Виктор Гончаренко: «Реже общаюсь со Слуцким. Он же говорит по-английски»
Главный тренер ЦСКА в большом интервью подвел итоги сезона для армейской команды.
– Как отдохнули, Виктор Михайлович? – первый вопрос Гончаренко.
– У меня прекрасный дом в Минске. Там очень хорошо. Когда погода стабилизируется – вообще замечательно. Жена, сын. Побыл с семьей.
– Леонид Слуцкий не звал вас в Англию, посмотреть достопримечательности?
– Если только посмотреть на дожди (улыбается). Нет, я остался у себя. К тому же пришлось бы делать специальную визу, вся эта волокита… Не очень хочется в отпуске ждать оформления документов. По той же причине не полетел и на финал Лиги чемпионов в Кардифф.
– В одном из интервью вы сказали, что выкраиваете время на художественную литературу. В частности, говорили, что читали «Братьев Карамазовых» Достоевского. Какого автора освоили в этом отпуске?
– Что касается художественной литературы, то в этом плане у меня жена молодец, периодически подсовывает мне хорошие книги. Но в последнее время читал только специализированную переводную литературу. По ходу сезона ощущается некий голод в профессиональных знаниях. Сейчас появилось время, восполняю какие-пробелы.
Что касается Достоевского, то, наверное, именно его назову своим любимым автором. Его стиль изложения, язык, то, как он описывает людей, их психологические характеры, судьбы, городские события, комнаты и дома, и так далее – все это производит очень сильное впечатление, откладывается в голове.
– За кого болели в финале Лиги чемпионов?
– За «Ювентус».
– Из-за Буффона?
– Может быть, эта симпатия к итальянскому клубу у меня по инерции тянется еще с 90-х годов. Тогда серия А была сильнейшей в Европе. «Милан» блистал. Не могу назвать себя ярым фанатом «Ювентуса», но, тем не менее, мне очень нравился футбол, который поставил туринцам Конте. Система игры в три защитника, а перед ними располагался Пирло. В какой-то степени ЦСКА старается повторить эту тактическую модель.
Что касается самого финала, меня очень расстроило поведение Серхио Рамоса.
– Многие даже назвали его поступок омерзительным…
– Вообще действия игроков «Реала» неприятно удивили. Понятно, что это великий клуб, в котором играют классные исполнители. Но как они ведут себя на поле?
– Как?
– Оказывают колоссальное давление на судей! Жестко, агрессивно играют против любого соперника – как дома, так и на выезде. И потом, когда арбитр фиксирует фол на грани желтой или даже уже красной карточки, они подбегают к судье, всегда оспаривают, что-то внушают рефери. Так происходит постоянно.
Тому же Серхио Рамосу чуть ли не в каждом матче можно давать по три с половиной карточки. Однако его удалили только в игре с «Барсой». А в остальных встречах он проводит на поле все 90 минут, действует очень жестко, как правило, на грани нарушения. Да еще и требует себе от судьи каких-то привилегий…
– И как с этим бороться?
– Как только против «Реала» начинаешь играть в его же манере, мадридцы опять же начинают апеллировать к судье. То есть, ты зажат со всех сторон.
В финале Куадрадо ну никак не заслуживал удаления. В концовке «Реал» и «Юве» могли разбираться 11 на 11, мы получили бы более красивую концовку. А красная карточка, конечно, успокоила подопечных Зидана, они окончательно поняли, что уже не упустят победу.
– Но победа-то все равно заслуженная?
– Конечно. Я не хочу умалять заслуг «Реала», Зидана. Своей игрой в этой Лиге чемпионов они заслужили этот трофей.
– Вы пожурили «Реал». Но разве игроки «Барсы» в ответном матче с «ПСЖ» не давили на судью?
– Согласен. То же самое могу сказать и про «Барселону». «Реал» и «Барса» этого не чураются, да и сборная Испании порой использует такие приемы. А вот в английской премьер-лиге я такого что-то не видел. Там болельщики не приемлют такого поведения.
