Жизнью гонщика
Редактор Autosport Джонатан Ноубл на собственном опыте узнал, каким тяжелым нагрузкам подвергаются современные автогонщики. Перевод колонки английского журналиста в блоге «Версификаторные россказни».
Приходилось ли вам когда-нибудь отвечать перед детектором лжи? Доводилось ли удерживать привязанный к голове свинцовый груз до тех пор, пока ваши мышцы не начинали кричать о том, насколько им больно? Пропускали ли через ваше тело электрические разряды, чтобы определить, насколько вы натренированы? У вас не болела голова от нелепых жестких тестов на память, которые надо было выполнять под страхом ошибки?
Мне довелось. И все ради того, чтобы ощутить, на что похожа жизнь современного гонщика.
Так что забудьте о быстрых автомобилях, больших деньгах, красотках, ночных вечеринках и гламуре, которые, как считает большинство людей, окружают «Формулу-1» когда дело доходит до настоящей работы, жизнь гонщиков кажется не такой уж и сладкой.
Пропускали ли через ваше тело электрические разряды, чтобы определить, насколько вы натренированы?
На деле, пару недель назад во время специальной 48-часовой программы познания жизни гонщиков на автодроме «Яс-Марина», я еще сильнее зауважал парней, которые каждые две недели отправляются на трассы «Формулы-1» за славой.
Независимо от того, что вы читали о тренировках гонщиков, о том, насколько они сильны физически и психологически, понять, что значит быть звездой «Формулы-1», вы сможете только тогда, когда все испытаете на собственном опыте.
И, честно признаюсь, иногда это очень больно!
Сердце для гонок
Все, кто следят за автоспортом, знают, что гонщики парни накачанные. Мы постоянно читаем их твиты о 40-километровых поездках на велосипедах, триатлоне и тренировках в спортзалах, а потом наивно полагаем, что и сами натренированы почти так же.
Но быть подготовленным к гонкам с точки зрения спортсмена это намного серьезнее, чем мы можем себе представить. Не нужно заблуждаться когда дело доходит до тренировок сердца, «Формула-1» самый физически требовательный спорт в мире.
Итальянская спортивная клиника «Формула Медицины» превратила подготовку гонщиков в искусство и ее сотрудники не питают иллюзий относительно того, как сильно «Ф-1» нагружает сердце.
Один из тренеров «Формула Медицины» Фабрицио Маганци говорит: «Многие люди задаются вопросом относительно того, является ли автоспорт настоящим спортом. Обычно, когда они видят такие состязания, как велосипедные гонки, футбол, или легкая атлетика, они воочию убеждаются в том, что спортсмены по-настоящему работают видно, как те потеют. В автогонках это незаметно, поскольку вы видите только шлем и автомобиль, и не можете понять, насколько выкладываются пилоты.
Но мы знаем, что это настоящий спорт. Датчики показывают, что пульс гонщика в течение полутора часов в среднем составляет 184 удара в минуту, с пиковыми показателями в 201 удар в минуту. В GP2 пульс равняется 196 ударам в минуту и 207 в пиковой нагрузке. Пульс гонщиков этой серии более высок потому, что болиды одинаковы, здесь постоянно идет борьба колесо в колесо. Гонки здесь короче, но у руля нет никакого гидроусилителя, так что сам автомобиль тяжелее. Ни в одном другом виде состязаний у спортсменов не наблюдается более высокого пульса».
Пульс гонщика в течение полутора часов в среднем составляет 184 удара в минуту
«Формула Медицины» начала следить за работой сердца в «Ф-1» в 1989 году, отмеряя пульс Ивана Капелли на «Лейтон Хаус».
С тех пор были получены данные более чем 30 гонщиков в более чем 100 гонках. При этом использовались как стандартные пульсомеры, так и современные системы электрокардиограммы, которые дают ежесекундные отчеты.
С помощью современных технологий удалось выявить удивительные физические явления, которые пилоты испытывали на трассе «Маньи-Кур».
«Мы выяснили, что всего за одну секунду пульс сердца падал со 160 ударов в минуту до 54 будто происходил коллапс», говорит Маганци. «К шпильке «Аделаида» гонщики приближались очень быстро, затем следовало жесткое торможение, а потом начинался резкий разгон.
Когда гонщики снова набирали скорость, пульс резко сокращался иногда до 54, до 60, иногда до 70 ударов в минуту. Это серьезное падение. И оно говорит о том, что вы должны быть готовы к управлению болидом «Формулы-1». Нельзя просто запрыгнуть в кокпит и поехать, как гонщики. У обычных людей это не получится.
Боль в шее
Экстремальным нагрузкам подвергается не только сердце. Шея еще одна область, о которой все неоднократно слышали от гонщиков.
