В «Формулу-1» пришел молодой чемпион. Его ждут в «Феррари»
Лучший юный пилот года.
В начале межсезонья в «Формуле-1» боссы концерна «Фиат-Крайслер» наконец-то вернули в Гран-при бренд «Альфа Ромео». Итальянская фирма заключила партнерское соглашение с «Заубером», после чего ни у кого из болельщиков не осталось сомнений по поводу состава пилотов швейцарцев на 2018 год: один из кокпитов занял гонщик молодежной Академии «Феррари» Шарль Леклер.
Леклер – один из самых талантливых молодых гонщиков мира
Шарль родился в Монте-Карло 20 лет назад и начал путь на вершину автоспорта с побед соревнованиях по картингу разного уровня и статуса. Например, он выиграл престижный молодежный Кубок Монако — причем всего в 13 лет, в то время как другие будущие пилоты «Ф-1» Карлос Сайнс и Жером д’Амброзио выигрывали его в 15 (верхняя граница допустимого возраста на турнире), а Себастьян Феттель с Робертом Кубицей побеждали в 14 и получали комплименты как главные таланты поколений.
Вскоре монегаск выиграл Кубок мира в классе KF3, а еще через год на юниорском чемпионате мира по картингу уступил первому месту всего один зачетный балл. В 2013-м Шарль снова боролся за титул чемпиона мира, но на сей раз проиграл Максу Ферстаппену, которого из-за невероятного таланта в последнее время все чаще сравнивают с великими гонщиками.
После сильных, но не выдающихся выступлений в «Формуле-Рено 2.0», «Формуле-3» и Гран-при Макао Леклер перешел в серию GP3 и наконец-то завершил сезон первым. Поступательный прогресс молодого пилота вызвал интерес гигантов автоспорта, однако парня к тому моменту уже подхватил толковый менеджер – Николя Тодт, ранее продвигавший Фелипе Массу, Пастора Мальдонадо, трехкратного чемпиона WTCC Хосе-Марию Лопеса и Жюля Бьянки. С помощью сына бывшего босса команды «Феррари» Леклер попал в молодежную Академию Скудерии и оказался главным проспектом итальянцев.
Он разнес «Формулу-2»
В этом году 19-летний пилот дебютировал в главном молодежном чемпионате, «Формуле-2», и благодаря сотрудничеству Академии с ведущей командой серии «Према» получил в свое распоряжение одну из лучших машин серии. В итоге сочетание таланта и быстрого болида привело к тотальному доминированию монегаска в личном зачете.
Уже во второй гонке сезона в Бахрейне из-за лишнего пит-стопа Леклер оказался на 14-й позиции за девять кругов до финиша — но провел невероятный спринтерский заезд, обогнал вообще всех и победил.
Подобным образом сложился примерно весь сезон: Шарль десять раз поднимался на подиум и выиграл семь гонок. При этом победы добывались в разном стиле: в одних заездах монегаск лидировал практически от старта до финиша, в других – прорывался через пелотон, совершал невероятные маневры и красиво обгонял. На последнем этапе сезона, уже после оформления чемпионского титула вроде бы не мотивированный Леклер совершил еще одно небольшое чудо: прорвался с седьмого места в группу призеров, а на заключительном круге совершил обгон лидирующей машины и финишировал первым.
Титул в «Формуле-2» был добыт в дебютном сезоне, и сделать это Шарлю удалось с новым рекордом – он стал самым молодым чемпионом в истории первенства (ранее называвшегося GP2), достигнув успеха за неделю до своего 20-летия. Его успехи уже отметили болельщики, выбрав монегаска лучшим дебютантом года в голосовании Autosport Award.
Конечно, Леклер произвел столь внушающее впечатление во многом из-за отсутствия достойной конкуренции: главными соперниками слушателя Академии «Феррари» были опытные, но не самые талантливые Артем Маркелов (23 года) и Оливер Роулэнд (25 лет) — и на фоне Шарля оба показались переростками-середняками.
Наверное, чемпиона стоит судить не только по доминированию в «Ф-2», но и по тестовому уик-энду за рулем «Заубера». В первой же сессии под малайзийским дождем он проехал быстрее Паскаля Верляйна, которого считают одним из главных молодых талантов. А вот тесты с «Феррари» прошли чуть хуже, но, во-первых, итальянцы не стремились сравнить молодого пилота с Феттелем и Райкконеном, а во-вторых, Леклер набрался ценного опыта и признался, что совместная работа с чемпионами мира помогла ему стать лучше как гонщику.
