«Когда команда КХЛ играет в форме клуба НХЛ, становится стыдно». Блогер Sports.ru делает наш хоккей лучше

Графический дизайнер и автор блога ReForma на Sports.ru Михаил Антипин – о внешнем виде хоккея в России.

– Давай с самого начала. Как началась твоя история в КХЛ?

– В конце 2000-х я работал графическим дизайнером и был хоккейным болельщиком. Болельщик-дизайнер видит хоккей немного иначе, чем среднестатистический зритель. Большой процент внимания уделяется визуальной составляющей: логотипы, форма, реклама и прочее.

Я не мог понять, почему в нашем хоккее, где вращаются серьезные деньги, все так плохо с дизайном. Причем по всем направлениям, ни одного светлого пятна. Ситуация казалась странной еще и тем, что о проблемах дизайна даже никто не говорил и не писал. В общем, у меня не было единомышленников. Все мои тезисы парировались безапелляционными комментариями, типа: «Главное чтобы выигрывали, без разницы в чем». Однажды я открыл для себя блог Романа Дворянкина, молодого сотрудника КХЛ-маркетинга, и понял, что нашел родственную душу. Мы познакомились. Роман привлекал меня к некоторым проектам на коммерческой основе, что-то я делал безвозмездно по собственной инициативе.

Загружаю...

– Как вообще получилось, что ты занялся дизайном?

– С ранних лет все отмечали мои способности в рисовании. Сколько себя помню, я всегда рисовал. Учился в художественной школе, потом на художественно-графическом факультете. В общем, если после всего этого не угораздило стать художником, то почти гарантированно – дизайнер. На самом деле, я влюбился в эту профессию немного раньше, когда у меня появился компьютер. В университете, будучи студентом, даже преподавал компьютерную графику старшим курсам.

– Чем именно ты занимаешься в КХЛ?

– Я никогда не был штатным сотрудником КХЛ. Мне несколько раз предлагали работать в лиге, но по различным причинам этот трансфер так и не состоялся. Первые проекты, в которых я участвовал, не были большими: логотипы для каких-то ивентов; мерч и коллекции атрибутики; консалтинг. Второй волной пошли уже действительно масштабные работы. Папка «Неделя звезд хоккея 2017» стала еще одним авторитетом в хоккейной иерархии на моем компе.

Загружаю...

– Ты занимаешься дизайном только хоккейных форм, а не футбольных-баскетбольных? Почему?

– Мне нравятся многие виды спорта, да и вообще спорт в целом, но хоккей – это то, что по-настоящему торкает. Не знаю, возможно, хоккей просто более близок моему характеру. Разумеется, я смотрю и футбол, и баскетбол. Недавно я был на Матче звезд Единой лиги ВТБ. Мне очень понравилось это движение. Баскетбол неразрывно связан с культурой хип-хопа. Это тоже близкая мне тема. Мой внутренний сникерхэд никогда не видел столько культовых кроссовок в одном месте, как на баскетболе.

Футбол присутствует вообще в любом мужике, хочет он того или нет. Несколько футбольных клубов обращались ко мне, один раз я был вынужден отказать, другие предложения не дошли до конкретики. Резюмируя ответ на этот вопрос, я хотел бы сказать, что не исключаю возможности сотрудничества с другими видами спорта. Даже наоборот, к этому нужно стремиться. Я уверен в том, что смогу профессионально выполнить работу для разных видов спорта. Будь я трушным бизнесменом, то давно бы сгрузил все на чашу коммерции, но пока я получаю удовольствие от работы и бонус – удовольствие от работы с хоккеем.

– А из других лиг на тебя не выходили с предложениями?

– Если речь о хоккее, то кроме КХЛ я плотно сотрудничал с ВХЛ. Ребята создали классный ивент «Русская классика». В него организаторы вкладывали все свои силы. Кроме шуток, такой организации, контроля и внимания к мелочам я не встречал. Это был отличный проект, и я горжусь, что мне довелось в нем участвовать. Стоит сказать спасибо новому руководству за то, что продолжили традицию.

