«Колосков послал меня на***. Это было офигенно». Интервью Виталия Суворова
«Когда пишу тексты, я курю как сумасшедший»
Мы встретились с тобой сразу после планерки на Sports.ru. Расскажи, как они у вас обычно проходят.
У нас компания, которая не требует от сотрудников постоянного нахождения в офисе, поэтому встречаемся мы раз в неделю – в понедельник или во вторник. Планёрка начинается с того, что все редакторы максимально жёстко критикуют друг друга и говорят, что плохого было на прошедшей неделе. Это может быть плохой текст, плохой заголовок, плохое слово в лиде из «Спорт-Экспресса» образца 2005 года. После этого мы делимся идеями на следующую неделю. Сейчас у нас новое правило: каждый редактор должен на планерке предложить 3-4 идеи для материала не для себя, а для других.
А бывает, как сегодня, – все внезапно вспоминают, что на выходных начинается Чемпионат России, и сидят 20 минут и пытаются придумать, что с этим делать.
Как ты впервые оказался на Sports.ru?
Я работал где-то год на «Чемпионате» – с 11 класса и до конца первого курса.
Когда поступил на первый курс, «Чемпионат» предложил мне войти в их штат. Но если ты входил в штат «Чемпа», то должен был 5 дней в неделю сидеть у них в офисе. А я не мог из-за института. Поэтому я отказался, и еще полгода проработал у них бесплатно. Потом мне написал Денис Романцов и сказал: «Если хочешь для нас что-то делать, то давай». Собственно, так всё и началось.
Представь, что ты можешь рассказать о себе, как о журналисте, с помощью одного своего материала. Материала, который бы максимально точно рассказал о твоем стиле. Что это будет за текст?
Месяц назад или даже меньше вышел материал «52 причины, почему 2008 год был лучшим», – он подходит больше всего, потому что я запихал туда всё, что мне нравится: от Ивана Урганта и Владимира Познера до сериала «Во все тяжкие» и Coldplay.
В своих материал ты часто используешь отсылки к событиям и предметам из мира поп-культуры. Назови топ вещей из поп-культуры, которые тебя вдохновляют. Кино, сериалы, персонажи – что угодно.
Фильмы Вуди Аллена. В них очень крутая структура и классные сцены и шутки. Их можно смотреть отдельно от фильма и прикладывать к спорту.
Если говорить о процессе написания материалов, то что тебе необходимо во время работы над текстом?
Сигарета. Я стараюсь в реальной жизни очень мало курить, но когда пишу тексты, то курю как сумасшедший – поэтому иногда после текста мне кажется, что я разгрузил вагон. Поэтому никогда не пишу в офисе или в редакции, я пишу только дома, где могу курить.
У тебя есть материалы, за которые тебе было бы стыдно и неловко?
В плане качества текста стыдно за все, что было до 2013 года. И примерно за каждый второй текст до сих пор.
Был текст, который удалили со Sports.ru. По-моему, это был единственный текст в истории спортса, который сняли после того как он был опубликован. В 2012 году я делал интервью с русскими гребцом. Он был очень верующим человеком, и идея материала была в том, чтобы прийти с ним в церковь, поговорить, посмотреть, что там вообще происходит. Я пришел в эту церковь, гребец на меня произвел не очень приятное впечатление, но, anyway, мы сделали интервью. Поскольку у нас на Sports.ru существует правило, что интервью мы расшифровываем слово в слово, чтобы придраться было просто невозможно ни к чему, я как обычно расшифровал все слово в слово. А он попросил меня интервью заверить. Я думаю: блин, я же расшифровал это интервью слово в слово, какого чёрта я должен его заверять. Он же сказал, как думал, и он должен отвечать за свои слова. И мне так не понравилось с ним общаться, что я решил: нафиг заверку, всё окей, придраться не к чему, все слово в слово.
Что было дальше?