– После финала утвердились во мнении, что Криштиану сильнее Месси?
– Здесь можно очень долго спорить. Это, как говорится, дело вкуса. Я отдаю должное Роналду. Он продолжает с каждым годом прибавлять, до сих пор не останавливается, хотя по футбольным меркам уже миновал свой пик.
Но, на мой взгляд, раньше еще никогда не было такого одаренного игрока, как Месси. Если бы у него еще физическая активность была немного на другом уровне, то вообще все вопросы отпали бы.
– По ходу финала ни разу не промелькнула мысль, что когда-то вы с БАТЭ дважды сыграли вничью с «Ювентусом»?
– Ой, нет, что вы?! Футбол – настолько скоротечен. Я уже и не помню, в каком году это было (улыбается).
◊
– Давайте о ЦСКА. Вы назвали второе место в чемпионате отличным результатом. А если не пройдете отбор Лиги чемпионов, этот сезон можно будет считать удачным?
– Понятно, что второе место после прошлогоднего золота – шаг назад. Но с учетом всех наших сложностей в этом сезоне, серебро – достойный результат. Команда с честью прошла все испытания. К сожалению, не удалось ликвидировать отставание от «спартака». Однако в борьбе с грозным и опасным «Зенитом» нам удалось оказаться выше.
– А что касается отборочных матчей Лиги чемпионов?
– Эти игры тяжелее, чем на групповом этапе турнира. Нужно подойти к двухраундовому противостоянию в оптимальном состоянии. Не важно, объективно ты сильнее или слабее. Главное, показать свой максимум в конкретных двух встречах. Не хочется думать о том, что не пройдем отбор. Просто нужно качественно выполнить свою работу.
– А если бы ЦСКА занял третье место, то…?
– Тогда бы, думаю, это расценивалось как неудача. Ведь ЦСКА самый стабильный клуб последних лет в России. Он приучил всех к участию в главном еврокубковом турнире. Согласитесь, Лига чемпионов и Лига Европы звучат по-разному.
– Мирча Луческу, например, не согласен, что «спартак» был лучшим в сезоне именно по игре. А вы как считаете?
– Чтобы стать чемпионом, тебе нужно выиграть львиную долю матчей. Но это не отменяет того, что у тебя будут средние игры и даже слабые. При этом ты можешь играть плохо, но добиваться результата. Должен быть еще и фактор везения. Я не могу сказать, что кто-то превзошел «спартак» по игре. В любом случае, красно-белые забивали важные мячи и вырывали победы.
– Будучи еще главным тренером БАТЭ, вы говорили, что вам нравится читать интервью Андре Виллаш-Боаша. А как вы воспринимали высказывания Луческу?
– Мне, кстати, нравились интервью не только Виллаш-Боаша. Полезно почитать мнения известных специалистов именно по каким-то тактическим моментам, а не, например, про судейство. Можно что-то новое, разумное для себя почерпнуть.
Я так понимаю всем интересно то, как вел себя Луческу. Но у меня с ним отличные отношения. Понятно, что уровень давления на тренеров всех топ-команд просто колоссальный. Возможно, Мирча столкнулся с какой-то новой реальностью. У нас другой чемпионат. Другой уровень сопротивления, возможно, иное судейство по сравнению с тем, что было в «Шахтере». Но я не готов как-то оценивать его реплики, потому что мы все в разных ситуациях ведем себя по-разному.
– Однако вы только однажды – после как раз нулевой ничьей с «Зенитом» – покритиковали арбитра, а Луческу набрасывался на людей в черном чуть ли не каждую неделю.
– Ситуация такова, что как только ты отвлекаешься на судей, обязательно что-то теряешь в своей работе. Всегда нужно отличать судейские ошибки от того, что у тебя плохо играет команда в атаке или в обороне. Нужно, прежде всего, думать о своей работе.
