Не думай о сегунде свысока
«Сельта» из Виго, некогда самая популярная в России испанская футбольная команда, идет среди лидеров сегунды и лелеет планы вернуться в Ла Лигу. Александр Вишневский побывал на матче «Сельты» в Жироне, где местная одноименная команда проводила свой сотый матч в сегунде. Репортаж из столицы северной Каталонии в блоге «Фиеста».
Жирона второй по значимости город Каталонии, столица одной из четырех каталонских провинций, наряду с Таррагоной, Льейдой и, собственно, Барселоной. От Барны Жирона находится на расстоянии ровно сотни километров в сторону французской границы, и дорога на поезде занимает опять же ровно сто минут. В Жирону сложно не влюбиться. Это очаровательный старинный городок, сохранивший дух настоящей Каталонии в куда большей степени, чем забитая туристами Барселона.
В ресторанах Жироны часто приносят меню на двух языках каталанском и английском. Испанский язык (называемый здесь кастильским) просто отсутствует. И совсем не из-за стремлений к независимости Каталонии, а просто потому, что жители Жироны (как и других каталонских провинций) просто привыкли говорить на каталанском. На нем идут уроки в школах, на нем говорят в семьях. Поэтому, когда видишь незнакомое слово в меню на каталанском языке и просишь перевести его на испанский, то официанты порой теряются и говорят, что просто не знают, как это звучит на кастильском.
Жирона стоит на древней дороге, проложенной римлянами из Италии до андалусийского Кадиса (древнейшего города Европы). Поэтому в Жироне жили богатые купцы, а город был желанной целью для многих завоевателей, и прославился как «город тысячи осад». Средневековая крепостная стена сохранилась до наших дней, и по ней очень удобно гулять. Причем вход туда бесплатный, в отличие от знаменитой крепостной стены Авилы. В Жироне не так много туристов, и с них даже не научились сдирать деньги по любому поводу. Тут вообще очень простые и сердечные люди. На террасах ресторанов и баров очень часто слышны гитары это играют просто посетители. Сидят за столом, болтают и перебирают заодно струны. Это так не похоже на туристическую Малагу, где в обеденное время между ресторанами курсируют десятки музыкантов, а потом выпрашивают деньги у всех сидевших за столами. Здесь музыканты играют не за деньги, а просто так, для себя и людей вокруг.
Сейчас Жирона выглядит совсем по-осеннему, по российским понятиям на улицах полно желтых листьев, а температура днем около 8-12 градусов.
Вот эта лестница из 90 ступеней, что ведет к Кафедральному собору, в 17 веке была самой большой в Испании, и люди со всей страны приезжали, чтобы просто посмотреть на этакое чудо 90 ступеней. Сейчас поражает немножко другое атмосфера внутри Кафедрального собора. Это одно из лучших мест, чтобы прочувствовать дух средневековья. Тут по сути мало что поменялось за 8 веков что внутри собора, что на соседних узких улочках, с постоянными ступеньками и лестницами поскольку город построен на холме, и порой то, что обозначено на карте улицой, на деле оказывается каменной лестницей.
В Жироне, как и в половине крупных испанских городов, функционирует система общественных велосипедов, а социальная реклама на улицах призывает отказываться от машин и ездить на велосипедах и автобусах.
Город поделен на две половины рекой Оньяр, которая постепенно высыхает. Мосты еще помнят куда более славные для речки времена:
А вот и мост через еще одну бурную каталонскую речку Гальиганс, до сих пор отмеченную на картах:
Стадион футбольного клуба «Жирона» находится в районе Монтиливи, на улице Монтиливи, и называется он вы не поверите «Монтиливи»!
Стадион расположен буквально на самом углу города. Дальше него начинаются уже леса, причем сразу с нескольких сторон.
Большую часть своей 40-летней истории «Жирона» провела в терсере четвертом по значимости испанском дивизионе. Иногда «Жирона» ненадолго вылетала оттуда уже в региональную каталонскую лигу, а периодически ненадолго поднималась вверх в третий дивизион, под названием «сегунда Б». В сезоне 2007/08 «Жирону» возглавил арагонский тренер Рауль Агне, под руководством которого красно-белые сразу же заняли первое место в «сегунде Б» и впервые в истории вышли во второй дивизион сегунду.