Этот текст вышел без заверки. А в нем были не только ответы гребца, но и мои авторские вставки с иронией про протестантскую церковь. И когда он прочитал этот материал (и особенно когда его жена прочитала), они немного офигели и начали мне стучаться во все каналы: это ужас, снимайте интервью. Я спросил, к чему у них претензии – к прямой речи или к авторскому тексту? Они сказали: к авторскому тексту. Я говорю: ну, тогда мы ничего не можем сделать. Потом они, видимо, поговорили со своим юристом и снова позвонили мне: да, у нас претензии к прямой речи, ты обещал заверить, и не заверил. И тут я уже ничего поделать не могу. Я сказал Юре, что я идиот, и вот такая ситуация. Он пытался отмахнуться от них, но в итоге материал пришлось снять из-за того, что я не заверил прямую речь. Вот за это мне было очень стыдно, и я две недели думал: какой же я кретин.
С тех пор я заверяю всегда. Поэтому и перестал брать интервью.
У тебя бывали ситуации во время интервью, когда ты понимал, что если ты прямо сейчас как-то не изменишь его русло, то все безвозвратно скатится?
Один раз во время интервью всё скатилось, но это было офигенно. Интервью с Вячеславом Колосковым для «Афиши». 2012 год, у «Афиши» вышел номер, практически полностью посвященный футболу. Его делала редакция Sports.ru: я, Юра Дудь, Ваня Калашников, кто-то ещё. И я тогда сделал за месяц штук 10 интервью, одно из которых было с Колосковым. Сначала мы говорили о каких-то обычных штуках, о футболе в 90-х и бла-бла-бла. А под конец, когда я уже знал, что у меня есть всё интервью и если он бросит трубку, то будет пофиг, я его начал задавать вопросы на неудобные темы: договорняки и все такое. И Колосков сказал такую фразу: «Вы что, приехали ко мне сюда чтобы задавать такие вопросы?». Я отвечаю: «Ну да, в том числе». А он: «Ну и идите вы на***», и бросил трубку. Это был очень эффектный финал.
У тебя есть шоу на Ютубе, в котором ты берешь интервью у знаменитостей. Пока вышел только один выпуск с Борисом из «Братьев Гримм». Расскажи, почему именно он, и как долго ты думал над идеей?
Когда я решил это делать, оказалось, что невероятно сложно с кем-то договориться. Я всем объясняю: я работаю на Sports.ru, раньше работал в Playboy. Хотя им это все совершенно неинтересно, но я пытаюсь хоть как-то свой вес поднять. В спорте все легко на контакт идут, вне спорта хрен кого вытащишь. Борис был как раз одним из тех людей, которым я написал ВК. При этом я их не очень различал с братом, не знал, кто из них более разговорчивый. Поэтому сначала я нашел телефон агента его брата, позвонил ей. У нас был очень странный разговор: я не успел ничего сказать и 15 минут слушал её монолог о том, что я чувак из НТВ, и хочу раскрыть какой-то заговор о том, как они с братом поссорились. Я послушал и сказал: «Ок, спасибо, до свидания».
Потом написал Борису ВК, и он сразу согласился. Единственный из всех, кто согласился сразу. Со всеми остальными я пока воюю. Очень надеюсь, что с кем-нибудь я все-таки договорюсь, потому что хочу продолжать делать этот проект.
Все думают, что я копирую Юру Дудя (что я, собственно, и делаю). Но на самом деле я еще 2 года назад пытался сделать что-то на Ютубе. Был один выпуск моего как бы «Late show» на Sports.ru, и с тех пор я думаю: я хочу ютуб, я хочу ютуб, я хочу ютуб. Но я слишком тормоз, поэтому дождался, пока Юра станет самым популярным человеком России после Путина, и только потом начал что-то делать.
Когда мы начали работать над каналом, открылось невероятно много футбольных СМИ на английском языке. Казалось, что про тактику никто не может писать обстоятельнее Никиты Васюхина или Вадима Лукомского, а потом выяснилось, что за рубежом увлекательных тактических ресурсов десятки.
Да-да. Для расширения кругозора нужно читать как минимум на английском языке. А лучше еще на французском, итальянском или немецком.