– Поняли в чем причина частых травм Дзагоева?
– Да. Не хотелось бы конкретизировать. Но мы действительно нашли корень проблем и постараемся этот вопрос закрыть. Если поможем Дзагоеву, то он нам будет приносить пользу еще очень долго. Ведь уровень его КПД просто запредельный!
– Дзагоеву потребуется сейчас операция?
– Нет, консервативное лечение.
– Роман Бабаев недавно сказал, что в какой-то степени травмы Думбия были связаны с кариесом. У Дзагоева тоже какая-то необычная причина частых повреждений?
– Нет, там достаточно все очевидно.
– Есть понимание, когда он уже вернется в строй?
– Алан сейчас в отпуске переносит нагрузки, тренируется. Специалисты делают все, чтобы подвести его в хорошей форме к нашим сборам. Возможно, будет работать поначалу индивидуально, но в любом случае полетит с нами в Австрию.
– То есть, сейчас нет серьезного риска, что он пропустит отборочные матчи Лиги чемпионов?
– Нет. На сборе будет тренироваться под наблюдением врачей.
– А Марио Фернандес успеет восстановиться?
– В конце мая он перенес операцию на носе. Как правило, в таких случаях для полного восстановления требуется два месяца. Но зная Марио, мне кажется, он приедет раньше и скажет, что готов тренироваться. Даже если его всем миром не пускать на поле, он туда прорвется (улыбается). После нескольких переломов носа он играл без маски с тем же «Зенитом». Просто уникальный человек!
– Его врач даже удивлялся, как он не падал в обморок.
– Да. У него была закрыта носовая перегородка, дыхание ограничено. То есть он все делал ртом. Его уровень выносливости просто какой-то невероятный!
– Вы сказали про запредельный уровень КПД Дзагоева. А Головин, по-вашему, прогрессирует?
– Саша не может не радовать. Он прибавляет во всех аспектах. У него много сильных качеств. Быстрый, выносливый, удар с обеих ног. Он достаточно техничный, способен забивать. Если продолжит в том же духе, хочется, чтобы через какое-то время поиграл в хорошем европейском чемпионате.
– Обсуждали с Головиным информацию об интересе к нему со стороны «Челси», которая оказалась ложной?
– Не обсуждали. Он сейчас в сборной. Я могу написать ему смс, поздравить с победой. А в будущем почему бы и нет?
– В смысле?
– Перспектива у этого игрока такова, что все может быть.
– Именно «Челси»?
– Почему «Челси»? Почему мы исключаем «Реал», «Барселону» или «Баварию»?
– Потому что у нас фактически никто там не играл. Разве что Аршавин недолгое время успешно выступал в лондонском «Арсенале».
– А разве мы в свое время могли представить, что Аршавин будет играть в «Арсенале» и забьет «Ливерпулю» четыре гола?!
– Игнашевич провел последний матч чемпионата против «Анжи» с трещиной в кости. Подвиг?
– Не могу сказать, что подвиг. Но как можно относиться к Сергею? Он не пропускает ни одной тренировки! Готовит сам себя к каждому занятию, к каждой игре. На сборах переносит абсолютно все нагрузки. Это такой человек, который никогда не скажет, что у него что-то болит или что-то беспокоит. Игнашевич вернется после операции и здорово поможет ЦСКА. Конечно, хотелось бы, чтобы в ближайшем будущем мы увидели бы и других защитников такого уровня.
– В народе уже шутят, что Игнашевич будет играть до 50.
– Давайте посмотрим на статистику. Мы меньше всех пропустили. Значит, уровень Игнашевича, Васина, братьев Березуцких такой высокий, что вообще не приходится говорить о том, что пора их списать со счетов. Если они держат уровень, соответствуют задачам, то будут играть еще долго.