Загружаю...

– Хотел бы поработать с клубами НХЛ?

– Конечно, я бы хотел поработать с любой командой из Северной Америки, даже из низших лиг. Но это что-то из области фантастики. В США огромный рынок профессионалов в этой области. Все сильные спортивные дизайнеры оттуда. Само отношение к дизайну и профессии в штатах совершенно другое. Мне кажется, более реально сотрудничество с брендами. Например, поработать с Nike над формой сборных. Это был бы очень интересный опыт.

– Ты говоришь, что хочешь поработать с Nike над формой сборных. Делаешь что-то, чтобы выйти на них? И хотел бы в итоге работать в Nike или adidas?

При этом работа с Nike над формой сборных – это не цель всей моей жизни. Просто я вижу, что некоторые вещи смог бы сделать лучше. У меня стабильно много работы. Мне даже посты в блог некогда писать, поэтому каких-то сверхусилий для достижения этой цели я не прилагаю. Если говорить о Nike и adidas, то в хоккейной сфере мне одинаково интересны оба бренда. В повседневной и даже спортивной жизни, например, в футболе, я котирую Nike гораздо выше. В мире кроссовок Nike для меня номер 1.

– Ты ведешь блог на Sports.ru о дизайне. Как тебе это помогает в работе?

– Многие с усмешкой говорят о том, что Sports.ru переигрывает и часто причисляет личные успехи блогера себе. Я отношусь к этому нормально. Sports – отличная платформа для того, чтобы быть услышанным. Когда чувствуешь фидбэк от своих постов, то испытываешь какое-то глубокое чувство удовлетворенности. В условном ЖЖ или другом блоге я не собрал бы такую аудиторию. Первые пять лет мои тексты ни разу не попадали на главную. Тем не менее, читателей блога становилось все больше. Мне близка философия компании. Sports – это островок свободы.

Загружаю...

– Расскажи самый веселый случай, связанный с блогом.

– Этот случай не особенно веселый, скорее – безумный. Медийная жизнь сопряжена с различными фриками, которые чрезмерно навязчиво ломятся в твою жизнь. У меня есть персонаж, поклонник моего творчества. Мы общались, потом пошел какой-то нескончаемый поток совершенно ненужной мне информации. Если я закрывал один мессенджер, прорывало другой. А когда я оценил масштаб п****ца и прекратил общение, началось самое интересное.

Кроме разнообразных угроз, которые одно время были регулярными, мне приходили письма от людей с различными историями. От инвалида из Казани, коллекционера векторных логотипов; от парня из Риги, с предложением остановиться у него на Матч звезд; от многочисленных потенциальных заказчиков; от девушек – ну ты понял, в общем, все это был один и тот же человек. Я жалею, что не с самого начала создал специальную папку в почте, и часть писем просто автоматически потерлись в спаме. После этой истории я вынес для себя несколько моментов:

1) Первое письмо должно быть максимально внятным, грамотным и с официальной почты.

2) Теперь я отвечаю не на все письма.

Чего хотел от меня тот парень, я так и не понял.

– Когда люди говорят о КХЛ, то часто обсуждают большие зарплаты. Сколько ты зарабатываешь?

Загружаю...

– Контракты игроков и зарплаты клубных клерков несопоставимы. У меня свое дело, но мой статус гораздо ближе к белым воротничкам. На кроссовки хватает, но есть куда стремиться.

– В этом сезоне 10 команд сделали свои ретро-формы. Насколько я понимаю, тебе они нравятся. Чем это круто?

– Последнее время много говорится о спорте как о шоу, и перед КХЛ стоит негласная задача – добавить в этом компоненте. Сейчас лига гораздо охотнее соглашается на различные предложения клубов. Благодатная почва. Ретро-форма и ретро-матчи – тоже элементы шоу. К тому же в этом году отечественный хоккей отмечал 70-летие, и лично я ожидал от клубов большего. К сожалению, команд с ретро-формой оказалось не так много, и многие из них были очень слабыми.