Наверное, это не очень здорово, что я не слежу за конкурентами Sports.ru, но я не открываю российские спортивные СМИ. Единственное, что смотрю - Евроспорт, Пашу Городницкого. И то, так, просто, вдруг там что-то есть. Ничего русскоязычного больше не читаю. Кликаю, только если там какая-то дичь.
Как относишься их манере подачи информации Евроспорта? Считаешь это новой журналистикой?
Не-не, конечно это никакая не новая журналистика. Просто дерзкие ребята, которые теперь чем-то выделяются. Потому что когда они начали три года назад, было ощущение, что это Sports.ru, который отстал от самого спортса на пару лет. Они были очень похоже на нас. А сейчас они отличаются ото всех, у них свои какие-то наркоманские заголовки, свой стиль.
Еще периодически на «Матч» заходил. Когда там были Глеб Чернявский и другие нормальные парни, было что иногда почитать. «С-Э» - никогда, «Советский Спорт» - никогда.
«Когда ушел Джеррард, я хотел застрелиться»
Представим, что ты можешь провести целый день с любым футболистом. Не в роли журналиста, а как обычный человек. Кто это будет?
Если как журналист, то я не хотел бы встречаться с Дэвидом Бэкхемом и Стивеном Джеррардом, потому что мне кажется, что они настолько правильные ребята, что с ними ничего интересного не сделать. А если просто как парень, который будет просить их сфоткаться со мной во всех ракурсах, то Бэкхем, Джеррард и Андрей Аршавин.
Нет боязни разочароваться, увидеть, что они правильные и скучные?
Вот поэтому в плане интервью я бы совсем не хотел общаться с Джеррардом и Бэксом. А вот с Аршавиным хотел и пытался, но он, к сожалению, не отвечает на мои смски.
Но не думаю, что разочаруюсь. Если они правильные парни, то ок – я тоже, мы сойдемся.
О! И Златан еще, конечно. Но если я пойду со Златаном, то мне придется с собой брать свою маму, потому что она главная фанатка Златана в России.
А за «Зенит» ты всё еще болеешь?
Болею только за тот «Зенит», в котором был Андрей Аршавин. За «Зенит» образца 2008 года болею, а за нынешний – нет. Вообще, я смотрю очень мало российского футбола. Мне немного стыдно, что я работаю на российском спортивном сайте, но не смотрю российский футбол. Меня даже на планерке стебут, что если идут одновременно матчи ЦСКА – «Спартак» и «Рединг» - «Борнмут», то я, скорее всего, смотрю второе.
Как бы ты отнесся к тому, если бы Андрей Аршавин приехал доигрывать в «Ливерпуль»?
Ну, это была бы наркомания.
А вот если бы он приехал доигрывать в «Зенит», было бы круто. Хотя это тоже наркомания, потому что для клуба было бы лучше взять какого-нибудь молодого игрока. Но поскольку мне плевать на «Зенит» и не плевать на Аршавина, то было бы клево, если бы он играл в «Зените». Или вообще – в чемпионате России. Аршавин – это единственная причина, которая может заставить меня смотреть премьер-лигу.
Я дикий фанат Аршавина. Я даже больший фанат Аршавина, чем фанат Джеррарда. Он – мой любимый человек в футболе.
Почему?
Это самый амбициозный русский игрок, который у нас был. Понятное дело, что у него было дофига косяков, но, тем не менее, это единственный человек в российском футболе за последние лет 10-15, которого можно назвать примером для подражания. Потому что он добился, чего хотел. Свалил, несмотря на свой уникальный статус в русском футболе. Ведь, когда он уезжал, ему предлагали огромную зарплату, его лично Матвиенко (Прим. Валентина Матвиенко) уговаривала остаться. И он от всего этого отказался и уехал в «Арсенал», несмотря на то, что у него там не было статуса звезды и приходилось бы всего добиваться заново.
И команда Хиддинка с Аршавиным была великолепна. Вообще, Хиддинк и Аршавин для меня два главных человека в футболе. В день, когда Россия проиграла Словении, я реально рыдал в подушку. Это был один из трех разов, когда так делал. Это была худшая ночь в моей жизни. Мы с другом сидели на телефоне после матча и молчали полчаса. И не ложились спать до четырёх ночи, чтобы дождаться, когда в интернете появится новый номер «С-Э», чтобы узнать, что произошло. Единственный раз в жизни, когда я вообще ждал «С-Э».
