«Бешеную скорость саней никак не обуздать»
Комментатор «Евроспорта» Иван Швец превьюирует новый сезон в санном спорте: лихтенштейнский тренер для сборной России, реваншистские настроения Демченко, дебют трассы в Парамоново, новый король Лох, безопасность против технологий, поиск компромисса и отголоски страшной олимпийской истории.
Инициатива по поиску нового президента в федерации санного спорта, в отличие от других видов спорта, исходила от прежнего руководителя Валерия Силакова. И вот наконец-то Валерий Николаевич получил возможность оставить этот пост, который был для него тяжеленным грузом и сосредоточиться на работе с личным составом.
«Долгое время федерация санного спорта оставалась одной из самых нищих в России»
Долгое время федерация санного спорта оставалась одной из самых нищих в России. Ходили легенды о том, как Силаков на своей машине возил спортсменов на состязания, тратил свои личные деньги на нужды команды, сани для выступлений собирались едва ли не в каких-то гаражах. В трудные 90-е годы российский санный спорт выжил исключительно благодаря фанатизму и преданности Силакова и его команды. Разумеется, в таких условиях федерации нужен был президент, который не только придет с какими-то идеями, но и сможет найти средства для их воплощения.
Леонид Гарт, новый президент федерации, генеральный директор строительной компании ГРМ-Строй. При его недолгом руководстве уже сделано немало запущен проект строительства новой санной трассы в Перми, выделены деньги на более современный инвентарь и привлечение в сборную России передовых специалистов, заключен контракт о техническом сотрудничестве с МГТУ имени Баумана теперь там будут разрабатывать новые модели саней для наших саночников. Все это, безусловно, плоды работы нового президента.
Альберт Демченко после четвертого места в Ванкувере решил продолжить выступления, сказав, что вполне готов выступать как минимум до Сочи. Но не стоит забывать, что ему уже 39 лет, а в таком возрасте крайне сложно восстанавливаться после травм, которые в санном спорте далеко не редкость.
«Демченко уже 39 лет, а ему крайне сложно восстанавливаться после травм»
Сани вид спорта для зрелых мужчин, тут не поспоришь. Но Альберт Демченко абсолютно точно на данный момент самый возрастной саночник современности, а в перспективе может побить все существующие рекорды по долголетию.
Еще год назад, когда стало известно, что чемпионат мира 2011 года пройдет на родине Цоггелера в Чезане, Армин пообещал завершить свою карьеру победой на нем. Это стало бы запоминающимся аккордом в блистательной биографии двукратного олимпийского чемпиона и чемпиона мира, а также рекордсмена по количеству побед в Кубке мира.
Мы с Демченко разговаривали совсем недавно, и он прекрасно осведомлен о целях итальянца. Отвечая на мой вопрос о планах на грядущий сезон, Альберт сформулировал три главные задачи: на каждом этапе Кубка мира финишировать в призах, бороться за общую победу в Кубке мира и на чемпионате мира помешать Армину Цоггелеру досрочно завершить карьеру. Не знаю, уйдет ли тот из спорта в случае поражения или найдет стимулы продолжить, вот заодно и проверим.
«На недавнем чемпионате Германии Лох был только шестым»
Один из главных претендентов на победу немец Феликс Лох, который выиграл последнюю Олимпиаду. У него в межсезонье были серьезные травмы, причем самые разные, он перенес две операции и только-только набирает былую форму. На недавнем чемпионате Германии, который в отличие от российского первенства проводится накануне сезона, Лох был только шестым.
Не стоит забывать про уровень конкуренции в сборной Германии. К тому же процесс восстановления Лоха еще продолжается, но результаты к нему рано или поздно придут. Может быть, Феликс снова будет долго запрягать в Кубке мира, где его высшим достижением до сих пор является лишь прошлогоднее итоговое третье место. Но в любом случае он безумно талантлив, хорошо сложен физически крупный, ростом под два метра, у него светлая голова, идеальная техника все данные для побед.
Самый главный тест для любого саночника трасса в Альтенберге. Зеркальный лед, бесподобный профиль, изумительный лед ни одна другая трасса не может сравниться с этой. Она позволяет выявить все недостатки в технике спортсмена например, нашему Альберту там всегда непросто, хотя он очень техничен. А Лох очень любит выступать в Альтенберге, показывает там отменные результаты, и это демонстрация того, насколько он искусен.
В грядущем сезоне Феликс еще имеет право выступать в юниорском разряде, ему только 21 год. Молодость и отсутствие опыта хоть и небольшой, но весьма существенный минус для саночника, особенно в длительных соревнованиях. Любопытна и такая деталь Лох уже в ранге чемпиона мира среди взрослых проиграл юниорский чемпионат мира австрийцу Вольфгангу Киндлю. Это лишний раз подчеркивает его нестабильность.
«Меллер самый стабильный из всех немцев»
Давид Меллер самый стабильный из всех немцев, но не столь талантлив, как Лох, да и не столь молод. До появления Лоха он успел два раза выиграть чемпионат мира, но было это еще в первой половине двухтысячных годов. Затем Давид, своими результатами заработал прозвище «вечно второй», финишируя в призах, но редко выигрывая.