Раньше все говорили, что «Милан» – старая команда. Барези, Мальдини, потом Гаттузо, Кака, Зеедорф. Но они выигрывали все что угодно! Потом их поменяли, и где теперь «Милан»?
– Но ведь скорость у Игнашевича уже не та.
– У него правильный выбор позиции. Наверное, для защитника это даже важнее.
– На сайте ЦСКА выходило интервью с Игнашевичем, в котором он с жаром рассказывал о творчестве Владимира Высоцкого и даже исполнял его песни. Ваши музыкальные вкусы совпадают?
– Высоцкий спел песни буквально для всех. Каждый в его творчестве может найти что-то свое. Причем песен так много! Для дальнобойщиков, спортсменов, политиков. Да про кого он только не пел! А сколько крылатых фраз? «Мы успели – в гости к Богу не бывает опозданий». Это же вообще топ! Или «Идет охота на волков»!
Я могу не знать те песни, которые цитирует Игнашевич, а он не слышал те вещи, которые запомнились мне. Очень богатое и разносторонне творчество.
– В ЦСКА есть еще один человек, который поражает всех своим здоровьем – Виктор Онопко. На сборе доводилось видеть, что он на равных играет в двусторонках. Вы когда-нибудь на тренировках участвуете в спаррингах?
– Есть такая шутка. В футбол играют те ветераны, которые не наигрались в детстве (смеется). Но это не про Виктора Савельевича. Он игрочище, любит свою работу, ему в кайф выйти побегать с ребятами. У меня же побольше лишнего веса, да и колени особо не позволяют. Мне лучше, когда я смотрю на все это со стороны.
– А в «дыр-дыр»?
– Нет, не играю. На меня даже гендиректор «Уфы» Шамиль Газизов обижался. А я ему отвечал: «Камиллович, вы играйте, а я все свое уже сыграл» (улыбается).
– А правда, что пять операций на колене стали следствием неудачного подката, который вы сами и придумали?
– Да. Правую ногу выбрасывал вперед и всем весом падал на левое колено. Сейчас оно с трудом сгибается.
– А почему вы применяли такой прием?
– Ну… Видимо, никто тогда не объяснил, что лучше так не делать.
– Братья Березуцкие сейчас пойдут учиться в ВШТ. У них видны тренерские задатки?
– Это очень умные ребята. Мне кажется, за какое дело они бы ни взялись, у них все получится.
– Известно, что Василий – главный шутник команды. Над вами он осторожно подкалывает?
– Да какое там «осторожно»?! Он говорит то, что думает. Причем ему без разницы, кто перед ним – Дзагоев, Гончаренко или Гинер. Остроумие и острословие всегда при нем. Да, иногда это бывает на грани фола. Но Вася такой, какой он есть. А когда его нет, ты начинаешь скучать.
– Самая последняя его шутка в ваш адрес?
– Ну уж нет. Под диктофон я это рассказывать не буду (смеется).
– Леонид Слуцкий – большой поклонник КВН. Как вы относитесь к этой игре?
– А моя любимая программа – «Городок». Очень жаль, что Олейников умер. Просто топовая передача! Ее все время признавали лучшей юмористической программой года. Они обыграли столько шуток, что вот ты начинаешь кого-то подкалывать, а этот прикол уже был в «Городке». Сумасшедшая связка Олейников-Стоянов!
– Вы сказали, что в следующем сезоне Витиньо может стать лучшим игроком чемпионата. Что с ним случилось?
– Он понял, что футбол в Бразилии и России – две разные вещи. Изменил отношение к тренировкам, на первое место теперь поставил командную игру. Осознал, что такое отбор, прессинг. И когда я с ним разговаривал после возвращения, было видно, что он действительно хочет нам помочь.
– Как его приняла команда?
– Поначалу лидеры ему пихали. Скорее по инерции, вспоминая его первый приход в клуб. А потом увидели, что он реально изменился и все начали ему помогать.
