Мясорубка на флангах. Как Манчини переиграл Карреру
«Спорт День за Днем» анализирует главный матч лета через призмы цифр и графиков и находит главную причину поражения «Спартака» в Санкт-Петербурге.
Куда пропал Фернандо?
Роберто Манчини нужны были качественно заполненные фланги с максимальной плотностью. Поэтому слева Доменико Кришито работал в связке с Олегом Шатовым, справа Игорю Смольникову помогал Далер Кузяев в новой для него позиции крайнего полузащитника. Добавьте постоянные и хаотичные смещения на бровки Александра Кокорина на пару с Себастьяном Дриусси — и сразу поймете, насколько тяжелой была жизнь у Андрея Ещенко и Дмитрия Комбарова. Оба, к слову, провели далеко не самые плохие матчи в карьере, как и центральные защитники. Георгий Джикия выиграл 19 единоборств из 22, у Сальваторе Боккетти 14 перехватов, что ненамного меньше, чем результат всей четверки зенитовских защитников. Оборона красно-белых действовала довольно надежно, но была поставлена в такие рамки, при которых пропустить меньше они вряд ли могли.
Кузяев и Шатов, безусловно, возвращались и помогали защитникам, что входит в обязанности классических крайних хавбеков. Манчини требует от своей команды выстраиваться компактно на поле, что при отсутствии чистого опорного полузащитника помогало справляться с Ивелином Поповым. Самый опасный игрок красно-белых Квинси Промес получал всегда двойную опеку, а Фернандо помогал выключить из игры Дриусси. Юркий аргентинец выиграл половину единоборств у бразильца, который руководит всей игрой «Спартака». Его обрез в центре поля стоил москвичам пропущенного гола. В атаке Фернандо также не был полезен, он завершил этот матч с нулем в графе «ключевые (острые) передачи», хотя обычно раздает минимум по три за игру. Да и что тут можно добавить, если больше всего передач в составе «Спартака» отдал… Дмитрий Комбаров.
В первом тайме «Зенит» приложил очень много усилий, чтобы соперник терял мяч на своей половине поля. Всего за первые 45 минут игроки «Спартака» совершили 8 таких потерь, из чего вышли два забитых мяча. Ставка Манчини сработала, тогда как команда Массимо Карреры не всегда понимала, что делать с высоким прессингом «Зенита» в две линии: Дриусси — Кокорин и Кузяев — Ерохин — Паредес — Шатов. Для сравнения: «Зенит» за весь матч допустил 7 потерь на своей половине, и 5 из них произошли после перерыва, когда игра была уже сделана.
Любопытно, что обрез, который привел ко второму голу, совершил Луис Адриано. Бразилец выполнил неточную передачу, а потом не побежал в штрафную, где «Зенит» за счет высокого прессинга оказался в большинстве (см. фото). Подстраховать не успел и Денис Глушаков, из-за чего Георгий Джикия, по сути, остался в одиночестве гадать, кому Кузяев выдаст пас: Ерохину или дальше — Дриусси.
Маммана вписал свое имя
Кокорин и Дриусси постоянно открывались под забросы на флангах и здорово цеплялись за мяч за спинами крайних защитников «Спартака». На этом строилось почти все позиционное нападение сине-бело-голубых. Благодаря шикарной игре пары центральных защитников Боккетти — Джикия толку от дальнейших смещений в центр было мало: защитники «Спартака» уверенно страховали своих крайних и стелились в подкатах. Собственно, с позиционной атаки «Зенит» и не забил ни одного мяча, да и вряд ли всерьез рассчитывал на это.
В этом смысле оборона самого «Зенита» казалась более уязвимой: Бранислав Иванович и новичок Эмануэль Маммана были мало задействованы в созидательной фазе и со своими обязанностями справлялись не лучшим образом. 54 и 56 процентов выигранных единоборств соответственно — явно не лучший результат. Маммана запомнился двумя эффектными финтами, но привез пенальти — такова цена его иногда слишком большой уверенности в своих расчетах, когда дело касается точных подкатов. Аргентинцу еще нужно время, чтобы обвыкнуться в «Зените», но Маммана в первом же матче старался руководить обороной. Это парень с явно лидерскими задатками и уже серьезным уровнем.
Вынудив «Спартак» ошибаться на своей половине поля в первом тайме и получив комфортное преимущество в счете, Манчини увел свою команду в оборону. Весь второй тайм красно-белые владели территориальным преимуществом, а «Зенит» показал, насколько бывает опасен в контратаках. Особенно стоит отметить четвертый гол Далера Кузяева, который чуть ли не с центра поля получил гигантское свободное пространство (см. фото). Конечно, «Спартак» тогда уже думал о том, чтобы забить, а не пропустить, но у «Зенита» было достаточно выходов для контратак.
Москва без управления
«Спартак» столкнулся с проблемами в организации игры, когда Фернандо не мог управлять командой, а Ивелин Попов был уже не способен действовать удачно на предложенных скоростях. Выход Зе Луиша добавил проблем центральным защитникам «Зенита», но преобразовать это в голы красно-белые так и не смогли. На счету спартаковцев всего 9 ключевых передач за 90 минут, против 21-й у «Зенита». Конечно, еще один-два момента могли завершиться голом в ворота Андрея Лунева, но до пяти голов «Спартак» вряд ли дошел. А значит рассуждения в такой категории бессмысленны – красно-белым явно нужен классический дирижер в позиции «десятки», который работает помимо Фернандо. Во всяком случае, под нынешнюю формацию до выздоровления Романа Зобнина.
Расчет Манчини полностью сработал еще и потому, что он отрабатывает с командой стандартные положения. Именно Роберто требует от Кокорина стоять в офсайде при розыгрыше штрафного, чтобы забежавшие вперед него защитники скинули ему мяч под удар. В этой игре такое провернуть не удалось, но крен в этом направлении проглядывается. К тому же у Кокорина есть вторая роль: на угловых он не один раз приходил на ближнюю штангу, чтобы скинуть мяч на дальнюю. Это как раз и сработало, когда выбежавший из-за спины Кришито отправил мяч в сетку.
В целом Манчини переиграл Карреру, учтя слабости его нынешней команды, полностью сыграв не от себя, а от соперника. Теперь интересно будет последить, останется ли Кузяев справа в полузащите в других матчах, но пока кажется, что именно нынешняя формация — идеальный вариант для нынешнего состава «Зенита».
Самый полезный игрок матча
Цифры
31 подбор на чужой половине поля совершили игроки «Зенита». Речь идет о получении мяча после неудачного единоборства и неточной передачи оппонента. Еще одно доказательство пользы высокого прессинга.
5 ударов в створ ворот на счету у сине-бело-голубых. Но не заблуждайтесь, это не значит, что в игре со «Спартаком» эффективность атаки равнялась 100 процентам. Пятый мяч в свои ворота срезал Артем Ребров, а пятый удар в створ нанес Леандро Паредес со штрафного. Всего у «Зенита» 4 гола при 5 ударах в створ — все равно шикарный результат.
31 раз спартаковцы выходили в финальную треть поля, по сути, приближаясь к штрафной «Зенита». Это довольно мало, ведь у «Зенита» таких выходов 47.
12 передач в штрафную выполнил Леандро Паредес — лучший результат обеих команд. Точными оказались лишь три паса, но и это отличный показатель. Лучше только у Промеса (6 точных пасов в штрафную).