Русский хоккеист, который ничего не боится
Никита Зайцев – главный специалист НХЛ по блокированию бросков.
Средняя скорость полета шайбы после щелчка игрока Национальной хоккейной лиги – 135-140 километров в час. Кистевой бросок послабее, но и он у большинства нападающих под 100 км/час, а звезды вроде Кучерова, Тарасенко или Марка Шайфли из «Виннипега» и без замаха стреляют с убойной силой. Собственно, поэтому на вратарях висит по три десятка килограмм амуниции, в которой они похожи на Робокопов, а полевые игроки с такой тщательностью прицепляют к телу различные протекторы перед матчами. Боль может причинить попадание в открытое лицо куска льда, а теперь представьте, что будет, если в него прилетит почти 200 грамм замерзшей резины, которому придала ускорение клюшка Александра Овечкина.
Попадание шайбы в незащищенную часть тела приводит в лучшем случае к чудовищной боли и сильнейшему ушибу, в худшем – грозит переломом, сотрясением мозга или окончанием карьеры. В 90-х Трент Маклири из «Монреаля» получил удар в шею и чуть не умер на площадке, а Патрику Торесену в «Филадельфии» диагностировали разрыв яичка после блокшота в серии с «Вашингтоном». И хотя повторное обследование показало, что все не так плохо, пересматривать эпизод с броском Майка Грина норвежец вряд ли захочет.
Самые страшные травмы в хоккее
Хоккеисты это знают и продолжают бросаться по шайбу, забывая о риске и опасности. В разделе официального сайта лиги «Лучшие по статистике» красуются фотографии Сергея Бобровского, Александра Овечкина и Андрея Василевского, и рядом с ними должен быть еще один русский игрок. Защитник «Торонто» Никита Зайцев – номер один в НХЛ по части блокшотов. В 28 играх он поймал на себя 80 бросков, которые летели в сторону ворот «Лифс», а конце ноября в матче с «Каролиной» повторил личный рекорд, ликвидировав 8 атак соперников. Его одноклубник Фредерик Андерсен – самый загруженный вратарь первых месяцев регулярки – и так сделал на 65 сэйвов больше любого голкипера лиги, а если бы не Зайцев и его блоки, датчанину от перенапряжения стало бы совсем плохо.
В своем первом сезоне Никита сделал 136 блоков в 82 играх (1,7 за матч), а этом чемпионате идет на все 250. Рекорд для хоккеистов из России принадлежит Антону Волченкову – 273, который однажды заблокировал 11 бросков в одной игре. Совсем не щадил себя Александр Карповцев, который тоже играл в «Лифс», но НХЛ начала вести продвинутую статистику как следует после того, как защитник вернулся в Россию.
Даниила Маркова называли русским камикадзе, и несколько травм он получил, когда пытался остановить летящую в ворота его команды шайбу. В середине ноября бывший защитник «Торонто» похвалил у себя в твиттере Зайцева за то, как он пашет на площадке. С тех пор Никита забил два гола в пяти матчах и сделал еще десяток блоков.
– Никита – молодец. Он делает то, что должен делать защитник. Первый год ушел на притирку, а сейчас он играет, как надо. Видна работа в межсезонье. Он очень прибавил, – рассказывает Марков для Sports.ru. – А то, что он блокирует столько бросков, это нормально. Я вообще замечаю, что сейчас многие защитники сейчас не ложатся под шайбу, хотя в мое время это делали все.
«Питтсбург» в двух розыгрышах плей-офф подряд делал больше всех блоков, но количество не всегда перерастает в качество, что, в общем, касается всех статистических показателей. Можно забивать по 45-50 голов в регулярке, но десять лет подряд проигрывать в плей-офф, и такие же «но» можно найти в игре защитников, бросающихся под шайбу. Бывший вратарь «Рейнджерс» и «Локомотива» Стив Валикетт несколько лет назад разбирал важность блокшотов на примере Хенрика Лундквиста и пришел к тому, что польза от них бывает только тогда, когда полевой игрок выбирает нужную позицию и время, а также использует правильную технику. Последнее особенно важно, иначе вместе с блоком ты получишь тяжелую травму. Хэнк почти не ошибался и отбивал более 97 процентов дальних и средних бросков, когда партнеры не мешали ему их видеть, и чаще обычного пропускал, когда свои же игроки пытались сделать сэйв сами и перекрывали обзор.
– Я не знаю ни одного нормального вратаря, который бы не просил блокировать броски, – говорит Марков. – Конечно, важно перекрывать линию полета шайбы, и если ты встал перед голкипером, то должен сделать все, чтобы она до него не дошла.
Защитнику недостаточно быть просто смелым и иметь хорошую реакцию. Эффект от блока, после которого шайба отлетает сопернику, находящемуся в еще более выгодной позиции (так случилось с Зайцевым в игре с «Каролиной»), невелик, но такие отскоки случаются с ним редко.
Он здорово располагается перед Андерсеном и старается отбивать все в сторону площадки или за ее пределы. Никита не выбрасывается на атакующего игрока, а аккуратно приближается к нему, до последнего ждет действий, чтобы не попасться на финт и потерять позицию. Большая часть его блоков совершается клюшкой, что снижает вероятность травм. В этом он больше напоминает другого Маркова – Андрея. Бывший защитник «Монреаля» бесил нападающих тем, что цеплял их броски. Примерно так, как сейчас это делает Зайцев.
Хотя иногда прилетает так, что никакие протекторы не спасают. В прошлом сезоне шайба залетела в ворота «Торонто» от его шлема, и за лицо Никиты было страшно. Этой осенью он сделал несколько сэйвов руками и уезжал на скамейку запасных, морщась от боли.
Вместе с одноклубником Роном Хэйнси русский защитник чаще остальных в НХЛ выходит убивать меньшинство, и у него больше блоков в неравных составах, чем у кого-либо еще. За это время – а это почти сто минут – «Торонто» пропустил всего 10 шайб, а Зайцев заблокировал 24 броска и неоднократно срывал опасные атаки. «Листья» плохо обороняются в равных составах (51 шайба, пятое место с конца), но при игре 4 на 5 и 3 на 5 у них получается неплохо. Во многом благодаря Зайцеву.
Главный тренер «Торонто» Майк Бэбкок не раз скептически отзывался о важности блокшотов, но не потому, что не ценит их, а из-за того, что хочет от защитников большего, чем просто умение ложиться под шайбу. «По мне лучше, когда мы проводим время в зоне атаки и тогда ничего блокировать не нужно», – говорил он в октябре. Зайцев своей игрой доказывает, что круг его способностей намного шире, чем у того же Волченкова, который был заточен только на оборону. За первую четверть сезона у Никиты набралось 10 (4+6) очков, а с показателем полезности «плюс 11» он лучший среди защитников команды.
Ожидания от Зайцева велики, и каждая ошибка игрока – повод болельщиков ткнуть руководство «Лифс» за долгосрочный контракт, который они дали молодому защитнику. Никита не безупречен в принятии решений, иногда сказывается нехватка резкости, а от некоторых потерь хватаешься за голову. Но как минимум в желании работать, учиться и биться он не уступит никому в НХЛ, а иногда это важнее всех остальных качеств.
Фото: Gettyimages.ru/Claus Andersen, Bruce Bennett