Конфетки от Тильке

Принимающий в эти выходные Гран-при Кореи автодром в Йонаме относится к числу трасс, которые проектировал Герман Тильке. Блог «Версификаторные россказни» объясняет, чем плохи творения немецкого архитектора и с грустью отмечает, что засилье Большого цирка «тилькедромами» прекратится не скоро.

В 2010 году количество автодромов, к созданию которых приложил руку немецкий архитектор Герман Тильке, достигло девяти. То есть, почти 50 процентов от общего числа трасс календаря сезона.

Позади уже этапы в Бахрейне, Малайзии, Китае, Турции, Валенсии, Германии и Сингапуре. Впереди – гонки в Йонаме и Абу-Даби, причем автодром «Корея Интернэшнл» примет Большой цирк в ближайшие выходные.

Обязательное присутствие шпилек, набор средне- и высокоскоростных поворотов – это уже традиция. Или клиника

Надо отметить, что трассу в Корее Тильке «лишь» спроектировал – фактическим строительством его компания не занималась, и немец посещал азиатских друзей только в качестве консультанта. Однако размашистый почерк мастера заметен и тут: три длинных прямых, зигзагами удаляющихся от старта, обязательное присутствие шпилек, набор средне- и высокоскоростных поворотов – это уже традиция. Или клиника, по мнению более агрессивной части болельщицкого сообщества «Формулы-1».

Загружаю...

Проехав по новой трассе в игре F1 2010, я вздохнул. Нет, трасса сама по себе довольно интересная, но какой-то отличительной черты, изюминки в ней нет.

Впрочем, этот упрек касается и других треков Тильке – все они современные, требовательные к пилотажу гонщиков, аэродинамике болидов, моторам… Но в них нет цельности, характера, которые свойственны трассам в Спа, Монреале, Монце, Монако или Сузуке.

Творения фирмы Тильке нельзя назвать неинтересными. Но проблема в том, что их стало слишком много в календаре чемпионата. В итоге все эти автодромы, которые должны были стать украшением «Формулы-1» (вспомните, какие эмоции у многих вызвало появление «Сепанга»), начинают на фоне друг друга теряться.

Представим, что нынешний календарь чемпионата – это наш с вами обед. Сначала идет свежий салат – Гран-при Австралии, потом мы едим Монако и «Каталунью» – это уже щи, которые заботливые хозяева подали на первое, дальше следует второе – котлетки – традиционные Гран-при Великобритании и Германии – с гарниром – «Хунгароринг». Наконец, на третье мы выпьем какой-нибудь напиток – можно освежающий, можно горячительный – вроде «Сузуки» или «Интерлагоса». Кто как любит. И тут же можно было бы закусить какой-нибудь вкусной конфеткой, вроде «Яс-Марины», или «Марины-Бэй». Можно даже съесть их две-три…

От засилья автодромов Германа Тильке уже подташнивает

Но Берни и Тильке наше меню полностью переиначили. Теперь салат мы едим с конфетами, борщ – с конфетами, даже котлеты и те подаются вперемешку с конфетами. В итоге, к тому моменту, когда приходит время саке, нам снова подают пригоршню конфет. Которые, разумеется, есть уже совершенно не хочется.

Загружаю...

И вот оно – от засилья автодромов Германа Тильке уже подташнивает.

Беда же в том, что вырваться из порочного круга новых автодромов очень сложно. В «Формулу-1», в основном, приходят страны, которые в больших гонках являются новичками. У них нет опыта строительства трасс мирового уровня. А увидев удачные примеры построек и функционирования трасс в Малайзии, Бахрейне и Китае, новые участники Большого цирка, естественно, хотят работать с проверенной фирмой, а не с неизвестными архитекторами, проекты которых могут выйти слишком дорогими, или просто неудачными. Экклстоун тоже не хочет рушить подобную практику – пока фирма Тильке несет золотые яйца, зачем ее душить? Вот и получается, что организаторы и промоутеры довольны, а смотреть на череду «тилькедромов» приходится зрителям.

До тех пор, пока не найдется кто-то смелый, кто решится подписать контракт с другим архитектором, ситуация не изменится. В 2011 году нас ждет этап в Индии (Тильке), автодром в американском Остине тоже построит Германыч, наконец, трассы в России – строящиеся, или находящиеся только на бумаге (в Москве, под Москвой и в Сочи) – это тоже дело рук одного немецкого товарища.