Во время сильнейших перегрузок в скоростных поворотах пилоты должны чувствовать, словно их голова вместе со шлемом весит 25 килограммов.
Маганци объясняет: «Обычно средняя сила при боковых перегрузках достигает 1,5-2g. Вот и представьте, что масса головы и шлема которые в обычных условиях вместе весят 7 килограммов при такой перегрузке будет составлять 14 килограммов.
К примеру, самыми трудными трассами являются «Сузука», или «Интерлагос», где наблюдаются самые высокие средние показатели боковых перегрузок. В третьем повороте бразильской трассы перегрузки достигают почти 5g это примерно 35 килограммов, но всего на одну секунду. Восьмой поворот в Турции это где-то 4g, но вы проходите этот вираж в течение четырех секунд и это очень напряженный момент.
Что касается плеч и рук, то среднее значение нагрузки в поворотах составляет 10 килограммов. Максимум 15-20 килограммов, в зависимости от поворота. Максимальная нагрузка на шею достигает 30 килограммов».
Чтобы справляться с таким напряжением, для мышц существуют довольно жесткие тренировки, некоторые из которых мы смогли опробовать, чтобы посмотреть, как мы смотримся на фоне гонщиков.
В третьем повороте бразильской трассы перегрузки достигают почти 5g
Безусловно, самым жестким был тест шеи. Надев шлем, к которому с помощью специальных крюков цепляется 5-килограммовый груз, мы ложимся боком на кровать. Наша задача состоит в том, чтобы держа голову горизонтально, как можно дольше удерживать груз, не касаясь пола.
Первоначальный болевой шок мышц шеи сменяется тупой навязчивой болью, которая становится все хуже и хуже. В таком положении секунды кажутся минутами. И всего после трех минут мое тело просто кричало.
Эти три минуты длились словно целую жизнь, а затем выяснилось, что топ-пилоты способны легко выдержать 10 минут.
Пропасть между тем, что могут простые смертные и гонщики, как и ожидалось, выдвинулась на первый план множеством других тестов.
Во время теста мышц груди я остановил секундомер на 4 минутах и 30 секундах лежа на спине, на вытянутых руках, которые были чуть приподняты над землей, мне надо было удерживать двухкилограммовые грузы. Предполагается, что гонщики способны удерживать их более восьми минут.
Тест на силу кисти, проводимый с помощью нескольких специальных рукоятей, показал, что моя сила сжатия равняется 43,4 килограммам. У гонщиков она составляет более 60 килограммов.
Я продержался две минуты на специальном рулевом тренажере он состоит из руля и штанги, к краю которой прикреплен 2,5-килограммовый груз. Повернув руль вбок, груз поднимается в горизонтальное положение, что моделирует силы, влияющие на гонщиков при прохождении поворота. Повысив вес груза до 5 килограммов, я продержался всего 1 минуту и 40 секунд гонщики могут выдержать более шести минут.
Гонщики умны
Физические требования к гонщикам очевидны, но не менее важно демонстрировать умственные навыки об этом говорится гораздо реже. Один из мифов о пилотах это то, что им требуется фантастически быстрая реакция, но это может быть не слишком близко к правде.
Доказательства можете спросить у одного из лидеров GP2 Жюля Бьянки, после того, как я разгромил его в тестах на реакцию со счетом 9-0.
«Формула Медицины» провела ряд сканирований головного мозга гонщиков, чтобы определить их сильную сторону, и выяснилось, что реакция не самая важная вещь.
«За четыре года мы просканировали 12 гонщиков и провели несколько тестов, а также проделали то же самое с 12-ю обычными людьми студентами и докторами», говорит руководитель «Формула Медицины» Риккардо Чеккарелли.
«Эти тесты показали, что приток крови к мозгу у гонщиков ниже, хотя скорость реакции была той же самой. Полагалось, что у пилотов реакция быстрее, но выяснилось, что это не главное, ведь в действительности она нужна только на старте гонки и во время некоторых обгонных маневров».
Мозг гонщика тонко настраивается на целый ряд областей реакция, концентрация, внимание, память и визуальная координация
Чеккарелли выяснил, что мозг гонщика тонко настраивается на целый ряд областей реакция, концентрация, внимание, память и визуальная координация.
«Автоспорт, особенно его вершина, вроде «Формулы-1», является психофизическим спортом. В марафоне вы можете выключить мозг и просто пробежать 42 километра. Мозг действительно лучше отключить, чтобы вы не думали о том, насколько сильно устали вы просто будете бежать на автомате. В теннисе так не получится, потому что необходима концентрация, и необходимо думать.
