Кино и теннис 2
Как Джек Леммон готовит спагетти с помощью теннисной ракетки? А что Джеймс Белуши находит общего между теннисом, гольфом и бейсболом? О чем разговаривают за теннисной партией иностранные разведчики, высокопоставленные чиновники и скандинавские короли? Как, в конце концов, можно сыграть в теннис без мячика? Теннисные эпизоды в кино – в продолжении поста «Кино и теннис».
Кто пропустил первую часть - она здесь.
Интересная деталь: в фильме Георгия Натансона "Посол Советского Союза" ни разу не упоминается название страны, в которой происходит действие. Хотя всё указывает на то, что это Швеция: в фильме неоднократно показываются виды Стокгольма и флаг Швеции ((с) Википедия). К тому же А. М. Коллонтай, прообраз Е. Н. Кольцовой, блестяще сыгранной Юлией Борисовой, была послом именно в Швеции. Кроме того, внешность короля, сыгранного Анатолием Кторовым, напоминает внешность Густава V, занимавшего шведский престол в 1907-1950 годах.
Так вот, этот Густав V вошел в историю Швеции как покровитель спорта. Он активно участвовал в Олимпийском движении, добившись того, что V Олимпийские игры 1912 года проходили в Стокгольме. Король и сам входил в сборную Швеции по теннису и играл в теннис до 90 лет (sic).
Шведский монарх был известным теннисистом, основал первый теннисный клуб в Швеции; как пропагандист этого вида спорта был избран в Международный зал теннисной славы (1980); заботился о судьбе теннисистов, арестованных нацистами.
Король из фильма тоже разумеется играет в теннис: неподражаемый Анатолий Кторов вместе с Гунаром Цилинским за разыгрыванием очка обсуждают первую женщину-посла: «Представляете, пресса пишет, что Елена Кольцова, народный комиссар первого большевистского правительства, курит трубку и пьет водку прямо из самовара»! «По крайней мере, это оригинально. Особенно для дипломата», - резюмирует король.
В политическом детективе Виктора Сергеева "Шизофрения" (о «немом» стрелке-киллере (Абдулов), завербованном спецслужбами во времена разгула криминала во всех сферах власти в 90-е) перебрасыванием мячика через сетку балуется первый вице-премьер правительства в исполнении Кирилла Лаврова. Он наставляет своего друга, криминального авторитета, отправившего отпрыска на обучение в Новую Зеландию:
- Ты бы объяснил своему сыну, что для того, чтобы чего-то добиться здесь, на Родине, надо научиться играть в теннис!
(Во времена Ельцина сложно было бы поспорить с этой сентенцией).
- 6:0, 6:1. Полный разгром за 27 минут! Такая быстрота, я бы сказал, не в вашем стиле, барон.
- Опять торопите. Хотите иметь качество, имейте терпение.
- Да, но в пределах разумного. Мне известно ваше высокое мнение о разведке русских.
Именно во время игры в теннис разведчики Абвера (актеры Игорь Васильев и Пауль Кальде в героико-приключенческом фильме "Вариант Омега") придумывают очередной ход хитроумной игры против советского военного командования. И неудивительно – недаром теннис называют «игрой в шахматы в движении».
Во время партии Игорь Васильев демонстрирует не самый плохой смэш.
Джордж Клуни в картине братьев Коэнов "Невыносимая жестокость" пытается сбросить нервное напряжение, выбрав в партнеры теннисную пушку для подачи мячей.
Сам актер тоже очень любит теннис: в его имении в английском графстве Беркшир сооружен шикарный всепогодный теннисный корт.
Персонаж Джеймса Белуши, сбежавший из тюрьмы заключенный и бейсбольный фанат, в типичной кинокомедии положений "Как разобраться с делами", волей случая оказавшийся на месте менеджера по проектам и впервые взявший в руки ракетку, яростно обыгрывает патрона-японца.
«Теннис успокаивает нервы, - объясняет ему перед игрой босс. – Готовит к тому, чтобы вести бизнес. Пусть победит сильнейший».