Единственным человеком, кто может заставить новичков календаря отречься от Германа – это Берни

Кроме смелых новичков мы могли бы положиться на страны с богатой автогоночной культурой, которых, рано или поздно, Берни замучает требованиями провести модернизацию трасс. Самый свежий пример – история с «Сильверстоуном». Англичане самостоятельно занимались реконструкцией автодрома, обойдясь без помощи Тильке, но, правда, «Арена» получилась несколько унылой, и кроме самих островитян новый кусочек легендарной трассы никто, по большому счету, не признал впечатляющим – скоростной отрезок оказался ничем не лучше тех творений, что штампуются на конвейерном заводе имени Германа Тильке.

Загружаю...

Оптимисты в этой истории разглядели шаг к новой эре и концу монополии Тильке, мол, все еще впереди, и скоро остальные страны начнут пользоваться услугами других фирм. Однако пессимистов тоже хватает, и у тех перед глазами другие примеры. Итальянцы (этап в Риме) и американцы (уж кто-кто, а они способны самостоятельно построить трассу) в качестве архитектора все равно выбрали того-чье-имя-я-уже-устал-называть.

В целом, особых изменений в области новых автодромов пока не видно. И единственным человеком, кто сейчас может заставить новичков календаря отречься от Германа – это сам Берни. Произойдет это, правда, только тогда, когда англичанин поймет, что если постоянно лопать одни конфеты, то однажды выпадут зубы.