Важно быть физически сильным, и много думать. Автоспорт самый требовательный к сердцу ни один другой вид спорта не заставляет так часто и долго (в течение почти двух часов) биться сердце. К мышцам и мускулам большие требования, но не меньше к мозгу.
Мы работаем и с мышцами, и с головой. И мы пытаемся оценивать умственную работу. Мозг тоже может тренироваться, обучаться. Важно быть не только быстрым, но и стабильным».
«Формула Медицины» провела ряд тестов, чтобы определить области, в которых гонщикам требуется демонстрировать высокие показатели.
Существует тест на реакцию вы нажимаете на кнопку, как только красные огни светофора сменяются зелеными. Но делаете этот тест не один раз, а двадцать и важнее всего показать не лучшее время, а быть стабильным в течение всего эксперимента.
Другие эксперименты включают в себя тест на зрительно-моторную координацию, во время которого вы должны нажать на кнопку, чтобы автомобиль на экране остановился на движущейся желтой линии, а также тест на память, во время которого нужно повторить пять символов после того, как они исчезнут с экрана.
Однако наиболее трудным является тест на концентрацию: на дисплее появляются названия цветов, но при этом буквы будут необязательно того же цвета, что и слово, его обозначающее.
Важнее всего показать не лучшее время, а быть стабильным в течение всего эксперимента
Если цветное слово будет правильного цвета например, «коричневый» будет коричневого цвета, «розовый» розового, тогда вы должны нажать на кнопку «истина». Если слово написано неправильным цветом например, «коричневый» будет написано желтым, то нужно нажать на кнопку «ложь».
Этот тест может показаться простым, но при этом кнопки «истины» и «лжи» меняются местами с каждым ответом. И на ответ есть всего одна секунда. Чуть задержавшись, вы можете неправильно ответить и на следующий вопрос. И тогда начинается паника!
В течение первых пятнадцати вопросов отвечать легко, но картинка меняется очень быстро слишком легко оказаться сбитым с толку или понять вопрос неверно. В конечном счете, все решает концентрация.
Чеккарелли сказал, что на его памяти только один пилот с первой попытки выполнил этот тест на 100 процентов Марк Жене.
А теперь, говорит он, экспертом является Роберт Кубица. Поляк легко набирает 100 процентов в каждой попытке, но еще более внушительно то, что гонщик в состоянии ответить на все 100 вопросов всего за 62 секунды. Я изо всех сил пытался превысить 75 процентов за 100 секунд.
Но обучение мозга это не только способность демонстрировать нужные показатели в пиковой нагрузке. Необходимо, чтобы тело тоже было в форме.
Одна из областей, которая интересует «Формулу Медицины» это то, как пилоты справляются с давлением. И здесь пригождается детектор лжи. С его помощью клиника может узнать, насколько удачно пилот может снизить сердечный пульс и справиться со стрессом.
«Отслеживаются те части тела, на которые вы не можете повлиять напряженность мышц лба, потение пальца, температура пальца и сердечный ритм», объясняет Чеккарелли. «Затем мы начинаем исследовать гонщика, проверяем, как он справляется с напряжением, тестируем технику релаксации».
Мне удалось сбросить пульс с 69 ударов в минуту до 64 за две минуты разница составила 5 ударов в минуту. Натренированные гонщики, чей обычный пульс колеблется от 60 до 70 ударов в минуту, могут снизить его до 55.
0,2-0,3 секунды на круге можно отыграть с помощью психологических усилий
Психологические тренировки играют важнейшую роль в том, чтобы как можно дольше демонстрировать высочайшие результаты, и они гарантируют, что на определенном уровне мозг будет работать правильно.
0,2-0,3 секунды на круге которые могут стать решающими перед пит-стопом можно отыграть с помощью психологических усилий, не физических.
Чеккарелли считает, что этого можно добиться, и приводит в пример одну гонку.
«Мы хотим работать над ментальной стороной, чтобы добиться от мозга максимальной эффективности», объясняет он. «В одной гонке пилот сумел на протяжении всего заезда оставаться в квалификационной форме на каждом круге пульс составлял примерно 176 ударов в минуту. По ходу гонки разница колебалась до пяти ударов в минуту. Это значит, что он был близок к пределу почти все время, его пульс был ровным. Добиться таких результатов можно, хотя и очень сложно.
Важнейшую роль играет лучшая эффективность, меньшее потребление ресурсов. Давайте думать о гонщиках, как о двух автомобилях, которые идут со скоростью 200 км/час. Один будет потреблять много топлива, а другой нет. И более экономичная машина проедет больше дистанции. Вот в чем разница».
Вторая часть на Autosport появится позже. Стоит ли ее переводить?