Лучший русский форвард «Флориды» после Буре
Анти-Шипачев.
Со старта сезона НХЛ прошел месяц, а дороги недавних партнеров по СКА и сборной России – Евгения Дадонова и Вадима Шипачева – разошлись окончательно. Теперь они играют не только в разных командах, но и в разных лигах.
Карьера Шипачева в «Вегасе» получилась противоречивой, странной и очень короткой. Очевидно, что в какой-то момент ему (и его жене) энхаэловская реальность надоела настолько, что мысль о возвращении домой стала навязчивой. Если с русским человеком случается такой дикий приступ ностальгии – уже плевать на все, включая перспективы и контрактные миллионы. Поскорее бы со всем развязаться – и на самолет, к березкам, разводным мостам и золотым статуям.
У Дадонова история – совсем другая, но увлекаться их противопоставлением в духе «мужик – не мужик» не стоит. Сейчас можно точно сказать, что переход Евгения во «Флориду» был изначально более удачным шагом.
Домой, во Флориду
Чистоту сравнения Шипачева и Дадонова мог бы обеспечить «Вегас», если б летом подписал обоих. Разговоры ходили, и для «рыцарей» это выглядело логичным ходом: готовая связка, к которой всего лишь надо пристроить кого-то третьего. Например, их партнера по СКА Никиту Гусева, права на которого «Вегас» выменял у «Тампы». Кроме того, уже поигравший в НХЛ Дадонов мог бы здорово помочь Шипачеву с адаптацией.
Но «Вегас» в итоге подписал только Шипачева, причем еще до драфта расширения – то есть даже приблизительно не представляя, что у команды будет за состав. А у Дадонова стартовые условия были выгоднее по всем параметрам, кроме годовой зарплаты (4 млн долларов против 4,5 при сопоставимых налогах). Но что с того, если по факту Шипачев этих денег все равно уже не получит?
В остальном же Дадонову благоприятствовало все. Он пришел в команду, когда-то выбравшую его на драфте и в составе которой он дебютировал в НХЛ. Состав «Флориды» за это время поменялся, но многие сотрудники в клубе все те же. В том числе и генеральный менеджер Дэйл Тэллон, который вернулся к непосредственному управлению хоккейными операциями «Пантерс».
Город и штат Дадонову тоже хорошо знакомы, у него во Флориде оставалось жилье. Связи с солнечным полуостровом он никогда не терял, поэтому возвращение в «Пантерс» даже на бумаге выглядело куда менее рискованным предприятием, чем отъезд из Северной Америки в «Донбасс» пять лет назад. Клуб тоже следил за бывшим проспектом, и когда летом ему потребовалось усилить правый край нападения, приглашение Дадонова оказалось самым естественным решением проблемы.
Поэтому на самом деле они с Шипачевым сделали одинаковый выбор – домой, в комфорт. Просто у Дадонова из-за большего карьерного авантюризма (помните, как он чуть не стал игроком сборной Украины?) такое теплое во всех смыслах местечко нашлось и за океаном.
Преемник Ягра
В НХЛ очень многое зависит от того, оказался ты в нужное время в нужном месте или нет. У Шипачева с этим точно не срослось. Возможно, он думал, что крупный контракт послужит ему защитой от всех возможных проблем, связанных с утрясанием состава дебютирующей в лиге команды. Но просчитался.
«Флорида» же брала Дадонова с прицелом на конкретную позицию в звене с Александром Барковым и Джонатаном Юбердо. Еще недавно с ними играл Яромир Ягр, и это сотрудничество было взаимовыгодным – чешский суперветеран подзаряжался от молодых парней энергией, а они активно перенимали его разнообразный опыт.
Для Дадонова попадание в этот слот было отличным шансом максимально безболезненно перейти из одного первого звена в другое. Нужно было только по возможности быстро наладить взаимопонимание с финном и канадцем, и пока что ему это удается.
Тут есть еще один важный момент, кардинально отличающий его ситуацию от шипачевской. Это амплуа. К игре центральных нападающих в НХЛ особое отношение – что-то из серии «скажи мне, кто твой центр, и я скажу, кто ты». Даже если б Шипачев не столкнулся с вегасским организационным хаосом, ему предстояло бы встретиться с объективными сложностями. И дело тут не только во вбрасываниях, а вообще во всем – от навыков контроля шайбы в условиях по-настоящему жесткого противодействия до двусторонних аспектов игры.
А вот Дадонову намного проще заново привыкать к заокеанскому хоккею и органично вписываться, когда рядом Барков, который пашет за двоих, снабжает шайбой и всегда готов подыграть.
Наследник Буре
В начале 2000-х «Флорида» была русской командой. Главной звездой был Павел Буре, а в его окружение входили брат Валерий, Виктор Козлов, Олег Кваша, Иван Новосельцев, какое-то время даже Игорь Ларионов. Именно к тому времени и относятся почти все лучшие русские сезоны в истории «Флориды».
После ухода Буре-старшего тренды изменились, и долгое время единственным русским в команде был защитник Дмитрий Куликов. Теперь его в этом качестве заменил Дадонов. Но ему по силам большее – стать одним из лидеров «Флориды». Ситуация благоприятная, потому что вытеснять его из первого звена практически некому. Ставить туда 36-летнего чешского ветерана Радима Врбату было бы повторением пройденного – к тому же он все равно не Ягр. А на стороне Дадонова – форма, скорость и умение приспосабливаться к партнерам. И если в свой первый приезд в НХЛ топ-игроком он и близко не был, то теперь самое время им стать.
Все еще не вышедшей из кризиса «Флориде», убившей прошлый сезон на дурацкие кадровые перестановки в верхах, его прогресс очень нужен. Сейчас «Пантерс» обосновались на дне таблицы Восточной конференции, но поводы для оптимизма все равно есть. Большинство лидеров по-прежнему молоды (Аарону Экбладу – 21 год, Баркову – 22, Юбердо и Винсенту Трочеку – по 24), и если не тратить время на глупости, то вокруг них можно выстроить симпатичную команду, которая наведет шороху в дивизионе, как и пару лет назад.
Но пока у «Флориды» более приземленные задачи: привыкнуть к требованиям тренера-новичка Боба Бугнера и что-то сделать с защитой, которая на данный момент просто ужасна (3,81 пропущенных гола за игру и 71,7% эффективности меньшинства – вторые с конца показатели в НХЛ). В команде собраны молодые защитники с хорошим потенциалом, поэтому именно организация игры в обороне сейчас является главной задачей тренеров. И им совсем не до переформатирования нападения, где хотя бы что-то работает неплохо.
Пока «Флорида» критически зависит от стабильности лидеров атаки, и во многих играх именно тройка Юбердо – Барков – Дадонов в одиночку вывозит на себе игру команды в нападении. Пока что все трое набирают почти по очку за игру, и если Евгений выдержит этот график до конца сезона (сейчас 7+10 в 18 матчах), то обеспечит лучший русский перформанс в истории «Пантерс» со времен Буре.
А со временем можно и на статус главной русской легенды клуба замахнуться. Но это в том случае, если тяга к перемене мест у Дадонова ослабнет окончательно. Пока что за свою взрослую карьеру он ни в одном клубе не проводил больше трех сезонов подряд. А нынешний контракт с «Флоридой» – как раз на три года.
Фото: Gettyimages.ru/Patrick McDermott/NHLI, Joel Auerbach, Ethan Miller, Matt Kincaid