Дмитрий Васильев: «Все прыгуны живут своей волчьей стаей»
Сборная России по прыжкам с трамплина готовится к этапам Кубка мира. Блог «Рожденные летать» встретился с лидерами команды Дмитрием Васильевым и Павлом Карелиным и узнал много интересного о лыжах, ветре, костюмах, сервис-бригаде, швейной машинке и новых тренировках.
Сегодня сборная России отправилась в Финляндию, где пройдут первые международные старты сезона. 26-28 ноября в Куусамо откроется Кубок мира, 7-8 декабря в Рованиеми Континентальный кубок. За несколько часов до вылета мы взяли интервью у многолетнего лидера сборной Дмитрия Васильева, которому также помогал Павел Карелин, на которого тренеры во главе с Александром Святовым возлагают большие надежды.
Цель на сезон выступить более-менее нормально на чемпионате мира
- С каким настроением летите в Куусамо?
Павел Карелин: С хорошим. В Куусамо выступят четверо: Трофимов, Васильев, Корнилов и я.
- В новый сезон с новыми задачами?
Дмитрий Васильев: Конкретных целей перед нами федерацией не поставлено, в этом году задача одна чемпионат мира, выступить более-менее нормально. Получается, что для меня этот год восстановительный, нужно войти в колею, особого результата в этом сезоне не жду, нужно психологически восстановиться, чтобы потом конкурировать в дальнейшем.
Турне четырех трамплинов? Я пока не загадываю, но к Турне готовлюсь, планирую выйти вместе со сборной командой. Пока поеду по Континентальному кубку, смысла нет сразу выезжать на Кубок мира после того, как десять месяцев не прыгал. Всего 25 прыжков нецелесообразно.
- Сколько нужно прыгнуть, чтобы чувствовать себя подготовленным?
Дмитрий: Все индивидуально, кому-то не нужно делать много прыжков 50-100 прыжков, чтобы нормально подойти к зимнему циклу. Кому-то наоборот, по 300 прыжков.
- Норму можно выполнить только в том случае, если тренируетесь за рубежом?
Дмитрий: В России нет пока трамплинов, которые соответствуют международным стандартам. Нет смысла прыгать какой-то объем, трамплины совсем другие. Когда приезжаешь за границу, можно сказать, что и не прыгал вовсе. Поэтому можно только там тренироваться.
Обещают, что в 2011-м в Нижнем Тагиле будет комплекс по мировым стандартам. Дай Бог. Мы будем только рады, что в России будут сборы проводиться.
На российских трамплинах будем почти дома, плюс на долгое время отлучаться не будем.
- В этом году когда, например, приедете?
Дмитрий: По-разному, какие-то этапы будем пропускать, тогда будем дома. В следующий раз приеду, наверное, 20-21 декабря. На пять дней, 25-го вылетаем на Турне, уже с 1997-98 гг. не отмечаем Новый год в России. Когда будем пропускать этапы, тогда поедет сборная B: Калиниченко, Ощепков, Червяков, вроде, еще Росляков.
- А фамилии Рослякова не было видно в списках на первый этап Кубка мира и Континентального кубка.
Дмитрий: Летом он ездил по континентальным соревнованиям. Сейчас он не может выступать, занимается оформлением нового паспорта.
Павел: Как только он все это сделает сразу присоединится к нам.
Иностранные языки никак не даются
- Как отношение к новым тренерам? Впервые за долгое время готовил отечественный специалист Александр Святов
Дмитрий: Вот я сейчас был на сборе (сначала пять дней в Швейцарии, потом в Клингентале). И мне понравилось. Мы со Святовым друг друга поняли, техническое мышление прыжка у нас одинаковое. В штабе собраны хорошие молодые ребята, иностранцев пока в тренерском штабе нет. В целом, команда неплохо выглядит.
- Зато нет языкового барьера, который был при Штайерте.
Дмитрий: Особо такого барьера и не было. Хоть я не особо владею немецким языком, в техническом плане прыжков я все понимал.
Павел: Я согласен с Дмитрием в тех словах, что он сказал про Святова. Насчет Штайерта, не то, чтобы сложно было не было такого общения.
Дмитрий: Мне кажется, в его случае был как раз языковой барьер. Паша не понимал, что Вольфганг требовал от него. С новым тренером Александром Николаевичем они понимают друг друга, что положительно сказалось на результатах.
Павел: Да, по итогам общего зачета летнего Гран-при стал 10-м.
- Желания изучать иностранные языки не появилось?
Дмитрий: Мы уже изучаем много лет (улыбается).
Павел: Никак не дается.
Дмитрий: Изучаем языки на практике, а так чтобы сесть за учебники нет.
Павел: Нам, по сути дела, не с кем общаться. С прыгунами из других стран. Амманн на русской женился? Вот с ней и можно по-русски (улыбается).
Дмитрий: Конечно, общаемся с братьями-славянами украинцы, казахстанцы. Надо понимать, что остальные команды не особо общаются между собой. Нет такого тесного общения: увиделись на тренировках: «привет-привет». Все живут своей волчьей стаей.
- Пересекались на сборах с другими командами?
Дмитрий: Да, в Клингентале: немцы, итальянцы и словенцы. Естественно, своим там уделялось больше внимания. На сборах заранее оговаривается, во сколько прыгают немцы, во сколько россияне. Но как только немцы уехали, приходим: после заморозков «корка» образовалась, ее не расчистили, «лыжня» не едет.
А перед прыжками немцев постоянно чистили щетками. А нам почему-то не почистили, решили, что так сойдет (улыбается).
Мы всегда думаем о хорошем результате
- Новинки «ответ Амманну» можно ждать от сборной России?