– У кого самая красивая и некрасивая форма в КХЛ и почему?

– Я не люблю делать какие-то рейтинги (хотя иногда приходится), потому что в глобальном плане это вкусовщина. Я доволен почти всеми своими работами: «Амур», «Адмирал», «Салават Юлаев». Ребята из «Сибири» отлично делают свою работу. Рижане держат высокий уровень. Очень классная концепция разноцветного шута у «Йокерита».

К слабым можно отнести, во-первых, те команды, которые копируют дизайн формы клубов НХЛ. Для КХЛ это просто неприемлемо. Во-вторых, невнятный, неактуальный дизайн: «Торпедо», «Северсталь».

Загружаю...

Представители обоих клубов общались со мной на тему возможного сотрудничества, но, как мне показалось, одни пока не осознали серьезность и важность ребрендинга, а у других много вводных, которые я не разделяю.

– У кого лучший логотип в лиге?

– Я снова не буду выделять лучшего и худшего, а разделю логотипы на группы «ок» и «не ок». Матерые эмблемы легендарных клубов очень круты. Мне нравится динамовская литера «Д». Ее нужно слегка подрихтовать и убрать лишнюю муарную обводку. Ромб «Спартака» – не менее крутой символ. В порядке современные логотипы: «Магнитка», «Амур», Адмирал», «Динамо» Рига, «Сибирь».

– А худший? На чей лого ты смотришь и понимаешь: надо срочно переделать?

– Кстати, к плохим логотипам можно отнести много современных ребрендингов. Это те случаи, когда хотели сделать хорошо, но не получилось: «Динамо» Минск – откровенно слабая иллюстрация; «Сочи» – плохие пропорции логотипа; «Северсталь» – копия логотипа команды университета Монтаны; «Лада» – результат некомпетентной работы; «Югра» – технически непродуманный, абсолютно неконтрастный логотип. К неприемлемым вариантам относятся «Нефтехимик» и, конечно же, «Ак Барс». Последние два нужно срочно переделывать.

Загружаю...

– Когда-то ты жаловался на консерватизм менеджеров клубов по части формы и логотипов. Как сейчас с этим?

– Постепенно ситуация исправляется, но это по-прежнему очень острый вопрос. И тут дело даже не столько в консерватизме, сколько в боязни что-то менять. Я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда необходимость ребрендинга очевидна, но что-то менять страшно. Идеальная модель ребрендинга для любого руководителя или чиновника: «изменить, но чтобы ничего не изменилось».

– Клубы КХЛ обвиняют в том, что они воруют стиль формы у команд НХЛ. СКА – «Рейнджерс» и так далее. Они реально не могут ничего своего придумать?

– Каждый сезон появляется какая-нибудь команда, которая выходит на лед в форме клуба НХЛ. Мне, как человеку тесно связанному с вопросами формы, становится стыдно за индустрию, за КХЛ. Такое решение равносильно признанию в творческой импотенции. СКА мог бы сделать себе отличную форму, но они предпочли скопировать всю линейку свитеров «Рейнджерс», включая альтернативные комплекты. Легендарный клуб «Спартак» год своего 70-летия провел в форме «Детройта». Два равнозначных клуба с точки зрения глубины истории – только один чтит свои традиции, а другой… Кроме того, в форме «Ред Уингс» долгое время играл «Витязь».

В общем, есть у нашего деда китель с медалями, а нарядили его в джерси из сэкондхенда, в которой уже Витька пожогал. Это неуважение себя и клуба. «Нефтехимик» повторил дизайн «Виннипега». «Сочи» – «Сан Хосе». Ретро-форма «Северстали» тоже повторяет формы «Акул», но тут все же стоит сделать скидку на то, что это ретро, и дело закрыто за сроком давности.

