Почему выражение «спартаковский фарт» – полная глупость
И почему разговоры о везении давным-давно пора было прекратить.
В прошлом сезоне даже при гигантском отрыве по очкам все равно доводилось слушать «крутую» аналитику под заголовком «Спартаку» повезло». Упоминались в основном голы на последних минутах, но вот незадача, их-то было всего два (с «Амкаром» и «Оренбургом»), так что если представить, что матчи должны были быть сыграны вничью и отминусовать четыре очка, «Спартак» все равно бы закончил чемпионат на расстоянии одной победы от ближайшего конкурента. Впрочем, рекорд по набранным очкам в истории РФПЛ и солидный отрыв от ЦСКА и «Зенита» кого-то, может, и не убедили. Бывают в жизни и такие огорчения.
Впрочем, позабыть о триумфе призвал Массимо Каррера, спрятавший медаль в карман. Проверяем нынешний сезон на наличие «спартаковского фарта»:
1-й тур: безоговорочное преимущество «Спартака» в игре с «Динамо», 2:0 к перерыву, дело движется к разгрому, однако чемпион упускает победу на последней минуте – 2:2.
2-й тур: 60% владения мячом, 22 удара по воротам «Уфы», три верных голевых момента, и 0:0. «Спартак» начинает с двух очков вместо верных шести. Объясняется просто – фарт ушел! Всего-то.
Далее следуют пять голов в Санкт-Петербурге. Конечно же, говорят они, «Зенит» показал чемпионский футбол, разорвав «Спартак». Вот 5:1 над «Севильей» – это «повезло», шесть атак и пять голов, как рассказал нам тренер испанцев. Практически все влетело и у «Зенита», но об этом почему-то никто не писал.
Что было дальше? «Спартаку» «фартит» получить два гола на последних минутах в равной игре с ЦСКА, вместо трех очков заработав ноль, затем умудриться закончить 3:4 с «Локо», ведя 2:0, ни разу не забить в Хабаровске, пробив 32 раза и прославив на всю страну вратаря по фамилии Довбня, не забить супермомент в Мариборе и получить в концовке ничью вместо победы, пропустить дважды от «Тосно» в конце игры, при полном преимуществе скатать жуткую ничью 2:2 с «Анжи»…
В двух предыдущих матчах («Севилья», «Амкар») комментаторы забавлялись с выражением «спартаковское везение/фарт». Особенно странно было это слышать в игре с «Севильей», где не было никаких пенальти, рикошетов, автоголов и прочих моментов, которые отдаленно можно было бы посчитать за везение. Таких отскоков мяча в пользу Ещенко при первом голе в каждой игре – масса, остальные мячи – либо мощный правильный удар, либо отлично разыгранная комбинация. Индивидуальные ошибки «Севильи» – результат резкости контратакующего «Спартака», который с переменным успехом пытается играть современно и эффективно. Сэйв Комбарова? При всей убойности момента попасть в ворота сразу с двумя вратарями (за долю секунды еще надо сообразить, что они не могут играть руками) – не так уж и просто, и те, кто в футбол играл и в такой ситуации оказывался – Бен Йедера поймут. Хотя здесь «Спартак» и правда едва не получил гол в свои ворота.
Но ладно комментаторы и СМИ. Вчера добавился еще и Вадим Евсеев, заявивший, что «фарта у «Спартака» больше нет». Если опять-таки оценивать футбол исключительно по везению, то чемпион должен был решать судьбу матча с «Амкаром» еще в первом тайме – убойные моменты были у Попова и Промеса. 2:0, и никто бы не вспомнил про непоставленный в ворота Селихова пенальти. Может, это и имел в виду тренер пермяков. При этом спартаковская пресс-служба как всегда молчит и совершенно не собирается отрывать налепленные ярлыки про везение, фарт и прочее. «Пусть говорят, что хотят», – позиция ясна. Но в современном мире развитых коммуникаций это заведомо проигрышный вариант. Вот «Зениту» здорово удалось развернуть непонятное высказывание про бакланов в свою пользу. Но там и уровень работы с соцсетями совершенной иной.
По большому счету, дело даже не в «Спартаке». Просто к нему прилепилось это определение про фарт, потому что все отвыкли от побед красно-белых и к ним традиционно внимания больше, чем к ЦСКА, «Зениту» или еще кому-либо. Но крайне ошибочно оценивать именно таким образом футбол. В нем нет никакого «повезло» или «пофартило». Все это – оправдания для слабых и неудачливых, как у того же Бериццо, у которого команда, являясь фактически европейским топ-клубом, после второго пропущенного гола так расстроилась, что совсем посыпалась. А тут «Спартак» имел наглость «забить пять мячей в шести атаках». Да как они вообще посмели бить точно по углам?
Мы не любим ценить то, что имеем. ЦСКА повезло выиграть в Лиссабоне, потому что судья помог, «Спартаку» – разгромить «Севилью», потому что забили все, что создали. Но почему же не сказать правду? Что все спорные судейские моменты в игре с «Бенфикой» – на усмотрение (поскольку четких правил насчет попадания мяча в руку так до сих пор и нет), а ЦСКА победил там, где даже гранды выигрывают очень редко. Что «Спартак» был сам похож на топ-клуб со своей убийственной эффективностью и забил пять шестой команде Европы (официальный рейтинг УЕФА).
Нельзя говорить про «не повезло», когда играешь с аутсайдером и ни один из 32 ударов не превращаешь в гол. Нет никакого фарта в том, что, имея полное преимущество, победный гол забиваешь сумасшедшим ударом издалека под перекладину. Самое красивое в футболе – это счет на табло, считаются лишь только голы и очки. Остальное – это уже развлечение и предметы дискуссии. Не во всех сферах жизни, где присутствует человеческий фактор, уместно «повезло».
В мае 1999-го на «Камп Ноу» «пижоны лежат, а великие торжествуют». Еще тогда, в том великом матче, когда «МЮ» выиграл финал Лиги чемпионов у «Баварии», забив дважды в добавленное время, всякие разговоры про фарт должны были прекратиться раз и навсегда. Шерингем в них выстрелил, Сольскьяер – прикончил. Футбол – слишком многогранная игра, в которой есть сила духа, выносливость, стремление, амбиции, профессионализм и прочие слагаемые, от которых зависит победа. С введением датчиков, с подсчетом цифр футбол превращается едва ли не в научную сферу деятельности, все процессы в которой можно объяснить физическими и психологическими факторами. В науке нет никакого места фарту и везению.
В современном футболе – и подавно.