Теннисисты, которых тренировали родители. А зря
В теннисе очень многие профессионалы – особенно женщины – тренируются под руководством своих родителей. Зачастую родители приводят детей в теннис, из-за отсутствия денег тренируют их сами, а потом плавно превращаются в их тренеров во взрослом туре. В принципе в этом нет ничего плохого, но игроки рассказывают, что самое сложное – это разделять отношения с тренером и отношения с родителем.
Как и в любых отношениях, иногда дело доходит до крайностей.
Мари Пьерс и отец Джим
В 1993 году отца француженки лишили права присутствовать на турнирах WTA. Причиной стала его агрессия по отношению к дочери и ее соперницам. С трибун он кричал вещи в духе: «Мари, убей эту сучку!». По отношению к Мари он был не мягче.
Началось все в детстве, когда он заставлял ее тренироваться по семь-восемь часов – иногда до полуночи: «Семь лет мы тренировались по восемь часов – я заставлял ее принимать по 700 подач. И не давал ей уйти, пока она не начнет все правильно делать. Конечно, иногда она плакала». При этом Джим заверял, что никогда не бил дочку, потому что ему самому в детстве доставалось от отца.
По его словам, было только одно исключение: «Может быть, один раз – после серьезной провокации. На турнире в Италии, когда ей было лет 15, она плюнула в мою сторону и послала меня, потому что ей не понравилось, как я за нее болел. Я попытался дать ей пощечину и задел по лицу. Люди увидели, моя репутация пострадала. Но если бы вы такое своему отцу сказали, что бы случилось? Он бы вас вырубил».
Джима дисквалифицировали после «Ролан Гаррос»-1993, на котором он подрался с болельщиком. Мари перестала с ним работать, обратилась в полицию, и суд запретил отцу к ней приближаться. Более того, теннисистка даже наняла телохранителя, с которым Джим в итоге тоже подрался – некоторые СМИ писали, что не без помощи ножа. Сам Джим утверждал, что причиной разрыва отношений стали происки матери Мари, которая хотела захватить контроль над дочерью и ее заработками.
В 2000 году Мари и Джим снова начали периодически работать вместе, а когда она завершила карьеру, стали проводить вместе довольно много времени. В апреле этого года Джим Пьерс умер – ему был 81 год.
Дженнифер Каприати и отец Стефано
Отец экс-первой ракетки мира и трехкратной чемпионки турниров «Большого шлема» не избивал свою дочь и почти не устраивал скандалов на турнирах. Его обвиняют в том, что он на ней просто наживался – использовал как банкомат с косичкой.
Каприати стала профессиональной теннисисткой в 13 лет, на двух из первых трех турниров дошла до финала и одержала две победы над соперницами из Топ-10. В 14 лет она вышла в полуфинал «Ролан Гаррос», выиграла первый титул и сама вошла в десятку лучших теннисисток мира.
К 17 годам у нее пошли травмы, она психологически перегорела – начала воровать в магазинах, пить, употреблять наркотики. Причиной всех ее проблем многие называют то, что она начала играть слишком рано и слишком много. Отец же, вместо того, чтобы защищать, продолжал ее использовать – она содержала семью, на ее деньги был куплен новый дом и так далее.
Каприати попалась на воровстве в 1993 году, а в 1994 году WTA изменила правила и запретила теннисисткам младше 18 лет играть по полноценному расписанию. Считается, что это помогло предотвратить распространенные в 80-х и начале 90-х случаи, когда теннисистки выстреливали в 14-15 лет, а к 18 перегорали.
Штеффи Граф и отец Петер
Одну из величайших теннисисток в истории отец не бил, зато контролировал как настоящий тиран. Немецкие СМИ называли его «Папа Беспощадный». Он жестко (иногда жестоко) гонял Штеффи на тренировочном корте и иногда заставлял тренироваться сразу до и после затяжных перелетов. В 1988 году сразу после того, как на US Open Граф выиграла четвертый «Большой шлем» в том сезоне, отец заставил ее улететь из Нью-Йорка – не дал насладиться историческим триумфом.
