Prêt-à-Porter. Межсезонье и все-все-все
Что я несу? Что здесь происходит? Что с этой планетой? Они все спятили? Это мода? Послание нам? Голые люди ходят по подиуму. Я пытаюсь понять, что значит это дерьмо. И знаете что? Я поняла. До свидания. Оревуар.
Нынешнее межсезонье напомнило мне тот самый нашумевший фарс Олтмана, в котором он оторвался по полной на ньюсмейкерах наступавшего идиотизма. Масса сюжетов, которые пересекались только по месту, но не по смыслу, потому что смысла в них вовсе не было. А в мелких эпизодах всё было настолько мелко, что при ближайшем рассмотрении оказывалось сплошь банально и наполнено комплексами. Радует одно — летнее межсезонье кратковременно, как неделя высокой моды. И столь же бессмысленно.
Ну вот возьмём в качестве примера новую форму «Спартака». Казалось бы, очевидно, что выигранное чемпионство можно позиционировать как возврат к историческим корням и событиям. Можно запускать ностальгическую серию спортивной одежды для взрослых болельщиков, выпускать хвастливую серию «22» для молодёжи и законно монетизировать успех. Только делать это надо обязательно в историческом контексте и на базовом дизайне. То есть полоса здесь даже обсуждаться не может, должна быть обязательно. Но Nike уже пробовал продвигать футболки с полосой, когда только пришёл в клуб, и эта затея провалилась. Я не знаю, в чём там дело и кто у них отвечает за сезонный дизайн, но в клубе-то у нас люди должны понимать настроения болельщиков? Апеллировать к историческому контексту на фоне спортивных неудач — это провал, который тут же вызывает упрёки в попытке прикрыть чужими достижениями собственную неспособность быть достойными этой истории. Но ведь возвращение в пантеон в шаблонной форме а-ля пражская «Спарта» это такой же провал на фоне незатухающих празднований. Ну вы хотя бы на посещаемость посмотрите и оцените потенциальную аудиторию.
Это не экономия. Вшить в прошлогоднюю форму другой воротник или сделать лишнюю полоску на рукаве ещё легче, а к чемпионскому варианту формы ни у кого никаких претензий не было. Это просто отсутствие вкуса и понятия мира, в который ты пытаешься войти. Русский футбол — бессмысленный и беспощадный. И соваться в него без понимания этого факта примерно то же самое, что Сержио в исполнении Мастроянни выбирать галстук в ассортименте ГУМа для француза. Этот галстук от Диора стоил ему целое состояние, но у каждого, кто его видел, он вызывал только недоумение.
Что за галстук? Ты дальтоник, или тебе его дала жена?
Что теперь нам со всем этим делать? Да ничего не надо делать. Мы выигрывали достаточно чемпионств в форме без полосы, чтоб считать её несчастливой. Более того, полуфинал Кубка Чемпионов с триумфом на «Сантьяго Бернабеу» тоже случился без полосы. Не надо никаких петиций или демаршей. Достаточно просто проигнорировать эту коллекцию, её коммерческий провал сам всё скажет. А в наших шкафах найдётся достаточно красно-белой одежды прошлых лет, чтобы напоминать этим «художникам» и об истории, и о преемственности.
Другой сюжет этого межсезонья связан с информационным шумом из ничего. Наша спортивная журналистика находится в таком глубочайшем кризисе, что это уже не бурление супа из всего, что нашлось в холодильнике и было брошено в кастрюлю. Процесс больше напоминает бурление в отхожем месте именно той субстанции, которая там и должна находиться. Один за месяц пишет книгу, а дальше начинает охоту на любое медийное лицо только для того, чтоб потом выложить фотку «вручения» в социальных сетях.
Дарья Донцова по сравнению с этим автором в итоге начинает выглядеть вдумчивым и кропотливым писателем, такой скорострельности даже она себе не позволяет. Другой журналист делает интервью с водителем клубного автобуса. Третий — с жертвой подросткового пьяного изнасилования. Ну а вишенкой — интервью руководителя единственного национального спортивного телевидения, которая перевирает абсолютно все факты, но при этом не может ответить на элементарные вопросы о финансовом состоянии своей компании и её творческих планах. На выходе — образ подавившегося сэндвичем Оливье де Лафонтена, безумные версии о котором идут в прайм-тайм по всем каналам.
