреля он уведомил об этом клуб, тот передал сведения в банк, выставивший на продажу эти деривативы, а на следующий день банк пожаловался в надзорные органы на подозрительные операции. При этом покупку опционов Сергей В. осуществил онлайн с IP-адреса того самого отеля l'Arrivée, где он заранее забронировал номер, оставив явный след.
«Проснулся ночью и вспомнил про опционы». Интервью фаната «Боруссии», вычислившего того, кто пытался убить игроков BVB
На подсудимого указывает и его поведение в гостинице. Номер он бронировал заранее на периоды с 9 по 13 и с 16 по 20 апреля, так как в тот момент еще не было известно, когда именно "Боруссия" примет на своем поле "Монако". При заселении Сергей В. оказался недоволен номером и потребовал переселить его в другой, выходящий окнами на парковку. Именно отсюда, полагает следствие, он наблюдал за отправлением автобуса с футболистами и дистанционно привел в действие взрывные устройства. А вскоре после взрывов, по свидетельствам очевидцев, когда среди постояльцев началась паника, Сергей В. спокойно спустился в гостиничный ресторан и заказал стейк.
Наконец, при обысках в квартире и на рабочем месте обвиняемого были обнаружены следы взрывчатых веществ и перекиси водорода, которая могла быть использована для производства бомбы, а также записи на русском и немецком языках относительно способов детонации взрывного устройства на расстоянии и изучения места будущего преступления.
Какое наказание грозит подсудимому?
Сергея В. обвиняют в покушении на убийство 28 человек из корыстных соображений, незаконном приобретении взрывчатки, а также в приведении в действие взрывных устройств. Сообщников у него, по данным следствия, не было. Подсудимому может грозить наказание вплоть до пожизненного тюремного заключения. Предполагается, что 18 судебных заседаний по этому делу завершатся до середины марта 2018 года.