Так что для меня Аршавин – герой. Единственный герой в российском футболе.
Надеюсь, у него есть телеграм и он согласится на интервью после этого.
Этим вопросом тебя наверняка достали все, но я не могу его не задать из-за болельщицкого фактора: какой «Ливерпуль» самый крутой?
Еще несколько лет назад я бы сказал «08-09», но сейчас я не могу выбрать между «2008/09» и «2013/14» – последним годом Суареса. Но, наверное, все же «08-09», потому что я был более маленьким, и с точки зрения эмоций для меня это было круче. Было трагедией, когда Ливерпуль не выиграл чемпионство, я чуть не застрелился. В «2013/14» я тоже чуть не застрелился, но там я держал пистолет у головы, а тут – только в руке.
Тебе не грустно оттого, что от старого «Ливерпуля» почти никого не осталось?
Для меня «Ливерпуль» закончился, когда ушел Джеррард. Я реально сидел дня три и пересматривал старые голы Джеррарда. Когда Стиви объявил об уходе, была трагедия.
А так, грустных настроений из-за того, что мало кого осталось из прежнего «Ливерпуля», у меня нет. Надеюсь, что Коутиньо останется, и в новом сезоне будет играть так круто, что Неймар перестанет пытаться перетащить его в «Барселону» и сам перейдет к нам.
И я был на стадионе в Стамбуле, на матче «Ливерпуля» с «Бешикташем», и там была какая-то дичь. Я прошел на матч чуть ли не без билета, меня никто нигде не проверил, никакой охраны не было. Я стоял на трибуне и курил. Обычно люди начинают выходить с матча минут за 10 до конца, а тут все сидели до последней минуты, а потом ломанулись к выходам как сумасшедшие – меня чуть не затоптали! Я решил обойти эту толпу и попал в какой-то овраг, полный грязи. В общем, жесть.
Ты сказал, что у «Вест Хэма» болельщики из рабочего класса. А у «Ливерпуля» и «Тоттэнхема» нет?
Наверное, тоже рабочие. Но у «Вест Хэма» это как-то очень бросалось в глаза – скажем, там были ребята с татуировками на голове и прочие занятные персонажи. Во время матча они постоянно орали матом друг на друга, на все вокруг. На «Энфилде», например, довольно тихо болеют. Там поют в начале и в конце матча, аплодируют удачным действиям игроков.
В инстаграме ты выкладывал скрин свое книжной полки, и там много было книг спортивной тематики и иностранных. Посоветуй три книги о спорте:
Есть книга «Новая журналистика» Вулфа, которая в свое время меня дико впечатлила. По-моему, там есть несколько текстов и про спорт. Вот эта книга 100%.
Плюс, к спортивной журналистике можно притянуть книгу-сборник колонок Джереми Кларксона. У него восемь таких книг, потому что он пишет по колонке в неделю уже 15 лет. Правда, они все на английском.
Есть еще сборник спортивных текстов от мужчины по имени Гэй Тализ. Это один из новых журналистов из 60-х, который в том числе упоминается в книге Вульфа. Он начинал работать как спортивный журналист, а потом стал писать обо всем остальном. Он известен как человек, который написал главный журнальный текст – про Фрэнка Синатру. А как у спортивного журналиста у него есть тексты про Мохаммеда Али, про великих бейсболистов. Возможно, обычному читателю эти спортивные персонажи прошлого будут не очень интересны, но статьи написаны невероятным языком, как романы.
А для спортивных гиков?
Для спортивных гиков обе книги Билла Симмонса – одна о баскетболе, вторая – о бейсболе. Книга о бейсболе – это сборник колонок о команде «Ред Сокс», которые он писал раз в неделю на протяжении четырех лет. Отличный учебник по тому, как писать спортивные колонки, чтобы это было интересно.