А рядом с этими очумелыми пишущими ручками бредит на всю страну новый старый президент футбольного клуба с Невы. Ему вторит вновь назначенный именитый тренер, который прославился не достижениями, а ценой этих достижений. Если предыдущий плачущий большевик хоть Лигу Европы выигрывал, то нынешний — исключительно национальные титулы. Но тратил денег при этом столько, что от него в итоге даже арабы с китайцами шарахаться начали. И приходит он на фоне дебатов на государственном уровне о недопустимости неразумных трат госкорпораций и необходимости программы развития национальных кадров. На Дону бесплатно расторгает действующие контракты с игроками национальной сборной нищий «Ростов», который сразу после этого волшебным образом выплачивает свои долги непонятно откуда взявшимися деньгами. Есть суровый Гончарэнка, который пытается из говна слепить котлету, но у которого для этого даже говна становится всё меньше и может не хватить. Казалось бы, поле непаханое для расследований и репортажей, интервью и аналитических статей, но весь пыл уходит на то, чтобы взять интервью у тренера ФНЛ, который учит спартаковцев, за что они должны играть, а за что — нет.
Мы с инспектором были в шоке когда узнали что жертва была важной фигурой в мире моды, и что его не очень любили. — Это правда, его не очень любили. Его многие ненавидели. — Даже вы, мадам? — Нет, я просто его не любила. — Но он был вашим любовником? — Какая разница? Он был не очень хорошим человеком.
Отдельным пунктом стоит выделить Кубок Конфедераций и его итоги. Во всём мире он считается просто генеральной репетицией для организаторов накануне настоящего турнира. И этот прогон нам удался. Восторженные комментарии до сих пор доносятся даже из Британии, не говоря о тех, кто в нём участвовал. Я не думаю, что у нас не будет ни единого конфуза во всех 11 городах, но накладки случаются, а общая степень подготовки внушает оптимизм. Даже питерский Провал получил у игроков и зрителей оценку «удовлетворительно», а это на фоне отделки подтрибунных помещений уровня вокзального туалета. Мы были на «Петровском», так что нас прошлым веком в Питере не испугать, а мест на гостевом матче нам теперь достанется минимум втрое больше. Что порадовало больше всего, так это заполняемость трибун. На второстепенном турнире с европейскими ценами на билеты она была совсем не на уровне «нефутбольной страны». Люди пришли, люди истратили эти деньги. И готовы их тратить дальше, только для этого надо организовать достойный сервис с продуманными логистикой, кейтерингом и развлечениями. Есть время, чтобы решить эти вопросы.
Единственная критика, которой удостоился этот турнир, была связана вовсе не со строительством, действиями полиции или транспортными проблемами. Главным недостатком все зарубежные эксперты единодушно назвали уровень национальной сборной, который скорее всего не позволит ей выйти из группы, и это разочарование может снизить интерес местного населения к предстоящему турниру. Оставим рассуждения, что все наши потенциальные зрители уже привыкли к этому уровню и с удовольствием ходят посмотреть на Рональдо, Чичариту и Дракслера. Надо действительно что-то сделать с нашей сборной. Я не знаю, есть ли конфликт у Черчесова с группой российских игроков или нет, но я точно знаю, что их нет в нашей сборной. А ведь мы не Германия, чтобы третьим составом не просто достойно выглядеть, но и побеждать. Может ли этот конфликт действительно иметь место? Конечно, может. Тренер, безусловно, имеет право на собственные взгляды на комплектование команды. Великий Рауль, вложивший в сборную всю страсть своей футбольной души, оказался отцеплен от сборной Арагонесом и Дель Боске тогда, когда вполне ещё был в силах принести ей пользу своими опытом и победным духом. Испания справилась без него, легко найдя ему замену. Но в России нет такой россыпи талантов, нам и 11 игроков, способных не сломать ноги в противоборстве с мячом, не так просто найти, не то что 23. И когда под разными предлогами в сборную отказываются ехать 5-7 футболистов, очевидно более сильных, чем вызванные, поневоле начинаешь верить не Мутко с Черчесовым, а опыту Титова, Калиниченко, Пеева, Денисова и остальных бывших подопечных нынешнего главного тренера главной сборной. А значит взбесившийся индюк на этой должности может быть заменён не только по спортивным результатам, но и по организационным причинам. Только делать тогда это нужно сейчас, пока у его преемника есть хотя бы год для строительства команды.
На фоне этого командного коллапса до изумления доводят телодвижения игроков этой «полусборной». Финансовые махинации с мастерами футбола из «Ростова» у болельщиков могут вызывать недоумение, потому что интерес они могут вызывать только у Прокуратуры и фискальных органов. Но должны же мы все понимать, что эти серые операции с контрактным правом развращают игроков? Мне абсолютно не жаль, что такие мастера мяча, как Полоз и Ерохин оказались в Питере. Для меня их уровень был сомнителен и раньше, а на Кубке Конфедераций высветился как фейерверк.
