Аленичев, ван Линген и 4-3-3. Часть общая
Конфликт между Аленичевым и ван Лингеном по поводу нежелания тренера применять схему 4-3-3 в матчах юношеской сборной России выглядит не только малопонятным. Он выглядит как довольно серьёзное противоречие, которое постоянно проявляется в вопросах, связанных с «нашими» и «ненашими», с целесообразностью привлечения в тренировочный процесс, особенно на уровне детского и юношеского футбола иностранных специалистов.
Что даст нам обучение игроков с детства игре по схеме 4-3-3? Для этого нужно постепенно разобраться с тем, что же из себя представляет 4-3-3 в общем, какие требования предъявляются к игрокам в этой схеме, и чему (теоретически) игра по этой схеме может научить российский футбол, если принципиально следовать ей при подготовке юношеских и молодёжных сборных.
Сегодня давайте кратко разберёмся с тем, что вообще из себя эта схема представляет.
В общих понятиях, схема включает 4 защитников, играющих в линию (что для нашего футбола в принципе вещь привычная), три полузащитника, один из которых традиционно играет ближе к амплуа опорника (впрочем, отодвигая второго полузащитника ближе к опорной зоне, мы получим схему, более близкую к 4-5-1 и 4-2-3-1), двух полузащитников-инсайдов, которым нужно покрывать довольно большой участок поля, далее — два фланговых форварда (инсайда), которые наделяются довольно обширными оборонительными обязанностями при потере мяча) и центрфорварда.
В том случае, если эта схема играется с глубокой оборонительной линией, она предоставляет численное превосходство в зоне полузащиты, где играют одновременно три полузащитника, оттянутые инсайды, и глубоко отходящий центрфорвард.
В том же случае, если схема играется с выдвинутой защитной линией, возникают проблемы как с насыщением центральной зоны полузащиты, так и с полупозицией на фланге между фуллбеком и форвардом-инсайдом. Зону на фланге покрывает полузащитник-инсайд, при этом как раз таки и оголяется зона в центре полузащиты.
Еще одной проблемной зоной остаётся пространство за спинами фуллбеков (в этой схеме они активно выдвигаются как для покрытия проблемных зон в полузащите, так и для поддержания атаки). Кроме того, изредка возникают трудности и при покрытии центральной зоны прямо перед центральными защитниками что связано с традиционным использованием только одного опорника. Встречаясь с 4-4-2, например, при обороне, трио обороняющихся встречается с двумя форвардами и атакующим центральным полузащитником соперника, при этом страхующего дополнительного игрока обороны не остаётся. Усугубляется эта ситуация, если к примеру один из фуллбеков не успевает вернуться из атаки в оборонительную позицию.
Исходя из вышеперечисленных особенностей, можно представить основные требования к игрокам различных позиций.
Центральные защитники более, чем в других схемах, должны уметь играть при отходе назад, т. е. в том случае, когда они движутся от стартовой позиции при обороне к своим воротам. Это связано в первую очередь с уязвимостью построений из 4 защитников против схем наподобие 4-2-3-1, когда, как показал последний чемпионат мира, пас идет из центральной зоны на ход смещающемуся с фланга в центр инсайду. При этом центральные защитники должны быть всегда готовы к потере позиции фуллбеком, так как на них в этой схеме возлагаются повышенные обязанности по выдвижению в атакующие позиции как при владении мячом, так и при прессинге.
Фуллбеки, в свою очередь, в первую очередь, должны быть игроками очень быстрыми и очень выносливыми. Это связано с тем, что. Как сказано выше, зона их ответственности существенно больше, чем при 4-4-2, например. Учитывая смещения форвардов-инсайдов в центр и большую зону ответственности полузащитников-инсайдов, фуллбекам приходится как страховать полузащитников, так и создавать оверлаппинг в атаке.
Центральный полузащитник в этой схеме — не только опорник, но еще и исходя из особенностей «треугольности» этой схемы (о которой мы скажем чуть ниже), он еще и должен быть оттянутым плеймейкером, «региста».
Полузащитники-инсайды — это игроки крайне подвижные. Каждый из них покрывает почти половину полузащитной зоны как в атаке, так и при обороне. При этом на них возлагается ответственность за снабжение атакующей линии мячами при владении на чужой половине поля, и за подбор мяча при игре на центрфорварда в подыгрыш.
Форварды-инсайды — едва ли не главная опора всей схемы. Кроме желания и умения обороняться, которое им будет просто необходимо (вспомните проблемы «Милана» с Роналдиньо на этой позиции), они должны одновременно уметь отлично играть в чужой штрафной, в том числе в завершении, обладать нужной скоростью и видением игры для рывков в свободные зоны, уметь навешивать при проходах до лицевой, уметь обыграть двух и более соперников на фланге.
Центрфорвард, в первую очередь, определяет взаимосвязь атаки и полузащиты. Он может служить и целевым форвардом, на которого адресуются передачи при выходе из обороны в атаку, и который должен за мяч зацепиться и придержать его до подхода партнеров, и играет в качестве выдвинутого плеймейкера (сравни с «регистой» – опорником, не правда ли занятная ситуация, когда роль плеймейкера отводится не центральным полузащитникам, а опорнику и форварду), при этом оттягиваясь из линии атаки к полузащитникам за мячом. При этом он остается форвардом, к тому же центральным!
Одна же из главных особенностей 4-3-3 — это великое множество «троек», которые составляют эту схему. Взаимодействие строится в первую очередь между этими тройками, которые работают вместе как в атаке, так и в обороне. Приведём основные «тройки», начиная от своих ворот.
-
два центральных защитника и опорник — совместное позиционирование при прикрытии зоны перед защитниками;
-
центральный защитник, опорник, и фуллбек — совместное позиционирование при проходе соперника по флангу;
-
фуллбек, опорник и полузащитник-инсайд — совместное позиционирование при прессинге в центральной зоне на фланге;
-
фуллбек, полузащитник-инсайд, форвард-инсайд — взаимодействие при атаке, комбинационная игра, прессинг фуллбека (вингера) соперника при потере мяча;
-
форвард-инсайд, центрфорвард, форвард-инсайд — взаимная координация положения при расшатывании обороны соперника, прессинге защитников соперника при потере мяча;
-
центрфорвард, полузащитники-инсайды — взаимодействие при приёме мяча на чужой половине поля, комбинационная игра при созидательном владении мячом, прессинг центральной группы соперника;
-
полузащитники-инсайды, опорник — комбинационная игра при созидательном владении мячом, прессинг центральной группы соперника.
Немного разобравшись с общими характеристиками и особенностями схемы, в следующей части мы продолжим — обсудим, какие игроки у нас сейчас в наличии в молодёжной сборной, чему эта схема их может научить, и вообще как 4-3-3 поживает в России. А потом пойдем по отдельным аспектам.