10 лет первому российскому чемпионству «Зенита». Как я был счастлив!
Александр Дорский делится воспоминаниями с дивана.
Чемпионства в Петербурге ждали еще в 2004-м. После серебряного сезона с Петржелой, Марешом, Спиваком, Радимовым, Быстровым, Денисовым, Власовым и идеальной связкой Аршавин – Кержаков болельщики «Зенита» были безумно оптимистичны.
Главное поражение в сезоне-2004 «Зениту» в Питере нанес ЦСКА (0:3). Перед матчем Петржела в интервью «PROспорт» назвал футбол армейцев «конским», Газзаев вместо установки показал игрокам вырезку из журнала, как результат – голы Гусева, Жиркова и Вагнера поставили крест на всем чемпионате. Через 2,5 года «Зенит» тренировал совсем другой человек, который был очень аккуратен в общении с прессой.
Перед сезоном-2007 «Зенит» провел сильнейшую трансферную кампанию, купив Тимощука, Зырянова, Алехандро Домингеса и Погребняка (летом к ним присоединился Ломбертс). Учитывая, что у «Зенита» и так был крепкий состав (Малафеев, Чонтофальски, Аршавин, Радимов, Крижанац, Шкртел, Анюков, Ширл, Ким Дон Чжин, Текке), казалось, что такая команда совсем не может упустить первое место.
Но первый круг «Зенит» выиграл вопреки куче проблем.
Еще зимой в команде полыхнул первый скандал: Радимов во время контрольного матча с «Малагой» подрался с Риксеном. Капитан резко отреагировал на неточный пас Шкртела, который привел к угловому у ворот «Зенита»; Риксену это не понравилось: «Закрой пасть! Если не можешь, рискни сказать все эти слова в мой адрес, а не в сторону молодых. Я напомнил о его глупых ошибках, стоящих нам титула. В октябре 2006‑го мы играли с «Рубином». Тогда Радимов трижды (!) подряд отдавал мяч сопернику, после чего казанцы легко забивали», – объяснял Риксен в 2013 году.
Адвокат сообщил обоим футболистам об отчислении, но в то же время позвонил Сарсании. Месседж Дика был прост: «Если команда придет ко мне и попросит их оставить, я подумаю». Команда пришла, Радимов и Риксен остались в Петербурге, но Владислав лишился статуса капитана.
За следующие четыре месяца капитан менялся три раза. Аршавина сослали в дубль после загула перед матчем со «Спартаком» (повеселились с Денисовым и Анюковым), Малафеев говорил, что вратарю слишком сложно быть капитаном, а у Хагена были проблемы с русским языком. 9 мая повязка перешла к Тимощуку, который всего за два месяца до этого переехал из «Шахтера» за рекордные 20 миллионов долларов.
Непонятная суета с капитанами влияла на качество игры «Зенита». Адвокат не мог определиться ни со стартом (за первый круг состав повторился лишь трижды), ни со схемой (Аршавин потом рассказывал, что голландец ошибочно ставил Домингеса под нападающим и отказывался от схемы с тремя форвардами). Все весенние победы «Зенита» добывались только за счет индивидуального мастерства кого-то из группы атаки.
Два домашних поражения от «Спартака», перфоманс Быстрова перед зенитовской скамейкой (футболка с портретом Анюкова после ссылки в дубль), проигрыш ЦСКА в Москве, нервные 4:3 с Нальчиком, пропущенные мячи от Сержа Бранко и Фернандо Габриэля – в общем, в первом круге «Зенит» сильно трясло. За все время – только одна очень уверенная победа, над «Динамо» – 3:0.
Первая часть сезона закрылась для «Зенита» гостевым матчем с «Москвой» Леонида Слуцкого. Оборона питерцев не справлялась с Романом Адамовым, но будущий форвард Таганрогской птицефабрики все равно не реализовал несколько убойных моментов. Вскоре «Москве» выписали техническое поражение: в составе вышел Роман Хубник, который из-за проблем с бумагами клубу даже не принадлежал (аренда истекла за день до матча).
Так Питер выиграл первый круг.
Мне тогда было 12 лет, я еще ни разу не ходил на чемпионат России (только Кубок УЕФА) и очень хотел попасть на первый матч «Зенита» после двухнедельного перерыва – против «Ростова». И хотя отцу совершенно не нравился футбол Адвоката, он согласился потерпеть. До матча оставалось дней семь, мы выбрали места, на которые купим билеты, но все сломалось в одну секунду: я получил сотрясение мозга. Оно оказалось очень сильным, и меня госпитализировали на несколько дней. Вид из окна больницы Святой Марии Магдалины (ее окна выходят на Тучков мост и «Петровский») был настоящей издевкой, которую ни один подросток никогда не простит этой планете.
За день до игры меня все-таки выписали, но на стадион все равно не отпустили. Дебют перспективного защитника Ломбертса и привезенный им пенальти я смотрел по телевизору.