Кульминацией стало то, что в 1997 года Петера Графа посадили почти на четыре года за уклонение от налогов – причем налоги он не платил с доходов дочери.
Аранта Санчес-Викарио и ее родители
Инженер Эмилио Санчес и учительница Мариса Викарио привели дочь в теннис, но никогда ее не тренировали. Зато в 2012 году четырехкратная победительница турниров «Большого шлема» выпустила мемуары, в которых обвинила родителей в том, что они присвоили себе все ее деньги и оставили банкротом.
По оценкам теннисистки, за карьеру она заработала около 60 миллионов долларов, но после ее завершения осталась должна испанскому правительству несколько миллионов евро налогов. А деньгами ее управляли родные. В ноябре 2012 года она подала в суд на своего отца Эмилио, брата Хавьера и еще двух доверенных лиц, которые вели ее дела – и, по ее словам, мошенничеством присвоили себе все ее деньги.
«Мой отец утверждал, что мне не стоит переживать, что моих заработков хватит мне, моим детям и еще двум поколениям», – заявила Санчес-Викарио на суде. Еще она рассказала, что до брака в 2008 году жила на 1500 евро в месяц, которые ей из ее же денег выделяли родители.
Елена Докич и отец Дамир
В 2009 году отец экс-четвертой ракетки мира был приговорен к 15 месяцам тюремного заключения за угрозы в адрес австралийского посла в Сербии. Докич требовал, чтобы она остановила ложь австралийских СМИ: в одном из интервью эмигрировавшая в Австралию Елена обвинила отца и бывшего тренера в том, что он долгое время над ней издевался. Дамир посчитал, что Елена этого не говорила, а журналисты все придумали.
«Я ветеран войны, и я взорву посла в центре Белграда. Я знаю, что сербская полиция может арестовать меня за эти слова. Но я не боюсь – это единственный способ остановить журналистский мусор из Австралии», – угрожал Докич после того, как журнал Sport and Style опубликовал интервью с его дочерью.
До этого Докич не раз устраивал скандалы. В 2001 году он обвинил организаторов Australian Open в том, что они подстроили жеребьевку в пользу Линдсей Дэвенпорт. С US Open его выгоняли за то, что он устроил конфликт из-за дорогого лосося в местном ресторане, а с «Уимблдона» – за то, что он разбил фотоаппарат корреспондента в пресс-ложе.
В 2011 году Елена рассказывала в интервью, что они с молодым человеком навестили ее отца в Сербии и начали налаживать отношения. В сентябре того года она снова тренировалась под его руководством – при том, что он не имел допуска на турниры WTA, а глава австралийской федерации тенниса Крэйг Тили заявил, что не ждет Дамира в Австралии.
В ноябре этого года Елена планирует выпустить автобиографию, в которой отцу наверняка будет посвящена не одна страница.
Бернард и Сара Томичи и отец Джон
Джон (на самом деле – Ивица) Томич проделывал стандартный набор выходок сумасшедшего теннисного родителя: обвинял судей в необъективности и уводил Бернарда с матча, угрожал теннисным чиновникам, а однажды на трибунах вел себя так плохо, что сын сам попросил судью на вышке выгнать его с матча.
На пик безумия Джон Томич вышел в 2013 году, когда в Мадриде был арестован за избиение спарринг-партнера сына Томаса Друэ. Томич-старший все отрицал, но испанский суд приговорил его к восьми месяцам условно, а позже он выплатил Друэ 300 000 евро в качестве компенсации. В ходе этой истории француз рассказал, что Томич-старший применял к своему 20-летнему сыну телесные наказания.
В прошлом году Джон отошел от работы с Бернардом и сосредоточился на младшей дочери Саре. Схема осталась прежней: конфликты с судьями по ходу матчей («Замените линейного, если он слепой») и конфликты с австралийской федерацией, которая отказалась финансировать Сару. Но Бернард тоже не полностью независим – например, в начале этого года капитан сборной Австралии в Кубке Дэвиса Ллейтон Хьюитт говорил, что отец оказывает на него слишком большое влияние. Берни все опровергал.
