Урок. Впрок?

Третий закон Ньютона гласит: сила послематчевого разочарования равна силе предматчевого очарования. И простейшее следствие, которое настолько просто, что ему не присвоено даже ничье имя: если мы, рассматривая предматчевые расклады, не опираемся на собственные эмоции, а ищем что-то более весомое – класс, потенциал, ну, хоть и в нашем субъективном понимании – соответственно и после игры эмоции опорой нам не станут.

Поэтому, если вы расстроены поражением «Спартака, поскольку ждали большего – это нормально с точки зрения логики и несущественно для понимания произошедшего.

Многие мои коллеги говорили во время матча и по его окончании, что эта игра для «Спартака» – урок и школа. Я согласен. Вообще это известный риторический прием. Он перестает быть риторическим только тогда, когда мы вспомним – а это не сложно, в школе все учились – что урок только тогда чему-нибудь способен научить, если за него выставляется оценка. Если он становится критерием – усвоенного материала, компетентности в споре (а футбол, поскольку он игра - такое же состязание, как школьная дискуссия, просто на другую тему и с другими ставками).

Загружаю...

По ходу матча последние сомнения о соотношении класса двух команд отпали довольно быстро

И в этом смысле констатация того, что урок прошел, не значит ничего – или почти ничего. Важно, как ученик себя на нем проявил. Иначе для уроков не обязательно выходить на поле. Можно учиться по телевизору и даже во сне (теперь есть такие методики). Иначе нет никакой (совершенно никакой) разницы между игроками первой команды общества «Спартак», которая вышла на поле играть матч Лиги Чемпионов, и учащимися спартаковской школы, которые получили в клубе билеты на матч и пришли на трибуны, а избранные из них подавали в матче мячи. Они ведь тоже получили эти билеты в академических целях и, конечно, мотали по ходу дела на ус, кто что мог. 

Кстати, когда на поле выходил Жано, на заднем плане стоял румяный мальчик-подавальщик, про которого сразу захотелось сказать: а вот Антон Шунин в возрасте 12 лет. Ну, это так. К слову.

Так вот. Безусловно, по ходу матча последние сомнения о соотношении класса двух команд отпали довольно быстро. «Челси» играл так, как надо было играть со «Спартаком» – командой, во-первых, удачливой (и поэтому важно было исключить риск), и командой молодой, а ещё сравнительно новой. Это не одно и то же – молодость подразумевает сравнительную неискушенность, а новизна – непрочность игровых связей. С такой командой нужно играть, если ты, конечно, можешь так играть, оказывая на нее давление постоянно – в любой момент времени, на любом участке поля. Для того, чтобы через неплотно пригнанные стыки стала просачиваться вода. Для того, чтобы из молодости проклевывалась растерянность.

Загружаю...

«Челси», кстати, сейчас сильнейшая команда в мире

«Челси», кстати, на мой взгляд, сейчас сильнейшая команда в мире. Именно сейчас, на старте. В ее действиях просто отсутствует какой-либо стартовый синдром, нет никаких проблем, кроме травм – а для клуба таких амбиций травмы проблемой быть не могут. Сильнейшие! Это само по себе не делает их фаворитами сезона, конечно, потому что в дальнейшем другие тоже доберут. Но в данный момент – да.

Так вот. Нужно признать, что, поставив перед собой задачу на игру, «Челси» решил ее в общем-то минимальными средствами. Команда играла в среднем темпе, контролируя мяч и вступая за него в борьбу в случае потери ровно на том месте, где эта оказия случалась. Причем делалось это в полном порядке – вспомню к слову восхищение коллеги Черданцева идеальным полузащитным ромбом лондонцев.

Не без удачи? Конечно, не без. У Жиркова такой удар не всякий раз получится. Ну и, собственно, что? Логика-то не в повторении. Повторенье мать ученья, это тренировка, а не игра; а вот в игре почти такой же шанс, и позиция лучше, были у Дмитрия Комбарова, и мяч свалился с ноги и ушел выше. Вот разница в классе между Дмитрием Комбаровым и Юрием Жирковым именно в этом.