В дебютный сезон каталонский клуб занял там 16-е место, после чего пути Агне и «Жироны» разошлись тренер отправился в «Рекреативо», самый старинный из всех существующих ныне испанских футбольных клубов, а «Жироной» успели поруководить сразу два тренера за сезон. Первый был отправлен в отставку после девятого тура, когда команда застряла в зоне вылета, а под руководством второго «Жирона» поднялась на итоговое 14-е место. Но этим летом Агне вернулся в «Жирону», и в минувшем туре каталонский клуб проводил свой 100-й матч в сегунде. Впрочем, никаких торжеств по этому поводу замечено не было.
Если для «Жироны» нахождение в сегунде большая честь и несомненный успех, то вот болельщиков «Сельты» выступление во втором дивизионе не очень-то устраивает. «Сельта» провела 46 сезонов в Ла Лиге, а с сезона 1997/98 и до сезона 2003/04 галисийская команда ни разу не опускалась ниже седьмого места в итоговой турнирной таблице. Долгожданный выход в Лигу чемпионов обернулся для «Сельты» крахом в тот же сезон небесно-голубые заняли в национальном чемпионате 19-е место и вылетели в сегунду. Уже через год «Сельта» вернулась обратно, с ходу заняла шестое место, но на следующий сезон вылетела снова под руководством Христо Стоичкова. Нынешний сезон для «Сельты» уже четвертый подряд в сегунде, и все три предыдущих года галисийская команда всерьез рисковала вылететь еще ниже в «сегунду Б». В сезоне 2007/08 «Сельта» финишировала в сегунде на 16-м месте, на следующий год оказалась 17-й, в последнем сезоне клуб из Виго шел в зоне вылета до 13-го тура, но затем дела у «Сельты» поправились небесно-голубые заняли в итоге 12-е место и заодно дошли до четвертьфинала Кубка Короля, выбив из турнира «Вильярреал» и дав достойный бой мадридскому «Атлетико».
«Было больно видеть падение «Сельты», рассказывал мне в Марбелье экс-капитан небесно-голубых Александр Мостовой. Но это был логичный процесс. Все к этому и шло. Команду развалил тогдашний президент клуба он принялся постоянно обманывать игроков, не платил обещанные премиальные, а долги по зарплате постоянно росли. Хотя футболисты прекрасно знали, что деньги-то у клуба есть мы как раз вышли в Лигу чемпионов, и «Сельта» получила приличные премиальные от УЕФА. Мы чувствовали себя действительно одной командой, и поэтому все лидеры «Сельты» отвечали отказами на приглашения от других клубов, в том числе и грандов испанского и мирового футбола. Мы успешно играли в Кубке УЕФА, вышли в Лигу чемпионов, и тут столкнулись с постоянной ложью и обманами руководства. В итоге все футболисты, которые могли уйти, покинули клуб. А я и еще несколько старожилов «Сельты» остались у разбитого корыта мы были уже слишком возрастными и упустили свой шанс уйти в другие клубы на хороших условиях. Даже мне, капитану команды, несколько месяцев не платили вообще ничего. Но обидно было не только из-за денег. А потому, что наша команда, в которую было вложено столько сил, разваливалась на глазах. Вместо ушедших игроков место в основе получали не готовые играть в Ла Лиге юниоры, и это был крах такой симпатичной прежде команды»
Сейчас в «Сельте» остался лишь один футболист, выходивший на поле вместе с Мостовым. Это капитан команды, опорный полузащитник Борха Обинья, который перебрался из дубля в основу «Сельты» в последний год выступления Мостового в Галисии. Спустя шесть лет Александра отлично помнят. По пути к стадиону «Монтиливи» я успел перекинуться несколькими словами с четырьмя фанатами «Сельты» двое приехали на стадион на машине, и двое других шли пешком вместе с группой болельщиков «Сельты». Оказалось, что все они живут в Каталонии, преимущественно в Барселоне, но родом -из Галисии, а потому ходят на все матчи «Сельты», когда их любимый клуб играет в Каталонии и в ближайших регионах.
