«Райкконен читает гонку так, словно у него в голове GPS». Что думает о пилотах руководитель команды «Формулы-1»

Оценки Фернандо Алонсо, Кими Райкконену, Роберту Кубице и другим. 

Гоночный директор «Макларена» Эрик Булье оценил пилотов, с которыми работал в «Формуле-1». В рейтинг француза попали Фернандо Алонсо, Дженсон Баттон, Кими Райкконен, Роберт Кубица, Ромен Грожан и Стоффель Вандорн. 

«Когда речь заходит о том, как наладить взаимодействие с гонщиком, конкретных правил нет. Лично я предпочитал, чтобы Алонсо и Райкконен самостоятельно занимались своим делом – я лишь устанавливал общие границы, но в остальном разрешал жить так, как им хочется, чтобы они не чувствовали, что за ними приглядывают все время. 

С парнями типа Ромена Грожана и Стоффеля Вандорна отношения более плотные. Я хочу быть рядом, знать, что происходит – поскольку молодым пилотам легче сбиться с верного пути из-за мелочей», – рассказал Булье сайту F1i.

Фернандо Алонсо

Загружаю...

Фернандо выделяется тем, что всегда хочет быть конкурентоспособным. Все, что его волнует – это победа. Победа во всем, в чем он участвует. Неважно, гонка на карте это или теннис – он выложится на 200 процентов, чтобы выиграть. Вся жизнь Фернандо построена на достижении результатов и побед. Я бы не сказал, что он аскетичен, но его волнует только конкуренция.

Это отличное свойство, хотя оно может приводить к некоторым недоразумениям из-за его ожиданий. У Фернандо репутация человека, с которым трудно работать, но это не так. Как только вы начинаете понимать причины его жажды успеха, то работать с ним становится довольно просто. Фернандо способен проявлять характер, у него могут быть какие-то требования, но он не тот парень, каким его иногда изображают.

С точки зрения пилотажа он почти никогда не ошибается и способен извлекать максимум из болида с первого же круга. Ни у одного другого пилота я такого не видел. Уже с момента первого выезда из боксов можно анализировать данные телеметрии – ведь отныне возможности болида становятся известными.

Дженсон Баттон

Дженсон пилотирует очень плавно, и оставляет потрясающие технические отзывы – чемпионами мира просто так не становятся! Например, в условиях серьезного давления – скажем, во время квалификации – он может поменять абсолютно все и сделать так, чтобы сравниться с мастерами выступления на одном круге, такими как Льюис Хэмилтон. 

Загружаю...

Что касается пилотажного стиля, то для того, чтобы ехать быстро, ему нужно определенным образом настроить болид. Он чувствителен к поведению шин, поэтому не слишком усердствует в пилотаже. Тем не менее, у него настолько точные отзывы, что он может добиться от машины того, чего хочет. И в такой ситуации способен управлять и выжимать из болида максимум. 

Его мягкий стиль иногда приводит к неожиданным ситуациям. Например, в прошлом году в прохладных условиях не всегда получилось прогреть шины до нужной температуры. И мы разбирались в мелочах, чтобы он мог управлять машиной так, как ему хотелось.

Ромен Грожан

Если говорить простыми словами, то его пилотажный стиль полностью противоположен тому, что демонстрирует Дженсон. Ромен здорово работает с покрышками, но в квалификации может действовать даже «брутально». 

Грожан чувствует свой болид благодаря тормозам. Для него невероятно важно тормозить как можно позже и очень жестко. Он чувствует себя пилотом «Формулы-1» только если давит на педаль тормоза последним. Если он доверяет технике, то будет тормозить как можно позже и при этом направлять болид на входе в поворот так, как ему захочется – вот почему он настолько быстр. Когда же Ромен не уверен в тормозах, то ситуация усложняется. 

Загружаю...

В 2012 году, когда он вернулся в «Формулу-1» в составе «Лотуса», то никак не мог выйти на пик до гонки в Бахрейне. В тот уик-энд, в пятницу вечером я пригласил его и инженеров на встречу, чтобы разобраться в происходящем. Каждый выразил свое мнение, а в конце Ромен сказал: «Я просто не могу тормозить». Я спросил у инженеров: «Почему так? Хочу услышать ответ через 30 минут, но не технический, а как от гонщиков». 

Через полчаса они вернулись и рассказали: «Мы думаем, что слегка ошиблись в предустановленных настройках электронных тормозов». В итоге мы скопировали настройки Кими Райкконена, чтобы посмотреть, на что способен Ромен. И на следующий день в практике он показал третье время. Он всегда был чувствительным к поведению тормозов. Даже когда он только появился в «Ф-1» в 2009-м, то мучился с тормозами «Рено», поскольку они работали не так, как он хотел.