Что не новость. Жирков игрок сборной. Комбаров – тоже, надеемся, и той же; но в будущем. Чётко пока не очерченном. Чтобы приблизить его – см. выше: повторенье – мать ученья.

Если тебя побеждают спокойно, переходя местами на шаг, на классе – это не делает тебе чести

Три удара в створ – два гола. Два гола в первом тайме – и второй становится для «Челси» ожиданием финального свистка. Становится уроком для их сине-белой, с красным воротничком, молодёжи – Макихран, ван Анхолт, и третий, как его, беса... Я вообще впервые слышу первые два имени. Но это будни «Челси»: при среднем возрасте лидеров, а также при том внимании, которое клубная администрация, нанятая Абрамовичем, с первого дня уделяла собственной академии – молодежь проверять пора. Она получает свой шанс в деле плановой смены поколений. Всё у лондонцев в порядке с пацанвой; можно было бы поставить за урок и пятерку, но, чтоб не зазнавались – четверочку. Нечего захваливать, да и чтоб пятерку за игру в «Челси» получать – это надо не просто с задачей справиться, но и блеснуть.

Загружаю...

Вот так же и «Спартак». Нет ничего удивительного, неожиданного и скверного в том, чтобы проиграть «Челси». Нет. 0:2 – не страшно.

Но если тебя побеждают спокойно, переходя местами на шаг, на классе – это не делает тебе чести. Никогда. Если ты теряешься, не зная, что предпринять, на протяжении целого тайма – тебя это не красит. И выводы отсюда не могут равняться фразе, что проиграть «Челси», в принципе, не страшно. Это троечка.

Для «Спартака» посредственность хуже неуда

А как раз тройки «Спартаку» получать должно быть стыдно. Потому, что тройка – это «посредственно». Смысл же игры «Спартака», и идеи «Спартака», и даже знамени «Спартака» именно в том, что он может, конечно, проиграть и сыграть плохо – иногда это случается со всеми. Но посредственно играть не может. Для «Спартака» посредственность хуже неуда. Потому, что это означает, что собой он не был. Да, был второй тайм; это отрадно, но тем не менее это было время, когда судьба матча была решена, и задача соперника была чисто технической.

Само по себе не катастрофа. Куда там! Мы, наблюдатели-журналисты и наблюдатели-болельщики, тоже должны помнить, что команда нова и молода. Господь с вами, какая же это отговорка? Да ни разу. Факт это, на этом вся челсийская игра была замешана и на этом она и сработала. Но в этом надо отдавать себе отчет.

Тогда челсийские уроки пойдут впрок, когда, пусть и проиграв (хотя и это совершенно не обязательно), «Спартак» где-то и в чем-то сумеет блеснуть. Ну, и еще – не будет выглядеть растерянным. Вот тогда сам урок будет важнее оценки на табло.

Загружаю...

А сейчас – не важнее.

Вопросы, сомнения и неясности можно обсудить в конференции. Велкам!

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Русский бомбардир
Популярные комментарии
antioh
Если ученик 5 класса посетит урок физики 11 класса, он, конечно, что то сможет для себя уяснить, но, скорее всего, не более того, какого цвета там учебник, и также запомнит отдельные слова. И второй урок, особо ему не поможет, и даже третий, так как он все равно от этого 11-ти классником не станет. Пусть у Спартака и Челси не столь критичная разница (может быть как 8 класс и 11 ый), и даже пару-тройку «задач» они в Лондоне смогут решить, но конечный результат от этого не изменится, запись в журнале «3». Во всех смыслах этой цифры :)
hellhound
Карпин не понял этого. Он ссылался на испуг. Рассказывал про два разных тайма его команды, а следовало бы про два разных тайма Челси. Я уверен, что Карпин не совсем в курсе, как Челси отдает инициативу после комфортной для себя разницы и в полноги отбивается экономя силы.
Maxb
Эта фраза уже приелась - урок, хороший урок, это просто отмаза какая-то, лет 10 уже «У нас молодой перспективный состав», смешно все это как-то звучит, раз 100 по одному месту, ей-Богу, взрослые люди, а все в сказки верят.
Еще 122 комментария
125 комментариев Написать комментарий