У всех четверых я поинтересовался, кого они считают лучшим футболистом в истории «Сельты». Трое, не задумываясь, назвали Мостового, а четвертый сказал, что ему больше всех нравился Карпин, но все-таки лучшим игроком в истории клуба он признает Мостового поскольку тот провел рекордное количество матчей за клуб в Ла Лиге и забил больше всех голов за «Сельту» в примере. Вот как объяснил свою позицию этот болельщик «Сельты»: «Мостовой замечательный футболист, но у него был непростой характер. Однажды он просто ушел с поля во время официального матча, потому что на что-то обиделся. И это было вполне в стиле Мостового. За его талант Мостовому прощалось что угодно, но мне в «золотой» период «Сельты» больше всего нравилось наблюдать за игрой Карпина он был настоящим работягой, выкладывавшимся в каждой игре на все сто. Все фанаты очень любили Карпина, да и сейчас он очень уважаем в городе, ведь у него остался бизнес в Виго. Благодаря Карпину я болел за «Спартак» в Лиге чемпионов, как и все друзья в Виго».
Фанаты «Сельты» на стадионе «Монтиливи»:
Бодрое настроение до и во время матча обеспечили десяток барабанщиц, выстукивавших те же заводные ритмы, что слышны на всех каталонских праздниках.
Во время игры барабанщицы сидели за воротами «Сельты» и в перерыве пересели на противоположенную трибуну, чтобы снова привлекать на свой бой форвардов «Жироны».
Стадион «Монтиливи» вмещает 6500 зрителей. Во время игры он был заполнен примерно на три четверти.
На центральной трибуне между верхним и нижним ярусами (каждый примерно по 6-7 рядов) расположены ложи на шесть мест каждая:
Один из буфетов находится прямо на трибуне той, что за воротами:
На стадионе много рекламы пива Moritz это возрождаемый в последние годы старинный пивной бренд, к которому каталонцы относятся с поразительным трепетом.
«Moritz олицетворяет собой целую эпоху, это как первый «Фольцваген», завезенный в Испанию из-за границы», попыталась объяснить одна каталонская подруга. Так что если вы хотите в Барселоне или Жироне сойти за аборигена, то надо говорит на каталанском языке, пить пиво Moritz и ностальгировать о первом «Фольцвагене». А также называть Барселону Барной, и никак не Барсой это сокращение употребляется только в отношении футбольной команды, а не города.
Футболисты «Жироны» перед матчем вот, как раз 11 человек:
Соскучились по «Сельте»? А вот и она:
За обеими воротами зрители горячо поддерживали «Жирону», а гостевой фанатский сектор располагался за углом поля:
Похоже, что худшие времена для «Сельты» остались в прошлом. После трех лет прозябания в нижней половине турнирной таблицы сегунды «Сельта» в этом сезоне здорово прибавила и идет на третьем месте, причем на солидном расстоянии от четвертого. Стоит напомнить, что места в Ла Лиге получат две лучшие команды сегунды (на сегодня это «Бетис» и «Райо Вальекано»), а третья путевка наверх будет разыграна в плей-офф между командами, который займут в сегунде места с третьего по шестое. То есть при сохранении нынешней третьей строчки «Сельта» будет иметь преимущество своего поля в ответных матчах в обоих раундах плей-офф. Впрочем, для «Сельты» вполне реально получить и прямую путевку от идущего на втором месте «Райо Вальекано» галисийцы отстают лишь на 3 очка.
Качественно прибавить «Сельте» удалось после прихода каталонского тренера Пако Эрреры, который за свою 15-летнюю карьеру успел поработать с девятью клубами сегунды и однажды отметился в примере во главе «Нумансии». В прошлом сезоне Пако Эррера возглавлял дубль «Вильярреала», который стал главным открытием сезона в сегунде и занял седьмое место потрясающий результат для дубля. Впрочем, главная заслуга в прошлогодних успехах дублеров «Вильярреала» принадлежит, разумеется, Хуану Карлосу Гарридо, который возглавлял дубль «Желтой субмарины» до первого февраля, когда перешел на работу с главной командой. Собственно, с тех пор Пако Эррера и работал с дублерами «Вильярреала».
Из бывшей команды Пако Эррера захватил с собой и одного из лучших футболистов дубля «Вильярреала» 25-летнего полузащитника Жоана Томаса, который родился как раз в Жироне, но является воспитанником «Эспаньола». Жоан Томас выступал за юношескую сборную Испании, в прошлом сезоне забил в сегунде 8 голов за дубль «Вильярреала», а теперь стал одним из лидеров «Сельты», действуя на левом фланге полузащиты. Справа в средней линии небесно-голубых феерит еще один новичок команды 21-летний Алекс Лопес, в прошлом сезоне выступавший за дубль «Сельты».