Я бы советовал присмотреться к молодому Семену Павличенко, есть предчувствие, что он может многих удивить в этом сезоне. Сеня уже выстреливал на юниорских соревнованиях, становился призером чемпионата мира среди юниоров. В сборной России ему всегда доставались самые плохие сани, как правило, те, которые уже нельзя отремонтировать, а выбрасывать жалко. И вот на таких санях он порой творил чудеса. Мне этот парень очень нравится, и я думаю, уже в этом сезоне он станет вторым номером сборной России, потеснив Виктора Кнейба и Степана Федорова.
Насчет поездки в Ванкувер Демченко и Кнейба никаких вопросов не было, а вот выбор между Павличенко и Федоровым имел место до последнего. Долгое время третьим номером сборной считался именно Степан Федоров, наверное, поэтому предпочли именно его. Учитывая уровень нашей техники, его места в районе третьего десятка считались вполне удовлетворительными. Он частенько выигрывал у Павличенко, но в прошлом сезоне получил тяжелое сотрясение мозга на опробовании пресловутой трассы в Уистлере. После этого Степа долго не мог выйти на прежний уровень, видимо у него появилась какая-то боязнь скорости. Он сам может не отдавать себе в этом отчета, но интуитивно Федоров не набирает максимальную скорость, не рискует на трассе, не заходит в вираж по максимальной траектории. Это не признак трусости, а психологические последствия того крушения и полученной травмы.
«Интуитивно Федоров не набирает максимальную скорость, не рискует на трассе»
Кроме четвертого места в Ванкувере Татьяна Иванова ведь стала и победительницей чемпионата Европы, который проходил незадолго до Игр. Это, безусловно, внушает оптимизм, но более чем сдержанный. Меня настораживает то, что на смену возрастным немецким саночницам приходят настолько талантливые юниорки, что возникают сомнения дорастут ли когда-нибудь наши девчонки, в том числе и Иванова, до серьезных достижений. Но девушки всегда добиваются успехов не благодаря чему-то, а вопреки, только на это остается надеяться.
Что касается двоек там летом произошли удивительные вещи. Австрийцы братья Лингеры, которые в очередной раз стали олимпийскими чемпионами, остались в спорте, а практически все их основные конкуренты завершили выступления. При этом в сборную России пришел очень интересный человек, который фактически сделал нынешнюю сборную США Вольфганг Шедлер. Он из Лихтенштейна, его официальная должность в российской сборной тренер-механик.
Шедлер приступил к работе еще летом, но официально его представили в октябре. Он привез с собой пять новых двухместных саней, которые сам конструировал, собирал, подгонял. Возможно, нас ждет прорыв сборной России в двойках, где у нас есть сразу несколько равных по силам экипажей. Надеемся на новые сани и на очень хорошего специалиста, доказавшего, что умеет работать.
Количество закончивших выступать в это межсезонье действительно зашкаливает только среди девушек их набралось девятнадцать. Причем в это число входят как опытные и возрастные саночницы, так и молодые 19-20-летние девчонки, только недавно пришедшие во взрослый спорт.
«Шедлер приступил к работе еще летом, но официально его представили в октябре»
Трасса в Парамоново уже стала самой обсуждаемой в мире санного спорта. Во многом потому, что после юниорского этапа Кубка мира прошлого сезона поступило много нареканий к уровню организации и проведения соревнований. С тех пор многое было изменено в конструкции трассы доводили до ума стартовую эстакаду, переделали несколько виражей, с приходом спонсоров намного улучшили материальную базу прием, размещение, доставка спортсменов к месту соревнований теперь должна быть на другом уровне. Тем любопытнее будет приехать туда 12-13 февраля и увидеть все своими глазами.
Не исключаю, что олимпийские старты вообще придется куда-то переносить, поскольку новая трасса совершенно не способна обеспечить безопасность спортсменов. А все мы помним, какой ценой это может обойтись. По проекту трасса в Сочи единственная из действующих, которая предполагает участки, где идет не спуск, а резкий подъем, что тоже не очень хорошо. Посмотрим, что из этого выйдет, время еще есть, но его остается все меньше и меньше.
Сани единственный из олимпийских видов спорта, где счет идет на тысячные доли секунды, такова плотность результатов. Кроме того, в последние годы санный спорт превратился в один из самых опасных видов. Даже скелетон, где спортсмен мчится лицом вперед, не настолько опасен, там при падении можно сгруппироваться, подработать руками, тогда как саночник во время полета по трассе ничего не может сделать, кроме как рассчитывать на собственное мастерство.
«Бешеную гонку скоростей в санях никак не удается обуздать»
Бешеную гонку скоростей саней, наметившуюся в последние годы, никак не удается обуздать, трассы становятся все длиннее и быстрее. Совершенствуются материалы, сани, трассы, поднимаются призовые (около 10 тысяч евро за победу на этапе, тогда как несколько лет назад было в два раза меньше) все это ведет к еще большему ускорению гонок. Уверен, ближайшие годы в санном спорте пройдут в поисках компромисса, а возможно и в ожесточенной борьбе между максимальными скоростями и безопасностью спортсменов.