Дмитрий: От российской команды каких-то изобретений, думаю, не будет: весь инвентарь покупается у «фирмачей», у которых есть время все это разрабатывать. Выставляют на продажу, естественно, покупают.
Примерно похожее, что крепления Аммана, делали у нас в России только с ботинками. Подошвы ботинок. Они гнулись так же, как крепления у Амманна одинаковый эффект. У меня такие ботинки были и в прошлом, и в позапрошлом сезонах. В этом аналогично, они сохранились.
- После ухода из прыжков производителя лыж Atomic, вся сборная будет прыгать на Fischer?
Павел: Практически да. Росляков на Elan. Что касается этой словенской компании, то вот словенцы на них прыгали, потому что компания тоже из Словении. Для них нормальные лыжи делают, а для остальных Из-за этого народ от них уходит. Хорошие лыжи ты будешь беречь, они будут тебе нравиться.
Дмитрий: Тут все наглядно. Посмотрите, как прыгает Краньец как его лыжи прогибаются, на горе разгона пол-лыжи вообще не касается снега.
- Кто тогда будет главным на Кубке мира?
Дмитрий: Что касается нас, мы всегда думаем о результате, о хорошем результате. Но бывает, увы не получается. Из иностранцев сейчас очень выросли поляки. Хотя в прошлом Камил Штох выигрывал этапы Гран-при, а зимой не получалось. У меня наоборот зимой прыгается лучше, чем летом. Победитель Гран-при-2010 Дайки Ито? Выиграть общий зачет не получится. А так все обычно австрийцы, тот же Амманн.
- Амманн, кстати, говорит, что хотел бы выиграть Турне четырех трамплинов, нежели чемпионат мира.
Дмитрий: Он там больше денег заработает (улыбается). Если серьезно, то все титулы уже у него имеются. Скольки кратный он олимпийский чемпион?
Дмитрий и Павел: Четырехкратный.
«К Олимпиаде в Сочи и готовлюсь»
- А что вообще насчет Олимпиады-2014?
Дмитрий: Туда и готовлюсь. В 2010-м не получилось, травма на тренировке в Батт-Митендорфе. Только-только пошла форма вверх, пруха. На самом деле, так и держали, чтобы выйти на пик к Олимпиаде.
- С вами консультируются по поводу олимпийского трамплина? Что-нибудь слышите?
Павел: Неизвестно, я там не проживаю, поэтому информации с места событий у меня нет. Как он строится? Что там проходит? Что с ним в дальнейшем будет?
Дмитрий: Когда был в Сочи на сборе, там по местному телевидению показывали: какое-то движение есть. Там еще рядышком что-то будет, то ли ледовый дворец, или еще что-то. Сказали, что потом трамплин разберут.
Павел: Да, после Олимпиады его хотят разобрать. Может быть, построят элитные коттеджи.
Дмитрий: Должны остаться трамплины как память об Олимпийских играх. Но перевезти в другой регион тоже будет дорого. Никто не будет вкладывать в это деньги.
Павел: По аналогии, я возьму и построю дом. Год поживу и перееду вместе с ним. То же самое и с трамплином в Сочи. Смысл вкладывать деньги в строительство, а потом разбирать?
- Но вот Хофер говорит, что заинтересован в проведении этапов Кубка мира в России. Но у нас строятся трамплины в Нижней Новгороде, Чайковском, Нижнем Тагиле. На все трамплины не хватит Кубка мира.
Дмитрий: Два этапа в начале сезона, два в конце. Если не после, так до этапа в Планице. Погода у нас позволяет. Кроме того, вот сейчас этап в Куусамо уже три года хотят отменить: постоянные ветра, морозы. Так что в случае постройки хороших трамплинов, российский этап может заменить финский в начале сезона.
Afterparty, ателье от Корнилова и Васильев-сервисмен (заключение от Дмитрия)
Об особенностях некоторых этапов Кубка мира: «Не везде такие бывают. У кого из организаторов есть возможность, те проводят. Вечером, бывает, приезжает весь состав участников Кубка мира. Например, в Закопане хорошо.
Также для болельщиков очень хорошая программа, на трибунах предлагают согревающие напитки. С качественной громкой музыкой, что даже сам иногда подтанцовываешь».
О лыжах: «Спортсменам приходится готовить лыжи, у нас смазчиков нет. Очень много нюансов, которые спортсмен делает сам. Не успеваешь приготовить лыжи, потому что между попытками мало времени: нужно пробежаться, размяться. Плюс приготовить лыжи получается все в суете. Сейчас сервис-бригады нет. Раньше был финский специалист Мантила».
О костюмах: «Насколько знаю, в России нет таких, кто шьет костюмы. Даже материала, из которого делают, тоже нет. Половина прыгунов закупают швейцарский материал, у нас в Башкирии были умельцы, материалы, правда, слабые, но для начинающих подойдет. Так что получается, полностью инвентарь сборной России приходится покупать за деньги из-за заграницы: костюмы, лыжи, крепления, перчатки, шлемы, даже подкомбезник.
Подкомбезник, кстати, тоже могут взять и продуть (в случае отклонения от нормы снять со старта), как и комбинезоны.
Кто может проконтролировать (кроме самого спортсмена) параметры костюма, если мы приезжаем, и с нас снимают мерки. Померили отшили. А потом если что-то не соответствует регламенту, сам подгоняешь, подшиваешь.
Вот у нас Денис Корнилов очень хорошо шьет. У нас с собой машинка, вот и подгоняем. Костюм еще может растягиваться. Проверил вечером, а у тебя на сантиметр больше. И на кого ты еще вину свалишь? Можно было бы прикрепить человека к сборной, который бы контролировал. А это затраты».