Наконец, последним в тройке атакующих хавбеков галисийцев является 29-летний Роберто Трашоррас, главная звезда «Сельты» трех последних сезонов. Этот полузащитник во многом напоминает Мостового он тоже выступает под 10-м номером, дирижирует всеми атаками команды и активно жестикулирует после каждого единоборства, призывая арбитра и весь мир заодно к справедливости. Которая, разумеется, должна выражаться в назначении штрафного благо, Трашоррас сам же и исполняет стандарты.
В общем, настоящая копия Мостового. Причем Трашоррасу прочили не менее яркую карьеру он с детства занимался в кантере «Барселоны», был одним из лидеров дубля «Барсы» и в 2001 году даже сыграл в Ла Лиге за основной состав каталонского клуба, после чего решился на переход в «Реал Мадрид». Но в столице Испании дела у полузащитника не заладились, он выступал исключительно за дубль «Мадрида», в итоге оказался там не нужным из-за уже солидного возраста, и вот уже шестой сезон Трашоррас играет в сегунде до «Сельты» он успел отметиться в «Нумансии» и «Лас-Пальмасе».
Конкуренцию в средней линии обеспечивает еще один новичок «Сельты» родом из Каталонии полузащитник-универсал де Лукас, в прошлом сезоне забивший 12 голов в сегунде за «Картахену».
А вот линия нападения «Сельты» пока выглядит не слишком грозно. В прошлом сезоне ставка в атаке «Сельты» делалась на форварда молодежной сборной Испании Хоселу, но у него закончился срок аренды и Хоселу вернулся в дубль «Реал Мадрида». Игравший в Жироне на острие атаки старожил команды Иаго Аспас произвел слабое впечатление. Куда активнее действовал вышедший на замену форвард Давид Родригес, который в прошлом сезоне забил один гол в девяти матчах за «Альмерию». Кроме того, в «Сельте» имеется греческий форвард Пападопулос, который родился в Казахстане в городе под названием Гагарин и стал чемпионом Европы 2004 года, но пока он травмирован.
Первый тайм прошел при солидном преимуществе «Сельты», и галисийцы закономерно открыли счет: гол в ворота «Жироны» головой забил центральный защитник Катала. Как несложно догадаться, под этой фамилией скрывается еще один представитель каталонской диаспоры «Сельты». Катала даже успел провести в Ла Лиге два матча за «Эспаньол». А на счету правого защитника «Сельты» Андера Мурильо аж 132 игры в Ла Лиге в составе «Атлетика». В прошлом сезоне Мурильо выступал в аренде в «Саламанке», после чего у него закончился контракт с «Атлетиком», и галисийскому клубу защитник достался в статусе свободного агента. Мурильо здорово поддерживает атаки«Сельты», комбинируя на правом фланге с Алексом Лопесом.
Однако во втором тайме Мурильо пришлось уже сконцентрироваться на оборонительных функциях, поскольку «Жирона» существенно прибавила и постоянно нагнетала давление на ворота Фалькона, до прихода в «Сельту» полировавшего скамейку запасных в «Атлетико». На 63-й минуте «Жирона» сравняла счет, после чего хитрый Трашоррас при розыгрыше мяча с центра сразу же ударил по воротам, но голкипер «Жироны» не позволил себя перекинуть.
На ничью не были согласны обе команды и последние полчаса прошли в захватывающей качельной игре. Пако Эррера это явно не радовало тренер «Сельты» то и дело выбегал к бровке с громкими замечаниями. Когда Эррера смачно выругался в адрес своего опорника Лопеса Гарая после очередной ошибки, с трибун послышался громкий голос какой-то маленькой девочки: «Дядя, не ругайся»! Тренер «Сельты» сделал надлежащие выводы и после следующего перехвата мяча «Жироной» ограничился бурной жестикуляцией, уже не повышая голоса видимо, перед юной болельщицей было неудобно. Все-таки в маленьких стадионах тоже есть свои плюсы.
Тем временем фанаты «Сельты» развернули баннер, на котором написано что-то на галисийском языке про «современный сельтизм».
Не уверен, что это парень разделяет идеи «современного сельтизма»:
Спор сторонников сельтизма и адептов жиронизма так и остался неразрешенным боевая ничья 1:1. Парням из Виго предстоит еще много поработать ради того, чтобы в следующем сезоне отстаивать идеи сельтизма в сражениях с приверженцами осасунизма, ревнителями барселонизма и поборниками мадридизма.