«Юрий Палыч, мы с тобой!» Главный выезд моей жизни
Евгений Марков вспоминает 2003 год и как он оказался на «Хайбери».
Мне всегда казалось, что история этого выезда — первого в моей недолгой биографии — обязательно войдет в мою же книгу о путешествиях во имя футбола. Но пока этот остросюжетный сборник не существует, расскажу обо всем здесь и поддержу модный флешмоб модного Sports.ru.
***
Случайный выезд за московский «Локомотив» случился ровно за месяц до моего седьмого дня рождения. И куда лучше всего ехать за любымым клубом твоего папы, как не в Лондон на стадион «Хайбери»? Да, именно туда меня занесло в шесть лет, когда школа устроила каникулы в начале декабря, и меня захватили с собой в Лондон. Путешествие прекрасное и невероятное, потому что так далеко от России и нашего дачного поселка рядом с танковым мемориалом я еще не уезжал никогда, зато фанател от регби, сходил с ума от Джонни Уилкинсона и вместе с папой притапливал за «Локо», хотя целенаправленно за него никогда не болел.
Матч Лиги чемпионов «Арсенал» — «Локомотив» и наш ненормальный тур в Лондон совпали случайно. Так же, как наше участие в чемпионском параде английской сборной по регби. Мы просто шли по одной из центральных улиц, вдруг ее перегородили, женщинам — в том числе моей маме — дарили красные розы, а через полчаса, сидя у папы на плечах, я уже пел что-то про королеву, не зная слов и не предполагая, что все это означает. Мимо нас проехал автобус с чемпионами мира-2003 и «Золотым мальчиком» Уилкинсоном, вытащившим финал с Австралией.
Футбол был спустя несколько дней, и через знакомых, которых в жизни больше никогда не встречали, достали один билет на «Хайбери», а через день ехали по лондонскому метро в двух шарфах: «Локомотива» и сборной России. Все же папа просчитал, что его «железнодорожники» будут играть в эти дни, но даже он не предполагал, что мы окажемся так близко к Лиге чемпионов.
Конечно же, в красно-зеленом ехал я, просто потому, что за клуб (даже не за самый любимый) надо болеть в клубной атрибутике. В вагоне и на станциях мы почти не оборачивались и просто кайфовали: люди, конечно, обращали внимание на валлийские цвета и шарф сборной России, но ничего нам не предъявляли. Мы же — особенно я — чувствовали себя настоящими фанатами, пробивающими настоящий выезд. Правда, таких слов я тогда еще не знал, а билет у нас по-прежнему был всего один.
На метро мы подъехали к отелю, где жили болельщики «Локо», получили тот самый билет, а потом оказались в автобусе, где меня поразила невероятная деталь: почему мужики на первых рядах разломали шоколадку, поделили ее между собой, но не поделились со мной. Через добрые фанатские шутки (а в Лондон все же приехала нормальная публика), звон бутылок и новые для меня впечатления доехали до стадиона.
Выходим, начинаем петь «Юрий Палыч, мы с тобой», а стадиона нет. Мы — в спальном квартале, вокруг — четырехэтажные дома и никакого света, который бы вывел нас к «Хайбери». Через несколько минут все же сориентировались, увидели англичан в одних футболках, хотя было начало декабря, и русские выходили из автобуса в теплых куртках, шапках и перчатках. «Хайбери» оказался милым, но очень деревенским стадионом, особенно по сравнению с «Локомотивом».
Там же я увидел первые подозрительные взгляды в нашу сторону (по крайней мере, так показалось), выцепил парня своего возраста (6-7 лет) и подумал: если будет драка, придется сцепиться с этим. Страшно не было, даже когда я осознал, что нас двое, а второго билета как не было, так и нет. Поэтому сейчас в рассказ вступает мой папа, который с больным зубом, выскакивающим из-под заморозки, победил билетера на входе и подарил нам Лигу чемпионов.
— Понимали, что билет у нас всего один, но пришлось выдумывать: мы приехали из России (вообще знаешь, где это?) специально на этот матч, парню шесть лет, обожает «Локомотив», у нас таких маленьких впускают на стадион бесплатно, войди в ситуацию и пропусти нас.
Сработало! Пока шел этот разговор, я стоял возле папы и видел, как лондонские полицейские накрывали пьяных мужчину и женщину, которые делали что-то противозаконное. Не помню, что именно, но досталось им прилично, и на футбол они так и не попали. Зато папа провернул что-то невозможное, доказал молодому парню в очках (а его лицо я запомнил), что чемпионат России — прекрасный турнир, куда детей приводят без билета; наверняка добил его этим фактом и получил разрешение. Мы проходили через механическую крутилку вдвоем, крепко прижавшись друг к другу.
Мы внутри — шестой ряд стадиона лондонского «Арсенала», можно подойти к полю, кто-то так и делает, подзывает во время разминки Олега Пашинина и жмет ему руку; я же стесняюсь позвать Сергея Гуренко и остаюсь без его автографа. Перед нами — на пятом ряду — сидят три русские бабушки, эмигрировавшие в Англию, и громко, чтобы все слышали, спрашивают друг у друга: «А кто сегодня играет? Говорят, наши приехали».
Еще до матча наш красно-зеленый угол (а сидели мы сбоку, но на центральной трибуне), состоящий из 50-60 человек, начал кричать: «Бузя, Бузя!». Тогда я очень удивился, разглядев ноги Максима Бузникина. Еще никогда в жизни я не видел футболистов так близко. Это сейчас мы восхищаемся Шакири и его вырывающимся наружу мышцам, но тогда ноги Бузи поразили меня не меньше, чем история с шоколадкой в автобусе, или Дмитрий Лоськов, который не забил со штрафного Йенсу Леманну.
«Убирайте Лоськова!», — не унимался весь матч веселый болельщик с гимном России на спине. Он, несмотря на холод, остался в одной футболке, а сидевшая рядом жена постоянно вскрикивала после подкатов и любого из стыков: «Почему они бьют наших?».
В такой обстановке мы увидели голы Юнберга и Пиреса, огромную очередь в буфет (по-хорошему ее надо занимать еще в середине первого тайма), удаление Лекхето и «Локомотив», за который очень-очень хотелось болеть, который очень-очень старался, но проиграл 0:2.
На секторе после матча нас никто не держал, мы просто решили отсидеться, чтобы переждать очереди и узнать, что же происходило в параллельном матче. «Динамо» сыграло вничью, «Динамо» сыграло вничью», — кричали те, у кого уже были мобильные телефоны, и это подхватывали все — кажется, даже бабули, сначала не знавшие, кто играет. Киевляне сыграли вничью с «Интером», и «Локо» забежал в 1/8 финала со второго места.
Дальше были «Монако», 2:2 по сумме двух встреч, гол, пропущенный дома, и финал, где сыграл обидчик «Локомотива».
Зато «Юрий Палыч, мы с тобой!», «Убирайте Лоськова» и «Динамо сыграло вничью» я слышу до сих пор и вспоминаю того парня в очках, который сделал футбол немного лучше.