«Спартак» – » Терек»: «Он все видит!»
В среду на "Открытие Арене" был не просто матч – праздник.
ТАКИЕ РАЗНЫЕ БАННЕРЫ
"Он все видит..."
Этот баннер до 17 мая 2017 года ассоциировался с худшими временами в истории "Спартака". Фанаты красно-белых вывесили портрет основателя клуба Николая Старостина с таким текстом поздней осенью 2003 года на матче своих опустившихся кумиров с "Торпедо-Металлургом". Мало того, что они тогда бездарно проиграли, так еще и честность встречи оказалась под очень, очень большим сомнением. И прекрасно это понимая, – людей-то не обманешь! – болельщики и выразили в том плакате все те боль и унижение, которые накопились в их сердцах.
"Он все видит!"
Этот баннер, только уже не с многоточием, а с восклицательным знаком, трибуна D "Открытие Арены" вывесила перед началом матча-чествования "Спартак" – "Терек". И это была шикарная находка. Николай Петрович с родной командой – и в беде, и радости. А смотрел Старостин на громадную эмблему общества "Спартак" (то есть без футбольного мяча, вписанного в букву "С"), развернутую на противоположной трибуне В.
ПРИМЕТА ГЛУШАКОВА
На голове тетеньки лет семидесяти красовался красный платок в белый горошек. Когда она на перегоне между "Таганской" и "Китай-городом" уступила место девушке лет 18, сказав, что выходит, – та, по-моему, сильно удивилась. Ехать оставалось еще девять станций – но она искренне думала, что такой платок может носить только спартаковская болельщица.
До матча оставалось полтора часа – но никому и в голову не могло прийти, что кто-то в этом поезде едет не на футбол. Один парень, пропуская кого-то на "Пушкинской", искренне удивился: "А я думал, тут все до "Спартака"..."
Иду к стадиону. Море мужчин с женами и подругами – как не разделить такую долгожданную радость с самыми близкими? А иной раз – и с теми, кто еще не понимает счастья своих родителей. Борис Духон, легендарный журналист-спартаковед, делится потрясением: "Иду вдоль трибуны А – вижу, девушка в нашем шарфе с коляской стоит. Спрашиваю: "Вы тоже на футбол?" – "Да, мужа жду – и пойдем". – "А сколько ребенку?" – "Семь месяцев!"
С детьми были не только болельщики, но и игрок. В момент, когда команды выходили на поле, на руках у Фернанду был сынишка. Складывалось впечатление, что он и в матче готов его задействовать.
...На поле – духовой оркестр. На трибуне В – старая добрая спартаковская эмблема. На D – надпись, о которой я говорил в начале этого репортажа. А первый символический удар по мячу идут делать сразу двое. 90-летний Арнольд Федун – отец владельца "Спартака", болельщик красно-белых, которому человек, построивший этот прекрасный и теперь победный стадион, наряду с Никитой Симоняном посвятил это золото. И лучший вратарь мира 1988 года Ринат Дасаев.
В клубе так решили – чтобы на поле был один болельщик и один выдающийся футболист. Изначально первый должен был отпасовать второму.
А Денис Глушаков перед тем, как все началось, сказал директору по связям с общественностью Леониду Трахтенбергу: всякий раз в этом сезоне, когда кто-то начинает матч с символического удара и отдает пас ему, он забивает. А ведь и вправду: Никита Симонян пасовал капитану "Спартака" в домашнем матче с "Ростовом", Сергей Карякин – с "Рубином". И оба раза он становился автором победного мяча!
Трахтенберг передал Дасаеву. Тот, получив пас от Федуна-старшего, сделал передачу на Глушакова. Разве мог после этого Денис не забить!
"ЭТО ПОХОРОНЫ, РЕБЯТА!"
Ждать пришлось четверть часа. "Спартак" вышел на поле с таким яростным и вдохновенным настроем, что, казалось, ему, а не "Тереку" этот матч жизненно необходим для попадания в еврокубки. Мяч держался идеально. Моменты пошли чуть ли не с первой минуты. Трибуны ревели "Спартак" – чемпион!" так, что закладывало уши.
А на 15-й Глушаков подобрал "ничейный" мяч метрах в 25 от ворот Городова, переложил под левую и пробил в левый нижний угол. Без шансов для голкипера. После чего подозвал всю команду, и она в пояс поклонилась трибуне В. Которая тут же начала скандировать персональные здравицы в честь капитана.
Четыре минуты спустя он, игравший как настоящий дьявол, забил и второй. Попов отдал отличный пас Зе Луишу в штрафную, тот чуть отпустил от себя мяч, – но первым к нему подоспел Глушаков и мягко перебросил через бросившегося ему в ноги Городова. И тут к скамейке запасных из ворот бросился Ребров и буквально вытолкал на поле Массимо Карреру. И на него накинулась вся сбежавшаяся туда через полполя команда!
Не подвел и диктор. Он воскликнул: "Это похороны, ребята!"
Трибуны уже просто неистовствовали. "Кар-ре-ра!" – запели сектора ближе к концу первого тайма, и тренер, услышавший это, поаплодировал им, вызвав новую бурю. А еще большей она могла стать, сделай "Спартак" перед перерывом счет крупным.
Как же жаль, что после идеального прострела Попова все тот же Глушаков, находившийся на линии вратарской, просто-напросто не попал по мячу! Хет-трик капитана – это была бы уже вообще какая-то сказка. Но, видимо, футбольный бог рассудил, что это уже слишком. А несколькими секундами позже Попов с линии вратарской пробил над перекладиной.
"Терек" за весь тайм создал один полумомент, когда Уциев с угла вратарской пробил в сетку сбоку. Больше о грозненцах, 7 мая обыгравших в Питере "Зенит" и вручивших золото "Спартаку", никто особо и не вспоминал.
ДОЖДАЛИСЬ!
Второй тайм начался с еще двух красивейших баннеров. На одном одетый в белый халат "химик" Каррера выводил то, что было названо "Формулой успеха". На втором начертано – "Периодическая таблица элементов чемпионства "Спартака". На футбольной стилизации таблицы Менделеева указали не только всех игроков, но и врачей, массажистов, администраторов...
Каррера заменил Глушакова на Самедова на 69-й минуте. Под стоячую овацию всего стадиона. И заключил капитана в крепкие объятия.
"Спартак" ни разу при Каррере не выигрывал с крупным счетом. Было бы символично и красиво, если бы это удалось в день празднования чемпионства. И на 69-й минуте Квинси – а кто ж еще, если не лучший снайпер красно-белых? – обыграв трех соперников, от штанги отправил мяч в ворота. Не могла стойка "Открытие Арены" не помочь хозяевам!
И Артем Ребров не мог в такой день пропустить. Несколько раз он выручал команду, а на исходе матча Мбенг, обокрав Фернанду, не стал огорчать "Спартак" и его болельщиков, пробил рядом со штангой. К тому времени все уже ждали финального свистка Кирилла Левникова.
И, едва он прозвучал, фанаты с трибун В и D одновременно рванули на поле. В отличие от Перми, это было предусмотрено и согласовано. Секунд за 30 все, абсолютно все поле заполнилось людьми. Они ждали 16 лет. И они дождались!