Как пробежать 107 километров и выжить. Первый опыт ультратрейла
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Сразу напомню, что мой блог, прежде всего служит одной очень важной цели: я посвящаю свои забеги подопечным фонда «Жизнь как чудо». Если вдруг вам показалось, что мои записи интересны или вы просто хотите поддержать моё стремление с каждым забегом устанавливать хотя бы личный рекорд, поддержите меня любой, посильной суммой с помощью моей персональной страницы на сайте фонда. Все собранные средства пойдут на неотложные нужды подопечных фонда, а я в знак благодарности нанесу ваше имя на специальную майку, в которой побегу марафон-мейджор в Берлине (о нем я расскажу в другой раз).
Честно говоря, перед Golden Ring Ultra Trail 2017 (Суздаль) я провалил бы любой тест на невозмутимость. GRUT считается если не лучшим, то точно одним из лучших трейлов России, а то и Восточной Европы, потому даже просто пробежать его — огромное достижение. У меня же до этой дистанции — напомню, в этом году она была 107 километров — был опыт преодоления всего лишь 63 километров за двое суток: как-то я пробежал сначала полумарафон, а на следующий день — марафон. Но так, чтобы больше 42 километров за день, не было ни разу. Да и накануне сульздальского мой набег за неделю едва составлял 50 километров. К счастью, мои болельщики поддержали меня новыми пожертвованиями в фонд «Жизнь как чудо», мой добрый беговой товарищ Алексей Бордаков одожил мне жилет Salomon с двумя мягкими флягами, а одна из подопечных фонда Соня Захарченко записала потрясающее видео в поддержку всех участников команды «Бегу за чудом», решившимся бежать GRUT.
После такой поддержки отказываться уже было нельзя. Могу сказать, что мне здорово помогло знакомство с одним из организаторов трейла — Эдуардом Титовым, который, пока меня потряхивало в Москве, носился по окраинам Суздаля вместе с Михаилом Долгим, главным вдохновителем GRUT, и другими участниками команды организаторов. Они размечали трассу, поэтому Эдуард стал лучшим советчиком для выбора экипировки.
На ноги — строго трейловые кроссовки, длинные носки и тайсы. Про трейловые кроссовки все понятно (я, например, бежал в Nike Air Zoom Wildhorse 4), про носки и тайсы стоит пояснить: трейл — это обилие травы, крапивы, мелких веточек. На протяжении 13 часов, вся эта биомасса отчаянно хлещет вас по ногам. Если первые километров сорок на траву можно не обращать внимания, после шестидесятого она вас достанет. Каждая травинка будет резать, что край бумаги — больно, опасно и эффективно. Впрочем, кожа у всех разная, поэтому и тайсы, и длиные носки — вариант для неженок или дебютантов. Тем более для тех, кто умело сочетает в себе и то, и другое, как, например, я. Толстокожие могут бежать в трусах и майках.
Для верха — футболка / майка и лёгкая ветровка. Легкая ветровка нужна была не на случай дождя, а ровно затем же, зачем и штаны: руки у нас не менее чувствительны, чем ноги. Поскольку ветровки у меня не было, я надел легкую кофту Nike. С длинными рукавами. На голову стоило обязательно надеть кепку / бандану, а чтобы обезопасить ладони, Эдуард, предложил перчатки без пальцев. Мои велосипедные, например, отлично подошли. Ну, и намазаться вазелином для предупреждения натертостей было просто необходимо. Лично я сделал это первый раз в жизни. Еще я надел компрессионное белье — трусы и футболку, примерно с той же целью, с которой бегуны натягивают гетры: кажется, что поможет.
Фото: Спортмарафон
Важнейшая деталь экипировки — гидратор. Я уже говорил, что в этот раз меня выручил Алексей Бордаков, который дал мне свой жилет Salomon с двумя мягкими флягами. Лично я Леше очень признателен, но тех, кто соберется бежать GRUT в 2018 году, от подобного варианта я бы предостерег. Покупайте, одалживайте, приобретайте для этой дистанции только рюкзаки-гидраторы с резервуаром, у которого широкая горловина. То, что мои мягкие фляги — ошибка, стало ясно на первом же пункте освежения, где примерно три десятка человек одновременно пытались наполнить свои опустевшие емкости. Мне для того, чтобы набрать воды, нужно было сначала извлечь флягу, потом открутить от нее крышку, попытаться сделать так, чтобы из 20-литрового бака вода текла ровной струйкой по размеру горловины фляги, потом надо было закрутить крышку, потом надо было вновь вставить флягу в карман. И желательно особо воду не расплескивать, потому что за тобой бегут люди, которым тоже хочется пить.