Популярные комментарии
Mugen
Сильный аргумент! :) Тем не менее, чем, допустим, 8-й поворот в Турции хуже, чем легендарный 130R в Сузуке? И тот, и другой можно пройти в пол (если ты на Red Bull), и в том, и в другом боковая перегрузка свыше 4G. Ответ прост - в Сузуке пилот знает, что если он ошибется на апексе, то ушатается так, что мало не покажется. А в Турции все закончится прогулкой по полосе безопасности. Зрители тоже это знают, и большинство из них, как раз-таки ждет именно ошибки пилота, а не идеально выверенное прохождение поворота. Помнится, лет 8 назад на Autosport.com (тогда еще atlasf1.com) был опрос: Что именно вас привлекает в автоспорте? На первом месте (больше 50%) ответ был «аварии». Кстати, о старом Хоккенхайме. Ни один пилот не называл эту трассу любимой. Прямая, торможение, шикана, разгон, прямая, торможение, шикана, разгон и так 45 раз. Да, по понятным причинам, обгонов там было намного больше, чем на остальных трассах, но пилотам трасса не нравилась. Еще один факт: По статистике в среднем количество обгонов за первые три гран-при по новой конфигурации трассы было больше, чем по старой. Настоящему гурману Формулы-1 не обязательно лицезреть кучу обгонов и аварий. Проблема в том, что для того, чтобы просмотр гонки доставлял удовольствие, надо разбираться в этом виде спорта. Какие правила, что такое пит-стоп, чем чреват ранний (поздний) заезд на пит-лейн, что дают мягкие шины, а что жесткие, зачем нужно антикрыло и его угол атаки, что такое KERS и как он работает, для чего менять соотношение смеси, на фига вообще столько кнопок на руле и т.д. Огромный объем информации для обычного человека. Таких, как правило, немного. Например, большинство моих друзей предпочтут ралли Формуле-1. Там машинки прыгают, их заносит, они вылетают с трассы - смотреть прикольно. А тут 78 кругов по Монако с периодическими остановками в боксах и ничего не происходит. Скучно. А мы все равно будем просыпаться рано утром, чтобы увидеть Сузуку, не спать до полуночи, чтобы увидеть гонку в Сан-Паоло, и все равно отменим все свои дела, чтобы увидеть гонку, пусть это будет скучнейший Хунгароринг, пыльный Бахрейн или унылая Барселона.
Ответ на комментарий Negative
>Повороты все одинаковые по сути. Поворот есть изменение направления дороги, и будь ты хоть гением, ничего нового не изобретешь. Есть плавные скоростные повороты, есть повороты под прямым углом, есть шпильки. Ну не скажите. Есть 33 русских буквы, еще несколько знаков препинания. Само по себе это множество конечно, и ничего нового не «изобретешь». Но вот только последовательность рождает такие произведения как Евгений Онегин, Война и Мир и т.д.
Mugen
Повороты все одинаковые по сути. Поворот есть изменение направления дороги, и будь ты хоть гением, ничего нового не изобретешь. Есть плавные скоростные повороты, есть повороты под прямым углом, есть шпильки. Есть еще шиканы, но после ряда событий, команды и пилоты стали высказываться против. Прелесть Спа, Сузуки, Нюрбургринга - не в поворотах. Прелесть этих трасс в том, что они вписывались в рельеф местности. Никто специально не насыпал гору для Eau Rouge. Эти трассы уникальны в своем роде. Потому что, по сути, они не повторимы. Попытка создать суперавтодром была предпринята французами. Маньи-Кур по сути является сборной солянкой из лучших поворотов чемпионата. Повороты Ешторил, Аделаида, Нюрбургринг... Пожалуй, только Красную Воду вписать не удалось. А трасса получилась скучнейшая, по сути только с одним местом для обгона - в Аделаиде. Да, то что сейчас строит Тильке - в основном похоже одно на другое, но никто не позволит ему делать что-то подобное Сузуке или Монреалю. Нужны широкие трассы, чтобы предоставить пилотам возможность обгона, широкие асфальтовые зоны безопасности, чтобы не дай бог до зрителей колесо не долетело. К тому же, вы забываете об одной вещи - Тильке единственный из создателей трасс, кто является бывшим гонщиком. Каким-никаким, но все-таки, пилотом. Да и потом, где вы у Тильке видели множество скоростных поворотов? Отличительная черта «тилькедромов» на мой взгляд - это длинные прямые, разбитые шпильками. Что касается «изюминки», то мы ее никогда не дождемся. Какая может быть изюминка, если есть стандарты??? Построй сейчас Тильке что-нибудь подобное Сузуки, Монреаля или Монреаля, как вы думаете, какова вероятность того, что трасса получит категорию, позволяющую проводить гонку Формулы-1? Видели зону безопасности в Roggia? Или в Монреале после стартовой прямой? А что бывает в 130R наглядно продемонстрировал Алан Макниш несколько лет назад. А кто вспомнит, чтобы кто-то из пилотов разбил в хлам машину об стену на любом из новом тилькедромов? Городские трассы не в счет. И все равно, Тильке старается хоть что-то придумать. Вон, например, трассу в Шанхае строили в виде иероглифа Шань.
Дмитрий Федотов
Разве я сказал, что трассы Тильке плохие? И о зрелищности я тоже не говорил. Барселона (между прочим, как трасса - не самая плохая) и Венгрия - это просто другой разговор, зачем их сюда приплетать? Главная идея - не то, что Тильке - это плохо, а плохо - что много Тильке. И даже несмотря на засилье его автодромов, меня не было бы таких к нему претензий, если бы он проектировал приницпиально разные трассы. По характеру. Что ему мешало создать действительно скоростную трассу? Зачем надо было убивать неплохой Бахрейн глупыми медленными поворотами? У него получаются не трассы, а набор разномастных поворотов в разном антураже. Если в Валенсии выключить свет и вырастить небоскребы, то трасса на вид почти не будет отличаться от сингапурской. Автодром в Турции, несмотря на все эти хвалебные речи, никогда не будет похож на Спа. На «Истанбул-Парке» некоторые повороты вызывают большое недумение - зачем они тут? Почему они поворачивают сюда, а не туда? С бельгийской трассой таких вопросов не возникает - она естественная, плавная, словно так и должно было быть.
Ответ на комментарий SergDrag
А кто нить знает, как создать трассу с изюминкой? Ну нельзя щас строить трассы со стенками чемпионов, ФИА требует асфальтовые зоны безопасности - че сразу Тильке виноват? Опять же, ни к унылой Венгрии, ни занудной Барселоне он отношения не имеет. Зато в Малайзии, Бахрейне, Турции и отчасти Сингапуре есть возможности для обгонов. В Сингапуре их меньше, зато, как ни странно для сегодняшней формулы, стенки близко.
Еще 46 комментариев
49 комментариев Написать комментарий