Леклер будет выступать за «Альфа Ромео Заубер»
В «Фиат-Крайслер» входит множество автомобильных марок — так что «Феррари» с «Альфа Ромео» можно назвать фактически одной компанией. Более того, президент Скудерии Серджио Маркионне одновременно является исполнительным директором всего концерна, поэтому решения о партнерстве с «Заубером» и судьбе Леклера принимались в Маранелло. С объявлением тянули лишь из-за желания сделать напарником Шарля еще одного слушателя Академии, Антонио Джовинацци, но в результате шведские инвесторы «Заубера» отстояли Маркуса Эрикссона, и итальянец занял место резервиста.
Пока трудно сказать, насколько большим будет вклад «Альфа Ромео» в развитие «Заубера». На данный момент марка заявлена как генеральный спонсор, однако в паддоке ожидают брендирования двигателя «Феррари» и последующее создание собственной силовой установки при помощи швейцарских инженеров. Возможно, со временем конюшня из Хинвила окончательно превратится в заводской коллектив под крылом «Фиата».
Но это будет потом, а в данный момент «Альфа» деньгами поможет в создании более конкурентоспособного болида и возрождении надежды на регулярное попадание в очковую зону. Вряд ли новая техника позволит пилотам бороться за места в топ-5, но теперь ребята из «Заубера» точно должны включиться в борьбу с коллективами из середины пелотона.
Чего ждать от Леклера в дебютном сезоне в «Формуле-1»?
Конечно, сходу стать чемпионом он никак не сможет. Чуть ли не впервые в карьере Шарль оказался в статусе аутсайдера, которому любые обгоны и быстрые круги дадутся с огромным трудом. Но зато боссы «Феррари» увидят главное: действительно ли пилот «всеядно» быстр, или просто умело пользуется преимуществами топовой техники.
Однако вне зависимости от собственных способностей и формы «Заубера» Леклеру необходимо громить Маркуса Эрикссона — и эта задача совсем не выглядит невыполнимой. Швед закончил уже четвертый сезон в «Формуле-1», и в каждом из них проигрывал напарникам (кроме дебютного года, когда пилот из Кульмы выступал за зеленый трактор «Катерхэм» – болид был так ужасен, что любая более-менее высокая позиция зависела скорее от удачи, чем от способностей гонщика). Переигрывали Маркуса и самый молодой чемпион в истории ДТМ Паскаль Верляйн, и менее перспективный Фелипе Наср, так что Эрикссона в «Ф-1» считают очень удачливым рента-драйвером, сохраняющим место исключительно благодаря финансовым покровителям. Такому пилоту Шарль просто не может проиграть.
Когда Леклера возьмут в «Феррари»?
Все зависит не только от выступлений монегаска, но и от ситуации внутри итальянской команды. С одной стороны, 38-летний Кими Райкконен упорно не хочет завершать карьеру и освобождать красный кокпит, несмотря на статус самого возрастного пилота в пелотоне, но с другой стороны руководство «Феррари» не любит рисковать и отдавать технику в руки вчерашних дебютантов. Ребята из Маранелло запросто могут отправиться в поход за пока не продлившим контракт с «Ред Булл» Дэном Риккардо, и тогда Леклеру останется только надеяться, что Феттель вновь не выдержит общества австралийца и сбежит (как уже было в 2014 году).
Либо если Шарль по своему обыкновению проведет необычайно мощный дебютный сезон и завоюет больше фанатов, чем Макс Ферстаппен, его могут забрать в «Феррари» сразу после появления свободного кокпита. В любом случае, если план по рекрутированию Риккардо провалится, Леклер будет одним из главных альтернатив.
Более того, будущий переход в стан Скудерии кажется практически неизбежным. Парня из Монте-Карло можно назвать самым талантливым слушателем Академии за последние пять лет — или даже за всю историю, если не вспоминать о Жюле Бьянки и его пути в «Формулу-1». Француз точно так же выигрывал гонки пачками, нравился фанатам, метил в чемпионы на «гарцующем жеребце» и попал сперва в аутсайдер («Марусю»), но закончил трагичной смертельной аварией под японским дождем.
Интересно, что отцы Шарля и Жюля были лучшими друзьями. Леклер-младший даже пришел в гонки благодаря Бьянки-старшему, а Бьянки-младший помогал монегаску с развитием гоночного мастерства, опекал его во время поездок, заменял механика на первых заездах и познакомил с Николя Тодтом. Теперь же Леклеру осталось лишь не повторить путь Бьянки в абсолютной точности, но вместо отбойника с трактором через пару лет завернуть в «Феррари».
Фото: instagram.com/charles_leclerc7; twitter.com/sauberf1team; Gettyimages.ru/Mark Thompson; Global Look Press/imago sportfotodienst