Роберт Кубица

На самом деле в плане работы на торможениях Роберт очень похож на Ромена, хотя и не так чувствителен. Когда он впервые сел за руль нашей машины в 2010 году, то сказал: «Болид не тормозит, я так ехать не могу». То был типичный случай отличной инженерной концепции на бумаге, которая не работала в реальной жизни. Инженеры просто подзабыли, что система не предоставляет пилоту возможности что-либо прочувствовать. 

Говоря о Роберте, на память приходит квалификация к Гран-при Японии 2010 года. Роберт занял четвертое место, а после штрафа Хэмилтона передвинулся на третью позицию на стартовой решетке. В тот день его круг был просто завораживающим, и он это полностью осознавал: «Такой круг я бы не проехал больше никогда в жизни», – сказал он, выпрыгнув из кокпита. У Роберта потрясающим природный дар, и при этом он всегда прямой и открытый парень, вроде Кими и Фернандо. 

Загружаю...

С точки зрения подхода к гоночной работе Роберт похож на Фернандо. У него такой же характер, и он готов жертвовать личной жизнью, чтобы быть конкурентоспособным. Мне он очень нравится. Его аварию в ралли я по-прежнему воспринимаю как один из самых тяжелых моментов в своей карьере.

Кими Райкконен

Кими — особый случай (смеется)! Он обладает очень ровным и почти флегматичным стилем, схожим с манерой Дженсона в бережном обращении с шинами. Он тормозит раньше и легче нажимает на педаль, благодаря чему сохраняет больше скорости в поворотах — в отличие от других нордических пилотов. 

Хотя главной силой Кими остается понимание гонки. Он читает ее так, словно у него GPS в голове. Помню, на Гран-при Венгрии в 2012 году он стартовал пятым, ехал довольно медленно и отставал на 9 секунд от лидировавшего Хэмилтона. Я спросил его об этом по радио, ведь он мог ехать быстрее. И не получил никакого ответа, вы же знаете Кими, эти «оставьте меня в покое» и так далее. 

Внезапно он начал штамповать круги на 1,5 секунды быстрее предыдущих, при этом сохраняя отрыв в 2 секунды от Хэмилтона. Мы не могли понять, что происходит. Только когда он остановился в боксах, мы разобрались в его стратегии: он хотел обойти Ромена [который стартовал с первого ряда вместе с Хэмилтоном]. План Кими сработал идеально, и он финишировал вторым. Стратегия целиком выстроилась у него в голове исключительно по данным и отрывам на экранах [которые видны из кокпита болида], я никогда не встречал чего-то подобного. 

Загружаю...

Кими чувствительней, чем кажется со стороны. Неправильно считать по-другому. Хорошим примером различия между настоящим и напускным стала победа в Абу-Даби в 2012 году. После пересечения финишной черты он тепло и даже эмоционально поблагодарил команду по радио. Но стоило ему вылезти из машины, как «Айсмен» вернулся. Конечно, это часть его характера, но в то же время и способ защиты.

Стоффель Вандорн

Наша работа со Стоффелем и его инженерами начала окупаться в последние несколько недель. Каждый раз, когда он приезжает на трассу, он в порядке. 

Многие люди забывают, что молодым пилотам требуется время для адаптации к требованиям «Формулы-1», особенно по части торможения. У Феттеля в «Торо Россо» ушло шесть месяцев, столько же у Ферстаппена, Риккардо и других прошедших через ту же систему перед переходом в «Ред Булл» в полной готовности. 

Сложности Стоффеля заключаются в том, что он выступает за одну из топ-команд вместе с одним из лучших пилотов. Но когда машина позволяет, разрыв между ними не превышает 0,1 секунды.

Загружаю...

Источник – F1i

Фото: Global Look Press/Panoramic/ZUMAPRESS.com, UPPA/ZUMAPRESS.com, Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com; Gettyimages.ru/Clive Mason

Популярные комментарии
Ведробог
Видимо в Спа 12 Грожан тоже хреново чувствовал тормоза.
flegmatichen
Толик, ты не понял главного. Теперь мы знаем для чего отменили показ отрывов на экране мониторов во время гонки. Кими сливают уже не в Феррари, а в ФИА (ну или в Либерти Медиа).
Ответ на комментарий Анатолий Зубков
По ходу в Феррари Киману отключили с середины прошлого года ЖПС.
Владимир
Где Петров?
Еще 23 комментария
26 комментариев Написать комментарий