В результате, одну из фляг я все-таки то ли проткнул, то ли передавил. И после шестьдесят девятого километра впитывал разведеный в ней изотоник уже собственной кожей, по которой он растекался тонкой струйкой. К счастью, это было уже после автономки, так что можно было обойтись и одной емкостью, но все же: будь у меня один резервуар с широкой горловиной мне было бы много удобнее, хотя разнообразием напитков пришлось бы пожертвовать.
Фото: Алексей Бордаков
По большому счету, по экипировке мной был допущен только один просчет: я не взял с собой вторую пару кроссовок. Дело в том, что на шестьдесят девятом километре в этом году был устроен не только пункт питания, не только «критическая точка» для тех, кто хотел сойти с дистанции, но и точка, где можно было воспользоваться своей «заброской». «Заброска», если кто не в теме, — это рюкзак со сменными вещами, дополнительным запасом гелей, мазей, аптечкой и прочим. Увы, пока у меня нет второй пары трейловых кроссовок и это, пожалуй, единственное, о чем я действительно пожалел: поменять носки и обувь было бы очень кстати.
И чтобы не возвращаться к вопросу непосредственной экипировки, скажу, как бы я исправил свои ошибки на будущий год. Во-первых, сверху надел бы все-таки ветровку и майку, а не кофту с длинным рукавом: на открытых участках ветровку можно снять и убрать в карман рюкзака-гидратора. Во-вторых, на дистанцию возьму только рюкзак-гидратор, никаких фляг. Ну, и в третьих — вниз компресионные штаны, которые у Nike, например, идут как нижнее белье фактически, и шорты, а не шорты + тайсы + компрессионные трусы, как в этом году. Последний пункт: в «заброску» я обязательно положу чистую пару кроссовок и носков.
Еще один важный момент, про который нужно обязательно сказать, гаджеты. У меня был с собой iPhone SE в непромокаемом чехле и часы Suunto Ambit2S. Вообще, телефон с собой — требование организаторов: в трубке обязательно должен быть забит телефон для экстренной связи. И это совсем не пустые слова. Правда, если вы не собираетесь делать селфи на дистанции или пользоваться телефоном как навигатором по маршруту, то лучше не брать с собой ничего навороченного: мало ли какие броды попадутся. Телефон за 1000 рублей утопить не так жалко, как недавно купленный смартфон. Риск-то, несмотря на чехол, есть всегда, а терять время, инстинктивно подтягивая карманы жилета или гидратора над водой, не очень хочется.
Что касается часов, то тут мои меня подвели: их заряда хватило только до 50 километра. Не знаю, в чем причина, но сначала они перестали показывать беговую активность, а потом просто вырубились. И, как мне кажется, это сильно повлияло на мой результат. От товарища своего я оторвался, так что понять с каким пейсом я двигаюсь, попробовать установить для себя какой-то ритм, я не мог. А бежать по ощущениям, что чем далее, тем обманчивей, было слишком смелым прожектом для человека, пылящего на дистанциях всего второй нормальный сезон. В общем, главная задача часов на такой дистанции не столько учетная, сколько мотивирующая. Гаджет также позволяет вам рационализировать свой бег: например, бежать пару километров быстро, потом сбрасывать темп, потом — снова его восстанавливать. В общем, если вы сомневаетесь, что вашего гаджета хватит на 12-18 часов работы, одолжите еще один, на всякий случай. Километра после пятидесятого он вам здорово пригодится.
С экипом, гидратором и гаджетами вроде разобрались. Теперь с дистанцией. В этом году первая часть дистанции шла по городу. Её мы отмахали довольно бодро: по 4:30-5:00 на километр. Уже километру к 15 радость и счастье закончились. Пошли первые овраги и горы, а потом начались броды и болота. Темп стал падать до 9:00-10:00 минут на километр, о беге речи уже не шло. Короткая пробежка — лужа — грязь — увяз — шаг. Так продолжалось довольно долго. По моим прикидкам, километра до 35. Как мне кажется, здесь я допустил одну из важных ошибок: пытаясь бежать там, где надо было использовать силы экономно и аккуратно. Все-таки, бежать по грязи, когда у тебя нога проваливается почти до колена, не очень разумно. Я пытался. За что и поплатился. Если бы не суздальская погода, которая в этот день явно благоволила бегунам, мог и не добежать.