Загружаю...

– Кто самый крутой в лиге в плане фирменного стиля, лого, формы и вообще всего визуала?

– Я бы хотел сказать, что в этом вопросе безоговорочный лидер – «Амур», но это не так. После ребрендинга, яркого сезона с новой айдентикой и формой нужно было продолжать работу. Тема тигра очень перспективна, форма «Амура» могла бы стать лучшей в лиге. Яркие основные комплекты и оригинальные альтернативы. Наше сотрудничество продолжается, но в вопросе формы свободы не много.

Как я уже говорил, «Йокерит» обладает отличной концепцией пестрого шута. Красный, желтый, синий, зеленый. Они играючи меняют цвета формы, и все это выглядит органично. Смена концепции подарила «Сибири» свежие цвета, и это сразу же вылилось в положительный фидбэк. В первую очередь ребрендинг «Сибири» высоко оценили как специалисты, так и болельщики. Совокупность качественной работы по нескольким направлениям: деятельность генерального менеджера, спортивные успехи команды, новая айдентика — привели к аншлагам и лояльности болельщиков.

И было бы глупо не упомянуть СКА – при имеющихся минусах в плане визуала они лидеры лиги.

– В феврале ты написал, что КХЛ согласовала часть твоих предложений в регламент по визуалу. Расскажи, что ты предлагал.

– О, почитал мой твиттер. Подготовился, молодец. Я скажу о нескольких, так как описывать все слишком долго.

Регламент постоянно совершенствуется, но визуальной части уделяется очень мало внимания. Это нужно было исправлять. Изначально планировалось собрать предложения компетентных спортивных дизайнеров и, коллегиально отредактировав, отправить в лигу. К сожалению, этого сделать не получилось, я отправил свои предложения самостоятельно.

Загружаю...

Из того, что приняли, особенно радует пункт о капитанских литерах. Если все окончательно согласуют, то со следующего сезона мы не увидим на форме ужасных прямоугольных лоскутков с литерами «А» и «С». Буквы будут пришиваться по контуру.

Еще одно нововведение касается этикеток на шлемах игроков. На новых шлемах всегда бывает по 3-4 стикера: сертификаты безопасности, техническая маркировка. Сейчас половина игроков лиги играет в шлемах с этими наклейками, весь затылок уляпан кружками. Это какая-то дичь – все равно, что ходить в одежде с неотрезанными этикетками. Раз сервисмены, люди с золотыми руками, не понимают базовых вещей, их нужно прописывать в регламенте. Ну а я в свою очередь не поленюсь проконтролировать, чтобы все пункты выполнялись.

– За что из предложенного и не принятого тебе обидно больше всего?

– Разумеется, я понимал, что все не согласуют, поэтому никакой обиды нет. Хотелось бы как-то обезопасить лигу от неликвидной формы. Прописать определенные требования к технологиям производства. Полностью от сублимационной печати отказаться не получится, а сделать грамотное правило с исключениями очень тяжело. Но я обязательно сделаю еще несколько обдуманных подходов к этому вопросу.

– У «Спартака» могла быть форма со светоотражающими красными элементами. Есть еще какие-то нереализованные крутые концепты, с которыми КХЛ стала бы круче?

– К счастью, нереализованных не так много. Мне жаль, что год назад «Локомотив» не решился поздравить болельщиков с Днем защитника Отечества праздничным комплектом формы. Тогда я написал: «Большинство ждет, пока условный СКА привьет моду на что-то новое». В этом сезоне эта фраза заиграла новыми гранями.

Загружаю...

Тот же «Спартак» мог поднять хороший хайп своей альтернативной футуристической формой. Черная форма с красными светоотражающими вставками привнесла бы новые эффекты в предматчевое шоу. Пост о работе над формой «Спартака» я обязательно опубликую в «Реформе», но пока не знаю когда.

