Думать о развитии нашего футбола – бесполезно
Владислав Воронин уверен: стратегии и документы ничего не решают.
Один-два раза в год в Москве проходит прекрасное мероприятие – конференция РФС. Это собрание выглядит как солидный парламент: в одном месте собираются чиновники из всех регионов, и без их голоса президент не может принять ни один важный документ. При этом всегда находится один отчаявшийся мужчина, которому все так надоело, что он простыми словами рассказывает собравшимся, что за стенами этого парламента творится полнейший беспредел и дичь.
В субботу таким мужчиной стал президент федерации футбола Мурманской области Николай Довгоборский: по его словам, на любую конструктивную идею приходит ответ в стиле «Денег нет»; потенциальные спонсоры из банков, рыбных и торговых портов не хотят вкладываться в футбол, потому что иначе к ним сразу придут из налоговой; манежей для игры зимой нет, а когда приезжаешь на детский турнир – против тебя выходит дагестанская команда с игроками на два года старше нормы, а из Москвы все равно говорят: «Пусть играют и молчат». Вся жизнь регионов в миниатюре.
Таким отчаявшимся мужчинам всегда аплодируют. И только Виталий Мутко спасает ситуацию своей энергетикой. Все знают: это редкий чиновник, который говорит так, что рядом не вянут цветы, как в великом ролике из Кирова. Своими жгучими монологами он затмевает все проблемы, в любой ситуации становится хедлайнером индустрии – обсуждают скорее его, чем конкретные проблемы. Это удобно, потому что проблемы если не забываются, то хотя бы затираются.
Все, что в российском футболе остается за пределами слов, а касается действий, вызывает как минимум сомнения. Сейчас все яростно обсуждают «Стратегию-2030»: каким должен быть лимит – чтобы и конкуренция была, и русские точно играли; или чистая конкуренция? что делать со стадионами? сколько должно быть команд в премьер-лиге – сокращать, оставлять, расширять или, может, сократить, а потом расширить? Все дискуссии пронизаны странной верой в то, что система реально готова меняться.
На самом деле, «Стратегия-2030» не революционная, не поворотная, не решающая. Это просто очередной бюрократический слом: одна формулировка заменяется на другую, сводная таблица обновляется, немного освежается контекст, в котором существует российский футбол – а суть остается прежней. Все тезисы свободно гуляют по этой извилистой «дорожной карте» (любимое выражение чиновников).
Уже никто не помнит, но прошлую важную стратегию принимали в 2013 году – под пулеметные очереди, которые пускали друг в друга Николай Толстых, Анатолий Воробьев с одной стороны и Ольга Смородская с Максимом Митрофановым – с другой. С тех пор в стратегии ничего глобально не изменилось, вы ведь никогда не догадаетесь, кто сказал эти слова – идейный вдохновитель старой стратегии Анатолий Воробьев или инициатор разработки новой Виталий Мутко: «Необходимо построить такой инструмент, чтобы таких временщиков не было, а была устойчивая пирамида от массового футбола к профессиональному клубу, как в развитых странах», «Создавать около стадиона приятную обстановку, чтобы люди с детьми могли прийти на аттракционы, появилась возможность каких-то еще завлекаловок. Надо превращать футбол в шоу».
Эти обещания звучат годами. Они правильные, логичные и нужные, но по-прежнему невыполнимые.
Чтобы убедиться, что память меня не подводит и все важные документы российского футбола действительно неэффективны, я отыскал в глубинах сайта РФС старый вордовский файл «Стратегия развития 2006-2016». Она была принята при президенте Виталии Мутко.
Это было прекрасное чтиво. Вот лишь некоторые главы: «Поднятие уровня профессионального футбола, обеспечение его конкурентоспособности на международной арене, создание привлекательного футбольного продукта для зрителей, телевидения, рекламодателей, инвесторов», «Неудовлетворительное состояние материально-технической базы, отсутствие достаточно привлекательных социальных явлений «любовь к футболу», «семейный футбол». Ну и главное: документ предполагал, что с 2006-го по 2010-й средняя посещаемость премьер-лиги вырастет до 15 тысяч человек, а с 2011-го по 2016-й – до 20 тысяч, в ФНЛ – до 10 тысяч.
Просто для точности мы покажем цифры текущего сезона. Средняя посещаемость в премьер-лиге – 11 272 человека, в ФНЛ – 3 тысячи человек.
Для российского футбола стратегия – это не возможность что-то переосмыслить и предложить конкретные решения, а тягостная, мучительная, формальная необходимость. Внутри системы нет реальной глобальной работы на годы вперед, практически никто не мыслит стратегически – все живут от одной узкой задачи до другой, от одного звонка в Москву (для одних) или наверх (для других) до другого.
Российский футбол существует в другой реальности, где просто не востребована работа на опережение. Здесь регламент меняют за неделю до старта сезона – и не стратегически, а потому что так надо. Здесь президент лиги предлагает всем, кто задает лишние вопросы, самим составить календарь и подписать ТВ-контракт. Здесь президент футбольного союза, который в стратегии пишет про стремление к независимым заработкам, открыто говорит, что не знает, как искать спонсоров для сборной.
Поэтому забудьте споры о лимите и расширении лиги – все это будет решаться не сейчас. Пока у Виталия Мутко ровно одна генеральная задача – провести чемпионат мира так, чтобы не было стыдно и никто не скандалил. Все остальное висит где-то на десятом плане.
Если вам нужна правдивая стратегия развития российского футбола в 2017 году, то ее легко выразить одной фразой.
Ждать лучших времен.
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов, Александр Вильф; использовано фото: globallookpress.com/Dmitry Golubovich