Конфетки от Тильке
Принимающий в эти выходные Гран-при Кореи автодром в Йонаме относится к числу трасс, которые проектировал Герман Тильке. Блог «Версификаторные россказни» объясняет, чем плохи творения немецкого архитектора и с грустью отмечает, что засилье Большого цирка «тилькедромами» прекратится не скоро.
В 2010 году количество автодромов, к созданию которых приложил руку немецкий архитектор Герман Тильке, достигло девяти. То есть, почти 50 процентов от общего числа трасс календаря сезона.
Позади уже этапы в Бахрейне, Малайзии, Китае, Турции, Валенсии, Германии и Сингапуре. Впереди гонки в Йонаме и Абу-Даби, причем автодром «Корея Интернэшнл» примет Большой цирк в ближайшие выходные.
Обязательное присутствие шпилек, набор средне- и высокоскоростных поворотов это уже традиция. Или клиника
Надо отметить, что трассу в Корее Тильке «лишь» спроектировал фактическим строительством его компания не занималась, и немец посещал азиатских друзей только в качестве консультанта. Однако размашистый почерк мастера заметен и тут: три длинных прямых, зигзагами удаляющихся от старта, обязательное присутствие шпилек, набор средне- и высокоскоростных поворотов это уже традиция. Или клиника, по мнению более агрессивной части болельщицкого сообщества «Формулы-1».
Проехав по новой трассе в игре F1 2010, я вздохнул. Нет, трасса сама по себе довольно интересная, но какой-то отличительной черты, изюминки в ней нет.
Впрочем, этот упрек касается и других треков Тильке все они современные, требовательные к пилотажу гонщиков, аэродинамике болидов, моторам Но в них нет цельности, характера, которые свойственны трассам в Спа, Монреале, Монце, Монако или Сузуке.
Творения фирмы Тильке нельзя назвать неинтересными. Но проблема в том, что их стало слишком много в календаре чемпионата. В итоге все эти автодромы, которые должны были стать украшением «Формулы-1» (вспомните, какие эмоции у многих вызвало появление «Сепанга»), начинают на фоне друг друга теряться.
Представим, что нынешний календарь чемпионата это наш с вами обед. Сначала идет свежий салат Гран-при Австралии, потом мы едим Монако и «Каталунью» это уже щи, которые заботливые хозяева подали на первое, дальше следует второе котлетки традиционные Гран-при Великобритании и Германии с гарниром «Хунгароринг». Наконец, на третье мы выпьем какой-нибудь напиток можно освежающий, можно горячительный вроде «Сузуки» или «Интерлагоса». Кто как любит. И тут же можно было бы закусить какой-нибудь вкусной конфеткой, вроде «Яс-Марины», или «Марины-Бэй». Можно даже съесть их две-три
От засилья автодромов Германа Тильке уже подташнивает
Но Берни и Тильке наше меню полностью переиначили. Теперь салат мы едим с конфетами, борщ с конфетами, даже котлеты и те подаются вперемешку с конфетами. В итоге, к тому моменту, когда приходит время саке, нам снова подают пригоршню конфет. Которые, разумеется, есть уже совершенно не хочется.
И вот оно от засилья автодромов Германа Тильке уже подташнивает.
Беда же в том, что вырваться из порочного круга новых автодромов очень сложно. В «Формулу-1», в основном, приходят страны, которые в больших гонках являются новичками. У них нет опыта строительства трасс мирового уровня. А увидев удачные примеры построек и функционирования трасс в Малайзии, Бахрейне и Китае, новые участники Большого цирка, естественно, хотят работать с проверенной фирмой, а не с неизвестными архитекторами, проекты которых могут выйти слишком дорогими, или просто неудачными. Экклстоун тоже не хочет рушить подобную практику пока фирма Тильке несет золотые яйца, зачем ее душить? Вот и получается, что организаторы и промоутеры довольны, а смотреть на череду «тилькедромов» приходится зрителям.
До тех пор, пока не найдется кто-то смелый, кто решится подписать контракт с другим архитектором, ситуация не изменится. В 2011 году нас ждет этап в Индии (Тильке), автодром в американском Остине тоже построит Германыч, наконец, трассы в России строящиеся, или находящиеся только на бумаге (в Москве, под Москвой и в Сочи) это тоже дело рук одного немецкого товарища.
Единственным человеком, кто может заставить новичков календаря отречься от Германа это Берни
Кроме смелых новичков мы могли бы положиться на страны с богатой автогоночной культурой, которых, рано или поздно, Берни замучает требованиями провести модернизацию трасс. Самый свежий пример история с «Сильверстоуном». Англичане самостоятельно занимались реконструкцией автодрома, обойдясь без помощи Тильке, но, правда, «Арена» получилась несколько унылой, и кроме самих островитян новый кусочек легендарной трассы никто, по большому счету, не признал впечатляющим скоростной отрезок оказался ничем не лучше тех творений, что штампуются на конвейерном заводе имени Германа Тильке.
Оптимисты в этой истории разглядели шаг к новой эре и концу монополии Тильке, мол, все еще впереди, и скоро остальные страны начнут пользоваться услугами других фирм. Однако пессимистов тоже хватает, и у тех перед глазами другие примеры. Итальянцы (этап в Риме) и американцы (уж кто-кто, а они способны самостоятельно построить трассу) в качестве архитектора все равно выбрали того-чье-имя-я-уже-устал-называть.
В целом, особых изменений в области новых автодромов пока не видно. И единственным человеком, кто сейчас может заставить новичков календаря отречься от Германа это сам Берни. Произойдет это, правда, только тогда, когда англичанин поймет, что если постоянно лопать одни конфеты, то однажды выпадут зубы.