Я не знаю, что там за сила в чётках Бердыева, которая превращает эти растения в деревянных солдатов, но это мистика и к реальному миру отношения не имеет. Мне не нравится, что про этих игроков вообще так много говорят. Не по чину. Скороспелые однодневки, они и своими нефутбольными поступками полностью соответствуют образу «модного» фотографа Майло О’Браннигана из фильма
Я хочу, чтобы вы подписали контракт с «Эль». Я готова на все. — Вы серьезно? — Да, я готова на большее. — Что может быть больше, мисс Крумм? — Надо подумать… Я встану на четвереньки, если это поможет. — Кто знает, может, и поможет. — Простите? — Вы готовы встать на четвереньки, если это поможет. Я сказал, возможно. Значит, это может помочь. — Вы думаете, я не сделаю этого? Тогда смотрите. Довольны?
Герои нашей сборной совсем не стоят такого внимания. Я говорю это вовсе не потому, что мне безразлична сборная. Я доволен самоотдачей игроков «Спартака» на Кубке Конфедераций. Джикия не допустил ни одной ошибки в обороне, Рома Зобнин был лучшим в товарищеских матчах до получения травмы на этапе подготовки, Самедов с Глушаковым поучаствовали во всех голах, которые сборная забила.
Единственный, кто ещё приложил к ним усилия, это Федя Смолов, который в рамках приличия выражает полную готовность к нам присоединиться. Но даже понимая, что он нам нужен, и видя его желание, я не вижу необходимости добиваться этого любыми способами. И очень рад, что сейчас это именно так и происходит. Федя много сделал для «Краснодара», но если он сейчас хочет уйти сам, а клубу предлагают абсолютно вменяемые и честные деньги, по-человечески надо его отпускать. Более того, его надо отпускать и по бизнес-понятиям. Это не каприз игрока, это его ясное понимание скоротечности собственной карьеры. И оставляя его в команде, вы разрушаете у собственных игроков иллюзию, что их достижения только в их руках, а получаете разочарованного игрока в молодой коллектив. Не боец он будет после этого. И не лидер.
А что происходит в «Спартаке»? Да ничего не происходит. Чемпионский состав сохранен. Есть локальная проблема, связанная с отсутствием на эту осень Ромой Зобнина. Есть пара молодых местных игроков на вырост — Бакаев и Тигиев. Начинается и усиление, хотя и не слишком активное, но и трансферное окно только открылось. Мы не знаем, что там происходит под покровом тотального информационного покрова, наконец-то окутавшего клуб. Но первый новичок, тотально раскритикованный болельщиками, никогда его не видевшими, на поверку оказался крепким, думающим и спокойным бойцом, который смотрится хорошо не только на фоне Ещенко, а на фоне, например, Седрика, наиболее запомнившегося на этой позиции игрока из состава сборных-чемпионов своих континентов. Пара-тройка таких усилений дополнительно даст команде и внутреннюю конкуренцию, и организационную надёжность, и вполне себе ясные перспективы на наступающий сезон.
Я продолжаю верить не в Карреру, а Каррере и его решениям. И если я вижу необходимость одновременного выхода Кутепова и Джикия на поле, это не значит, что если тренер решит иначе, я буду рвать на себе одежду с воплями «всё пропало». Потому стенания «почему не Селихов?» тоже проходят мимо меня. Я отлично отношусь и к Саше, и к обстоятельствам его появления у нас, но продолжаю оставаться в полной уверенности, что Массимо знает, что он делает. И если он так и будет вляпываться в ваши комментарии по тому или иному поводу, желаю ему оставаться столь же уравновешенным и оптимистичным, что и Инспектор Танпи. Когда идёт караван, вокруг всегда много лая.
— Что это? — Собачье дерьмо. Говорят, оно приносит удачу.
Отдых позади. Пора оставить позади и неслучившийся отпуск, и ненаступившее лето. Давайте там же оставим прежние приметы, тем более, что наш капитан не изменил себе и умудрился даже за 45 минут, на которые он появился в игре на этих сборах, привезти свой законный межсезонный гол. Мы же знаем, что в официальных играх мы снова увидим его тем же неистовым лидером, что и раньше, который будет тащить команду и игры. Мы не баловни удачи, хоть и не отказываемся от неё. Мы заслужили титул работой. И все ошибки, которые мы делаем, делают нас сильнее. Даже если эти ошибки длятся 15 лет.
Давайте окончательно избавимся от иллюзий и желаний. Нам всем ещё очень многое предстоит сделать. И начать надо с первого матча. Просто потому, что вот такого титула у нас ещё не было. Это не Лига Европы или Кубок РФПЛ, эти титулы считают все. А мы до этого упустили уже несколько своих шансов. Но мы первый раз участвуем в Суперкубке в ранге чемпионов. И это всё меняет. Чемпионы должны побеждать.
Поэтому давайте оставим весь околофутбольный цирк, который мы только что вспомнили, где-то далеко за нашими дверями и откроем ещё по бутылке шампанского. Чемпионского шампанского. Нам осталась всего неделя на это.
А дальше снова кровь, пот и слёзы. И новые вершины.
Мы на пороге важных перемен, это важная неделя. Она определяет моду на год.