– Какой своей работой для КХЛ ты гордишься больше всего?

– Если говорить о работе непосредственно на лигу, то, конечно же, это Неделя звезд хоккея-2017. Очень масштабный проект, с которым мне было комфортно работать. Получилось воплотить много новых идей, создать прецеденты.

– Давай представим, что ты общаешься с человеком, который ничего не знает о КХЛ. Можешь объяснить, чем крута лига и почему ее нужно смотреть?

– В КХЛ играет много звезд. Естественно, случаются звездные войны. Светлая сторона силы постоянно борется с Темной стороной. По классике темная сторона постоянно кошмарит галактику, создает армию клонов и все такое. К счастью, почти всегда находятся джедаи, которые останавливают темную силу. Для затравки бывает, что и темный лорд в конце серии зловеще рассмеется в шлем: «Ха-ха-ха». В общем, интересно.

– А что тебя бесит в КХЛ?

Бесит присутствие политики. Точнее, смена вектора, ведь политика изначально была в КХЛ. В самом начале пути лига стремилась быть прогрессивной. Присутствовала какая-то современная модель. Сейчас мы возвращаемся в Советский Союз, где армейский клуб, между перерывами на переодевание в свитера сборной, без вариантов обыгрывал остальные команды.

– Вспомни самую крутую, дикую, впечатляющую историю за время твоей работы с КХЛ.

Загружаю...

Есть такая. На Матче звезд в Уфе произошел форс-мажор, когда джемпер Энвера Лисина пропал, и он вышел на лед в клубном свитере. Первые полчаса я однозначно считал, что вся многомесячная работа перечеркнута. До фуршета ходил с неприятным осадком.

– Твоя мечта?

Хочу при жизни застать чемпионство «Амура».

Профессиональная мечта тоже есть – я хочу вырасти в студию спортивного дизайна. По собственным ощущениям, я двигаюсь к этому. Не так быстро, как хотелось бы, но иду в правильном направлении.

Если вопрос о мечтах имеет подпункты, тогда, с твоего позволения, я зацеплю еще и материальные блага. Одна из моих самых продолжительных мечт – собственный внедорожник, Mercedes Gelandewagen или Land Rover Defender. С юности влюблен в эти брутальные квадраты.

Ну и наконец, первые Джорданы. Я никак не могу приобрести эти кроссовки в хайповой оригинальной расцветке. Найки, я же Майкл, помогите, плиз!

Фото: инстаграм Михаила Антипина, shoesvbuys.orgseverstalclub.ru

Твиттер Михаила Антипина

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Трибуна Daily
Популярные комментарии
monk4god
а когда в интервью пишут про "масштаб пиз д еца" это ок? так и надо? мне только что выскочила табличка, что я не могу написать это в комментах. в статье видимо можно
SCARFACE
Я думаю, что это должно стать нормой. Если человек в прямой речью говорит про 3.14здец, то и нужно писать слово "3.14здец", без звездочек и прочей херни. И уж тем более не стоит выдумывать идиотские синонимы по типу "капец", "крышка", "бардак". В западной прессе, в том же The Guardian, так поступают уже довольно давно и это отлично помогает раскрыть собеседника. Я всегда дико ржу в голос, когда читаю интервью какого-нибудь бывшего футболиста, а он там чистым литературным слогом травит байки про то, как напивался пьяный вдрабадан и про то, как его кинули с зарплатой в очередном клубе. А вот в комментариях такое недопустимо, просто потому что у вас всегда есть время подумать и подобрать более цензурный синоним, пусть даже и менее резкий
Ответ на комментарий monk4god
а когда в интервью пишут про "масштаб пиз д еца" это ок? так и надо? мне только что выскочила табличка, что я не могу написать это в комментах. в статье видимо можно
Болеслав Дядело
"«Лада» – результат некомпетентной работы" - касается не только логотипа)
Еще 79 комментариев
82 комментария Написать комментарий