Кстати, последние проблемы Бернарда с мотивацией, которые выливаются в то, что он почти в открытую сливает матчи, многие связывают как раз с последствиями тирании его отца.
Мирьяна Лючич-Барони и отец Маринко
В 1998 году 16-летняя Лючич вместе с мамой, двумя сестрами и двумя братьями убежала от своего отца и тренера Маринко. Из Хорватии они уехали в США, где попросили убежища и начали новую тяжелую жизнь. Лючич говорила, что все призовые у нее украл отец и его племянник, так что денег не было, и она даже не могла позволить себе играть турниры.
От отца Лючич сбежала из-за того что он, по ее словам, на протяжении десяти лет регулярно унижал ее и избивал за любые проступки. В ответ на обвинения Маринко опубликовал в The Times письмо, в котором опровергал все слова дочери: он говорил, что не позволял себе ничего страшнее полезных для воспитания пощечин.
Сейчас полуфиналистка «Уимблдона»-1999 и Australian Open-2017 не поддерживает с отцом никаких отношений и до сих пор иногда плачет, когда в интервью ее спрашивают о прошлом.
Евгения Линецкая и отец Семен
В августе 2005 года отец 18-летней теннисистки был арестован в Карлсбаде после того, как Евгения обратилась к врачам – у нее были ушибы лица и порезы на затылке. В полиции Линецкий, кандидат математических наук, сознался, что ударил дочь. По его словам, они поругались из-за того, что она хотела взять его машину. Но есть и другая версия – не поделили призовые. В итоге Линецкого выпустили, потому что дочь сама отказалась подавать заявление. WTA изначально не комментировала ситуацию, но в итоге дисквалифицировала Линецкого на два года.
Сама Евгения в 2008 году рассказывала, что отец ни в чем не виноват, они помирились на следующий день, а вся ситуация возникла из-за временного тренера Джо Гилиано. В ноябре 2005 года он получил пожизненную дисквалификацию. Один из обследовавших Линецкую в Карлсбаде врачей обратился в полицию: Линецкая сообщила ему, что тренер до нее домогался. Это был уже не первый раз, когда в адрес Гилиано звучали подобные обвинения.
Сезон-2005 Линецкая закончила 53-й ракеткой мира, но после этого пропустила 2006 год и уже не смогла вернуться на прежний уровень.
Карьера многих теннисистов и теннисисток могла бы сложиться по-другому, если бы у них была возможность принять правильное решение в нужный момент – или получить поддержку для принятия такого решения. Сейчас такую возможность предоставляет стартап TokenStars, позволяющий на раннем этапе найти следующих Федерера или Шарапову и поучаствовать в их успехе.
Чтобы поддержать теннисистов, надо купить токен на сайте TokenStars, там же можно изучить схему того, как работает проект. Ваша поддержка поможет начинающим игрокам попадать на турниры и улучшить программу подготовки к ним, а у вас появится возможность напрямую пообщаться со спортсменами – на тренировке или личной встрече. Финансируя спортсмена, вы сможете максимально подробно следить за его карьерой и участвовать в принятии ключевых решений – например, о подписании профессиональных или коммерческих контрактов.
Также проект работает и с состоявшимися игроками: команда TokenStars, совместно с партнерами из топового рекламного агентства JAMI, разрабатывает для успешных теннисистов новые возможности сотрудничества с брендами. Таким образом выигрывают все: доходы спортсменов и комиссия TokenStars растут, а бренды получают внимание и любовь поклонников тенниса.
Продажа токенов стартует 10 сентября. До 9 сентября открыта предпродажа с бонусом до 50%.
Фото: Gettyimages.ru/Ken Levine/Allsport (1,2), Lutz Bongarts/Bongarts, Nick Wilson/Allsport, Clive Brunskill/Allsport, Nick Laham