Еще вышла новая книжка у Майкла Кокса, «TheMixer». Никита Киселев со Sports.ru купил эту книгу и уже заспамил меня в телеграме тем, какая она клевая.
Билл Симмонс – самый классный спортивный журналист в мире?
Он, конечно, самый популярный, но у меня есть ощущение, что остальные журналисты сейчас относятся к нему немного стебно. Как мы к Игорю Рабинеру, например. Его все знают, но при этом, кажется, относятся к нему как к человеку, который чуть-чуть отстал от времени. При этом он мой любимый спортивный журналист и пионер интернет-журналистики.
Ты советуешь книгу Била Симмонса про НБА. А сам ты следишь за НБА?
Я подписан на «Лиг Пасс», но редко удается смотреть. Обычно я втягиваюсь в плей-офф, а регулярку не смотрю, потому что хочу спать.
Чем тебя привлекает НБА?
Там очень крутая статистика и все посчитано, поэтому легко можно сравнивать игроков из разных исторических эпох. В футболе мне такого не хватает. Конечно, это банальная тема, кто лучше, – Месси, Марадона, Пеле и так далее. Но я не читал ни одного текста на эту тему, который мне бы понравился.
Еще нравится НБА тем, что вокруг игроков строится дико крутая мифология. Лига состоит из разных историй, сюжетов, персонажей. И они постоянно упоминают условных Джорданов, Мэджиков, Бердов даже в тех текстах, которые посвящены 2017 году. Такое ощущение, что это гигантский сериал, который идет сто сезонов.
Я считаю, что баскетбольный раздел Sports.ru – это абсолютно лучшее медиа в России. Такого языка, такого качества текстов нет ни у «Медузы», ни у «Новой Газеты», ни у кого-то еще. Это абсолютный космос, и самое невероятное, что его делают три человека. А основный объем делает один редактор, Фил Прокофьев, – он просто сумасшедший. И самое обидное, его знают только фанаты баскетбола. А если бы Sports.ru был американским сайтом, то Фил Прокофьев был бы миллионером и не вылезал с ESPN и других каналов. Я бы легко продал душу Сергею Прядкину, чтобы писать так, как пишет Фил.
«РФПЛ – это бесконечный день сурка»
Выше ты упоминал текст про Синатру. И часто упоминаешь в своих текстах разные музыкальные группы и все такое. Ты хотел бы написать текст, посвященный музыке?
У меня на почте есть переписка с самим собой, в которой я набрасываю идеи. Она идет с 2010 года, и я скидываю туда абсолютно все идеи, даже совсем хреновые. Потому что иногда бывает: написал все тексты, идеи кончились, и начинается паника. И у меня есть такая ветка со спортивными текстами, а есть не со спортивными. Может, когда-нибудь я и решусь что-то написать, но пока не знаю. Те идеи, которые у меня есть, точно не будут собирать даже 50 тысяч кликов, потому что это очень странные идеи.
Расскажи о какой-нибудь!
Есть один швед, который пишет песни для американских поп-звезд. Самый могущественный человек в мировой поп-музыке. Он писал самые громкие хиты Backstreet Boys, Бритни Спирс, Кэти Перри, Тэйлор Свифт. Это какая-то машина. У него есть ассистенты, свой лейбл – и все они шведы. По какой-то причине всю самую популярную американскую поп-музыку делают шведы. И по этой теме мне было бы дико интересно писать, и я бы написал, если бы не был такой ленивый засранец.
Еще мне интересна еда. Я фанат итальянской кухни и пасты. А когда я что-то люблю, тут же начинаю гуглить про это как сумасшедший. И я могу рассказать все о пасте, кучу фактов из истории Макдональдса, KFC, Старбакса. Я про все это написал бы, но придется очень долго запариваться, и не будет никакого выхлопа. Так что я оставляю все это до момента, когда решу открыть свой блог или сайт.
Почему бы не написать о том, как появились чипсы? Оказывается, один мужчина в Калифорнии пришел в ресторан, который уже закрывался. У них главным блюдом была картошка фри, и он её заказал. А в ресторане осталась только одна картофелина. Повар порезал её супертонкими кусками, и так возникли чипсы. И мне все это невероятно интересно, гораздо интереснее, чем какая-нибудь тактическая схема «Амкара».