Потом случилось новое поражение от «Спартака» (конечно, мне казалось, что гол Аршавина получился абсолютно чистым, а рука Баженова решила судьбу чемпионата) и 2:4 от «Динамо» (с двумя голами Колодина – уже тогда пушки, но еще не страшной). А 8 августа громыхнули великие 9:3, которые перевернули ход всего сезона.
Кубковая победа над «Динамо» была важна не только с точки зрения психологии – после нее постоянное место в старте получил Зырянов, который вместе с Тимощуком и Ширлом образовал трио в середине поля. Это была ключевая перестановка Адвоката, и во многом именно она позволила «Зениту» прекрасно пройти финиш чемпионата.
«В первом круге игра у команды не ладилась. Отношения в коллективе тоже были не совсем гладкие, мягко выражусь. Все хотели играть. Качественных футболистов было очень много, происходили конфликты на футбольном поле, в тренировочном процессе. Большая конкуренция, а результата вначале не было. Это два основных фактора», – вспоминал Зырянов. Константин пришел в «Зенит» одновременно с Тимощуком, но на фоне многомиллионного украинца его трансфер почти никто не заметил. На презентации сам Зырянов отмечал, что готов быть игроком ротации Через девять месяцев экс-полузащитника «Торпедо» признали лучшим футболистом России.
Несмотря на отличные результаты в последней части чемпионата (10 побед в 11 матчах), на чистое первое место «Зенит» вышел только после 28-го тура. Конечно, в максимально драматичном сезоне это не могло произойти буднично.
В 2007-м в «Спартаке» был невероятно хорош Дмитрий Торбинский, который разрывал всех, в том числе Анюкова, на левом фланге. В середине октября вдруг стало известно, что Торбинский не продлит контракт, а через десять дней Дмитрий опоздал на установку перед матчем с «Сатурном». Черчесов не простил одного из лучших игроков чемпионата, выкинул его из заявки и после 0:0 просто сорвался: «Если человека нет на установке, он должен быть в заявке? Я пришел на установку вовремя, Торбинского нет. Я дверь закрыл, на этом все заканчивается. Так было всегда и так будет! Человек оказался немного далек от действительности».
«Зенит» погасил все внутренние конфликты еще летом, поэтому команда спокойно готовилась к двум решающим матчам сезона. «Москву» обыграли с трудом – 1:0, помогли передача Текке и гол Аршавина. 11 ноября 2007-го команда Адвоката приехала в Раменское только за победой – всем было понятно, что «Спартак» в параллельном матче одолеет «Динамо», а ничья с «Сатурном» отдала бы золото москвичам.
Как и большинство гостевых матчей в том году, игру против «Сатурна» мы с отцом планировали смотреть дома. Как и полгода назад, наши планы не сбылись – за полчаса до игры что-то сломалось на даче, отцу пришлось уехать, и чемпионства я ждал в одиночестве.
«Пап, видел, там Ширл забил!» – на радостях позвонил я на 15-й минуте. Отец ничего не видел – поломка оказалась серьезнее, чем мы предполагали.
Чуть позже Домингес совершил главный прыжок жизни, Баскаков дал финальный свисток. Все, «Зенит» – чемпион!
Город сошел с ума. На Невском не было ни одного человека без сине-бело-голубой атрибутики – все двигались в сторону «Петровского», куда вечером должна была приехать и команда. Отец все еще не вернулся с дачи, друзья решили поиграть в Counter-Strike, поэтому сезон-2007 так и закончился для меня на диване.
Питерский «Пятый канал» в тот вечер порвал всех – прямые включения происходили отовсюду. Вот Погребняк звонит кому-то из спартаковцев с криками «Мы – чемпионы!», вот Матвиенко и Миллер встречают команду в «Пулково», вот Ли Хо, который не провел ни одной игры в чемпионате, с улыбкой заходит в чашу «Петровского», вот ветеран Горшков приветствует болельщиков со сцены.
Это было долгожданное чемпионство, которое никто не воспринимал как обязательный пункт после массовых закупок. Все удивлялись, сходили с ума от радости, и это было по-настоящему.
11 ноября 2007-го не было города счастливее Санкт-Петербурга.
Через несколько часов наступил понедельник, но праздник не закончился. Переодеваясь в школьном гардеробе, мы с друзьями не снимали зенитовские розы, а прямо в них шагали на уроки. Конечно, перед входом в класс наткнулись на директора. Женщина была строгая – никакой свободы во внешнем виде, всех заставляли носить одинаковую школьную форму. Когда мы уже испугались, директор улыбнулась: «Да вы чего! «Зенит» же чемпион, сегодня все можно!».
Со следующего года я постоянно ходил на «Петровский». Чемпионских матчей «Зенита» в моей жизни было три – с «Ростовом», с «Динамо» и с «Уфой». Победы в 2010-м, 2012-м и 2015-м получались классными – «Зенит» выигрывал чемпионаты за несколько туров до конца.
Но ни одна из этих побед не сравнится с моим диванным чемпионством-2007.
Фото: Gettyimages.ru/Stanislav Levshin/Epsilon, Dima Korotayev/Epsilon; Global Look Press/Alexander Wilf/Russian Look, Serge Fedoseev/Russian Look, Alexander Chernykh/Russian Look