После лесов и бродов случилось новое испытание: довольно длинная песчаная дорога. Километров 7-8. Сложность в том, что толчка, к которому все привыкли на асфальтовых покрытиях, не получается. Вы ставите ногу, а стопа у вас плывёт, едет — и вместо метра-полутора вы шагаете на отрезок в два раза меньше. Кроме того, много сил уходит на то, чтобы предолевать сопротивление вязкого песка. Могу сказать, что ничего тяжелее я точно не бегал. От окончательного упадка меня спас какой-то дедушка, старше меня как минимум лет на 20: он протянул мне какие-то таблетки, сказав, что мне наверняка понадобятся. Что это было не знаю, эффекта я не почувствовал, но как плацебо употребил с удовольствием. И, тем не менее, к пункту питания я буквально подползал, с трудом переставляя ноги.
Фото: Спортмарафон
О еде меня просили рассказать специально. На первых точках питания я ел бананы и апельсины. С собой взял четыре тюбика геля и питательный батончк. Здесь к следующему забегу я бы внес коррективы: во-первых, никакого Powerup. У них неприятный химический привкус, концентрация сахара невероятная, поэтому если у меня будет второй трейл, я предпочту SIS. Или Isostar. Но не отечественный продукт, хотя искренне желаю тем, кто его делает дальнейших успехов. Может, через пару лет я также восторженно буду писать и о них. Но пока, извините, нет. Во-вторых, гели я буду есть каждые 10 километров. На асфальтовых забегах я прекрасно обхожусь и без них, но трейл требует слишком много сил.
На главном пункте питания, который располагался на 69 километе, я выпил два стакана бульона, съел черного хлеба с солью и тарелку супа-лапши, пару горстей соленого арахиса и кусочек курицы. Выпил один энергетик и один изотоник (SIS в таблетках, разведенный в поллитровой бутылке воды). Второй изотоник залил во флягу жилета. К несчатью, именно она у меня и прохудилась, поэтому изотоник мне пришлось впитывать кожей. Пополнил запас гелей с собой, опять взял 4 + батончик. Но, кажется, пару штук у меня осталось вплоть до финиша.
После 69 километра трасса стала явно легче: болот больше не встречалось, какое-то время можно было бежать через поле по вполне утоптанной грунтовой тропе, а потом и вовсе по асфальту в деревню, где бодрая толпа местных ребятишек раздавала воду для обливания и для питья, но... Тут я уже откровенно обессилел и на каждые пару быстрых километров у меня приходилось по три пеших. Часы в тот момент сели уже окончательно, так что даже времени счет я почти потерял. Кое-как миновал два последних пункта питания, где уже не было апельсинов, которых почему-то отчаянно хотелось, и почти брел в высокой траве по направлению, где должен был быть финиш. Пара небольших бродов, пара понтонных мостов... Честно казалось, что это никогда не кончится.
Километра за четыре до конца меня подхватил какой-то бодрый малый, который хоть и двигался с довольно посредственным пейсом, но зато он бежал в отличие от меня. И при этом подбадривал меня. В ответ на мои заунывные песнопения, что «никаких больше трейлов, только чистый асфальт», товарищ бодрил меня рассказами про Эльтон, про свой небольшой набег — порядка 25 километров в неделю — накануне Суздаля и прочими анекдотами из жизни ультрамарафонцев. Так мы и добрались до финального отрезка, который пролегал по чистому асфальту. Мне лично показалось, что в этот момент я был готов рухнуть на колени и начать его целовать. Вероятно, только внезапное появление жителей Суздаля, которые принялись хлопать нам, удержало меня от этого акта породнения с асфальтовым покрытием. В общем, я почти полетел. Полетел, думаю, по 4:15. В результате сделал и тащившего меня товарища и еще пару бегунов, которые продолжали довольно ровно переставлять нижние конечности.
Банку безалкогольного пива после финишной арки я открывал как самый прекрасный напиток в мире, продолжая уговаривать себя, что больше никогда. Никогда, думаю, продлится до открытия регистрации на GRUT 2018 года.
А теперь можно даже задавать вопросы. Напоминаю, что если вам нравится содержание, то можно не просто лайкнуть и поделиться, а поддержать меня и помочь подопечным фонда «Жизнь как чудо».
Мой канал на YouTube — https://www.youtube.com/leesnick
Мой беговой Instagram — https://www.instagram.com/leesnick/