Возняцки больше не неудачница
Принцесса Дании покорила Сингапур.
Итоговый турнир WTA в Сингапуре завершился под стать всему сезону: на нем победила теннисистка, для которой этот титул стал крупнейшим в карьере, – совсем как для Слоун Стивенс – US Open, для Йоханны Конты – Майами, для Каролин Гарсии – Пекин, а для Элины Свитолиной – Рим и Торонто. Но путь к сингапурскому триумфу, который прошла Каролин Возняцки, был куда длиннее и извилистее.
Возняцки дебютировала в мировой сотне больше десяти лет назад – после «Уимблдона»-2007, за два для до 17-летия. С тех пор она провела 50 финалов, в которых выиграла 27 титулов (из действующих теннисисток больше только у сестер Уильямс и Шараповой), и дважды заканчивала год первой ракеткой мира, всего проведя в этом качестве 67 недель (девятый показатель в истории, второй после Серены – среди действующих). Выиграй она хотя бы один «Шлем», это обеспечило бы ей место среди великих, а до тех пор в массовом болельщицком сознании она остается теннисисткой очень хорошей, но недостаточно решительной и патологически неудачливой.
Накануне старта WTA Finals чемпионка прошлого и эксперт ESPN Крис Эверт, анализируя турбулентный женский сезон, сказала: «В отсутствие Серены кто-то должен был прибавить и занять ее место – но, на мой взгляд, никто этого не сделал». Действительно, все крупнейшие женские титулы-2017 выиграли разные теннисистки; за время декрета Уильямс на вершине рейтинга успели побывать четыре игрока (три – впервые), а первой ракеткой мира по итогам года стала Симона Халеп, по ходу сезона останавливавшаяся в одном матче от №1 комичные три раза и выигравшая один титул за 14 месяцев.
Другими словами, в женском туре-2017 лидера не было – был пул теннисисток, которые обменивались победами. Итоговый турнир это вроде бы подтвердил: ни первая ракетка мира Халеп, ни игрок года WTA Мугуруса, ни лидер по титулам Свитолина не прошли групповой этап. Но как раз это случайностью не назвать: двоих из них уничтожила Возняцки (6:2, 6:0 Свитолину и 6:0, 6:2 Халеп), а третья до встречи с датчанкой просто не дошла.
Возняцки в Сингапуре провела, возможно, лучшую неделю в карьере – на турнире сверхмотивированных и уверенных в себе игроков оказалась безоговорочно лучшей: без проблем вышла из группы коллег по защитному стилю, а в двух последних матчах обыграла хиттеров Плишкову и Уильямс. «Я весь турнир хорошо подавала, – подытожила сама Возняцки в воскресенье, – хорошо двигалась. Эффективно переходила из обороны в атаку и, что бы ни было, сохраняла спокойствие». Так 27 лет Возняцки – вечная недочемпионка и королева упущенных шансов – наконец сыграла главную роль, и кто знает, может, даже вышла на новый уровень.
Этим летом, вспоминая свое участие в Нью-Йоркском марафоне в 2014-м, Возняцки сказала: «До 33-го километра я была в порядке: «Да это просто, могу пробежать еще один такой». Но на 33-м я просто кончилась, уперлась в стену». Это хорошая метафора профессионального пути Каролин: начав побеждать на турнирах тинейджером, она уже в 19 сыграла в финале US Open, в 20 стала первой ракеткой мира и выиграла супертурнир в Индиан-Уэллсе. То есть вершины, которые большинству теннисисток сделали бы всю карьеру, Возняцки покорила практически сразу.
А потом она уперлась в стену. Время побеждать на главных мировых аренах пришло сначала для ровесниц Возняцки Квитовой и Азаренко, потом для ветеранов Бартоли и Пеннетты, наконец – для более молодых Мугурусы и Стивенс. Возняцки в поисках того небольшого импульса, который иногда необходим для больших побед, продолжала много играть и судорожно менять тренеров. Тем не менее, несмотря на локальные успехи, она постепенно превращалась в поучительную историю о том, как не надо строить карьеру, если не хочешь остаться звездой «купального» Sports Illustrated, пока твои соперницы попадают на обложку основного.
Обрести свежий взгляд и перезапустить карьеру Возняцки помогла травма. Из-за разрыва связок, полученного на тренировке прошлой весной, она пропустила весь грунтовый сезон и после неудачного лета обнаружила себя за пределами Топ-70. Это, с одной стороны, обрекло ее на тяжелые сетки, но что важнее – позволило раскрепоститься и заиграть «как раньше»: без давления ожиданий, без страха неудач, без опережения событий – без лишних мыслей, как в молодости. Так она вдохновенно дошла до полуфинала US Open и за последний месяц сезона выиграла два турнира и вернулась в Топ-20.
В новом году Возняцки начала штамповать финалы уже зимой и весной вернулась в десятку, но на важнейших турнирах хронически проигрывала матчи, в которых была фаворитом, а завоевать хоть какой-нибудь титул никак не могла, в шести первых финалах года не взяв ни партии. Разорвать шаблон удалось только в сентябре в Токио, зато как: в двух первых матчах она отыгралась с дефицита в сет, в третьем обыграла первую ракетку мира Мугурусу, а финал с баранкой выиграла у Анастасии Павлюченковой. Так упорство, работоспособность и такое полезное для спортсменов умение забывать сначала позволили Возняцки поднять голову, а месяц спустя привели к Большой Победе в Сингапуре.
«Я верю, что ничто не происходит просто так, что во всем есть смысл, – сказала Возняцки на чемпионской пресс-конференции. – Перерыв, который мне пришлось взять из-за травмы, мне очень даже понравился. Я вернулась только тогда, когда была к этому готова, и теннис стал мне в радость. Не знаю, может, если бы не травма, меня бы тут сейчас не было».
На неизбежный вопрос, выиграет ли она теперь «Шлем», Возняцки отшутилась, но навела на мысль: если это произойдет, например, в 2018-м, это будет куда интереснее и осмысленнее, чем было бы в 2009-м.
Фото: Gettyimages.ru/Clive Brunskill, Alex Livesey, Al Bello, Julian Finney, Matthew Stockman (топовое)