И совершенно обескураженный, уже после разгрома, удивленно произносит:
- У вас необычная манера игры в теннис. Необычная, но столь эффективная!
На что герой Белуши отвечает:
- Весь секрет в том, как крепко держать ракетку (The secret is a grip – Всё дело в хватке!).
И принимает стойку бьющего в бейсболе, орудуя ракеткой, как битой.
На протяжении фильма происходит забавная трансформация: сначала бейсбольный прием берет верх над теннисной подачей, а потом все тот же Белуши, исполняя подачу «питчера», загоняет бейсбольный мяч в лунку для гольфа. Таким образом, прослеживается своеобразная метафора: народная игра побеждает элитные виды спорта.
Если вы поклонники фильма "В джазе только девушки", то наверняка должны были посмотреть еще один шедевр Билли Уайлдера –"Квартира/The Apartment" с Джеком Леммоном и Ширли МакЛейн.
Еще Андрей Кончаловский заметил, что юная Ширли МакЛейн имеет удивительное сходство с нашей Еленой Кореневой, не правда ли?…. Вообще, я понимаю, почему эта картина попала в «Золотой фонд» американского кино (5 оскаров). Потому что эта история – о том, как из простой рождественской комедии сделать общечеловеческую глубокую драму, понятную абсолютно каждому.
«Одно время я жил, как Робинзон Крузо на необитаемом острове среди восьми миллионов людей. Однажды я увидел след на песке. Это были Вы».
Так вот, если вы видели «Квартиру», то наверняка запомнили оттуда искрометный «теннисный эпизод».
Героиня МакЛейн, обследуя квартиру незадачливого клерка-страховщика (Леммон), натыкается на кухне на теннисный инвентарь:
- Что здесь делает теннисная ракетка?
- Теннисная ракетка? Помнится, я готовил что-то итальянское, процеживая через нее спагетти.
Вот эта мизансцена:
(перевод)
- Мы будем переодеваться для обеда?
- Нет, садитесь, в чем есть.
- Ловко вы с ракеткой управляетесь.
- Видели бы вы мой бэкхенд! И вы еще не знаете, как я подаю тефтели! (игра слов: to serve – подавать на стол, а также подача в теннисе).
Не менее экстравагантно, чем Джек Леммон, эксплуатирует ракетку и герой Вуди Аллена в "Энни Холл" - он неистово бьет ею паука в ванной.
Но однажды в картине он использует ее и по прямому назначению: первая встреча Энни и Элви происходит именно на теннисном корте.
Энни Холл - прекрасная Дайан Китон
В конце эпизода Элви неловко тычет ручкой ракетки в Энни, что многие критики толкуют как один из режиссерских приемов эдакого жонглирования фрейдистскими символами. Тема психоанализа - сквозная тема всего фильма: Элви постоянно подшучивает над этим лейтмотивом, тем не менее посещает психоаналитика 15 лет. Вообще, всю картину можно расценить как один большой сеанс психоанализа с многочисленными бесподобными комическими монологами главного героя (фирменный вудиалленский взгляд внутрь себя), пытающегося скинуть груз психологических проблем.
И на закуску – диковинный спектакль, представленный мимами в финале фильма Микаланджело Антониони "Блоу ап": актеры исполняют пантомиму, имитирующую игру в теннис. Игра в теннис без мячика - типичный симулякр, намекающий зрителю на иллюзорность существования, ее эфемерность, иллюзию, подменяющую собой реальность; «контекст без предмета» становится неким философским фантомом. Недаром к концу этого антидетектива постепенно исчезают все составляющие "дела": улики-фото, труп, а потом и сам расследователь-фотограф. Что наша жизнь? Бесконечная игра обманчивых ценностей и масок….
Гейм. Сет. Матч. Снято!
(В посте использованы некоторые материалы Википедии, книги "Романовы. Семейные тайны русских императоров", статьи С. Кудрявцева "Экзистенциальная притча с элементами детектива").
Отдельное спасибо участникам обсуждения сабжа на интранет форуме "Дискуссия в Деревне Creativы".