Мне интересна не столько музыкальная журналистика, сколько вся поп-культура.
Есть ли вещи, которые тебе не нравятся в профессии спортивного журналиста?
В этой профессии мне не нравится только то, что она никому не нужна.
В России нет звёзд спортивной журналистики. Единственная звезда – Юра Дудь. Но он звезда не потому, что пишет крутые тексты, а благодаря Ютубу и телеку. Без них его интервью были бы такими же крутыми, но их бы знали только в спортивных и медиа кругах.
А из пишущих журналистов звезд вообще нет. Игорь Рабинер? Его нельзя назвать звездой. Любой участник шоу «Каникулы в Мексике» популярнее, чем Игорь Рабинер.
Понятно, что если бы Sports.ru существовал на английском языке и выходил в американском и англоязычном мире, было бы больше денег, больше влияния, возможности делать что-то крутое. Для сравнения можете зайти в твиттер и посмотреть, сколько подписчиков у топовых англоязычных изданий и журналистов. У Билла Симмонса 5 миллионов! Даже у Юры Дудя только 300к. Понятно, что это совсем разные миры.
Еще в российской спортивной журналистике мне не нравится чемпионат России. Я перестал смотреть РФПЛ и писать о ней, потому что мне скучно каждый месяц писать про то, какой Прядкин дебил. Это как писать о том, что в Макдональдсе вредно, или что дождь мокрый. Тут очень мало героев, очень мало сюжетов, каждый месяц примерно одно и то же. Раз в год кто-то пишет какой Мутко хреновый министр, какой Прядкин жулик и о том, как задолбали Кокорин с Дзюбой. Все идет по кругу, настоящий день сурка. Очень скучно.
Где ты себя видишь через 5 пять лет?
Однозначно буду писать тексты для Sports.ru. Хотелось бы, чтобы было что-то еще: телек или Ютуб.
И я один из тех людей, которых не любит Юра Дудь: хотел бы уехать из России, пожить в разных странах.
До какого возраста не стыдно заниматься спортивной журналистикой?
Я так вопрос не ставлю. Писать спортивные тексты я бы хотел всегда. В перспективе хочется попробовать все делать на английском языке. Но не хотел бы, чтобы это было единственным, что я буду делать. Хочу, чтобы был Ютуб, или телек, или тексты на английском, или что-нибудь еще. Сейчас тексты на Sports.ru – это не то, на что я живу. От моей зарплаты гонорары за тексты составляют, как правило, 10%. Я занимаюсь нашими международными Фейсбуками и приложениями на английском, арабском и немецком языках. Это моя основная работа, за неё получаю фиксированную зарплату.
Поэтому журналистика не моя основная профессия, но с ней связаны основные амбиции. Я не думаю, что это стыдно – быть спортивным журналистом, например, в 40 лет. Нужно будет слегка менять свои тексты, эволюционировать. Если я в 40 лет буду делать отсылки к Бритни Спирс, то это будет странно.
У моего любимого комика Луи Си Кея легко прослеживается эволюция тем. Когда ему было 20, он делал стендапы о том, как пытается замутить с девочками, но у него ничего не получается. В 30 лет он начал делать стендапы о том, как он ненавидит своих детей, а в 40 – о том, какой он толстый и ужасный. Думаю, примерно такая эволюция будет и у меня. Сейчас я делаю отсылки к Бритни Спирс, а потом будет Владимир Машков.
Этим материалом мы открываем серию интервью, которые будем регулярно брать у крутых авторов спортивных медиа и крупных телеграм-каналов. Если ты не хочешь ничего пропустить, то срочно подписывайся на наш блог на Sports.ru. Если ты хочешь читать интервью без задержек, а также ежедневно получать подборки самых крутых материалов о футболе на русском и английском языке, подписывайся на канал "Футбольный дайджест".
Авторы: Алёна Груздева, Денис Смирнов