– Правда, что он взвешивает еду?
– Да. На сборе в Испании он быстро сбросил лишние килограммы. Дома у него стоят тренажеры. Высокопрофессиональный и адекватный футболист.
– Бабаев даже заметил, что в каких-то футбольных компонентах Витиньо посильнее Вагнера Лав.
– Я не видел Вагнера в работе. Но у Витиньо много сильных качеств. Удар с дальней дистанции, обыгрыш, нестандартное мышление. Он знает, как можно поймать вратаря. Он мастер. Причем может сыграть на разных позициях в атаке.
– А кто в этом сезоне был лучшим в атаке в премьер-лиге?
– Мне нравится прогресс Смолова. Он в каждой игре, против любого соперника довольно часто бьет по воротам. Наверное, Федор сейчас лучший атакующий игрок чемпионата.
– Верите, что Роман Еременко еще вернется в большой футбол?
– Не знаю. Два года – довольно большая пауза. Кроме того, он полностью отстранен от футбола, не работает с командой. Так что сомнения возникают.
– Давайте представим такую ситуацию. Еременко отбывает полный срок дисквалификации, вы продолжаете тренировать ЦСКА. Возьмете его в команду?
– Ой, два года – для футбола очень большой срок. Загадывать сейчас нет смысла.
– В последний раз когда с ним общались?
– А мы все время на связи, переписываемся. Он живо интересуется командой, молодец.
– По Тошичу ясности по-прежнему нет?
– Нет. Продолжаются переговоры по контракту.
– Правда, что вы очень хотели вернуть в ЦСКА Кирилла Панченко?
– Мне нравилось, как он смотрелся в ЦСКА в мой первый приход в клуб. Но тут контрактные дела вышли на первый план.
– Поняли его решение остаться в «Динамо»?
– Да, никаких вопросов нет. Уважаю его выбор.
– Сильно сомневались, приглашать Оланаре или нет?
– Нет, не сомневался. Если он здоров, то приносит пользу команде. Сейчас Аарон травмирован… Когда вернется в строй, мы увидим совсем другого Оланаре.
– Когда он в форме, то превосходит Федора Чалова?
– Здоровую спортивную конкуренцию никто не отменял. Так что сейчас не могу ответить на ваш вопрос.
– Какой самый важный совет дал вам Слуцкий, когда вы стали главным тренером ЦСКА?
– Этих советов было очень много. Уйма! И по составу, и по конкретному игроку, и по тренировкам, и по сборам, и по каким-то тактическим моментам. Очень много общались на разные темы.
– Все время с ним на связи?
– Ну сейчас уже реже. Он все-таки больше по-английски теперь говорит (смеется).
– Вас не призывает взяться за иностранный язык?
– А как же. Вот недавно приезжал в офис ЦСКА и сказал мне: «Вот видишь, Виктор, я могу с Романом Бабаевым и Олегом Яровинским поговорить на английском, а ты – нет. Так что мы можем общаться и без тебя».
– Что ответили?
– Как это я ничего не понимаю? Вы же говорите иностранные слова «кока-кола», «пепси-кола». Так что я тоже в теме (смеется) Но на самом деле, конечно, попыток освоить язык не оставляю.
– Самый памятный разговор с Евгением Гинером?
– Вы знаете, Евгений Леннорович все время задает очень правильные вопросы. Очень правильные. Ты на них отвечаешь, и он уже делает выводы, можно ли здесь улучшить ситуацию или нет. То есть все время пытается докопаться до сути.
– С кем помимо Слуцкого дружите из представителей нашего тренерского цеха?
– Хорошие отношения с Олегом Кононовым. Да в принципе, со всеми ровные.
– С Вадимом Скрипченко продолжаете общаться?
– Да. Все нормально.
– То есть не обиделись, когда он не ушел вместе с вами из «Урала»?
– Нет, ничего такого не было.