Изменится ли роль женского футбола после успешного Чемпионата Мира?

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Долгий и не всегда простой путь девушек в борьбе за свои права, казалось, наконец достиг своего пика. По крайней мере, в спортивной области девушки давно имеют все возможности для самореализации. Первый официальный Чемпионат Мира по футболу среди женщин состоялся на 61 год позже аналогичного мужского турнира. Тогда, в 1991 был совершен серьезный шаг в развитии женского футбола и его популяризации, однако революции не случилось.

Шесть чемпионатов прошло с тех пор, и женский турнир продолжал оставаться в тени своего мужского собрата. А вот прошедший нынешним летом в Канаде турнир уже можно считать настоящим прорывом. Причина тому – те результаты, которые этот турнир продемонстрировал. И речь не о голах и набранных очках, а о других его результатах.

Билеты

Билетные программы - один из основных источников дохода для крупных спортивных соревнований. Игры прошедшего чемпионата посетили приблизительно 1.35 млн. человек. Изначально Организационный Комитет ставил более амбициозную задачу в 1.5 миллиона, но вылет сборной Канады на стадии четвертьфинала подкорректировал эти прогнозы в сторону уменьшения.  

Загружаю...

Соседи хозяек турнира из США дошли до финала, где сражались со сборной Японии.  Этот матч собрал на арене в Ванкувере 53 337 зрителей. Удивительно, но финальная игра не стала самой посещаемой, уступив четвертьфинальной встрече Канады и Англии, которую посетили 54 027 болельщиков. В среднем, матчи турнира вживую смотрели приблизительно 26 тысяч зрителей, а посещаемость семи матчей турнира превысила отметку в 50 тысяч.  Эти показатели сделали минувший турнир самым посещаемым женским чемпионатом мира в истории.

Помимо просмотра матчей непосредственно на стадионе, у зрителей была возможность посетить одну из шести фан-зон, самую крупную из которых, находящуюся в Ванкувере, за время турнира посетило более 100 000 поклонников игры.   

Телевидение

Финал женского чемпионата мира по футболу, который транслировался телеканалом FOX, посмотрели более 26.7 миллионов телезрителей в США. Именно столько американцев наблюдали за победой своих соотечественниц над командой Японии со счетом 5:2, что сделало этот матч самым рейтинговым футбольным матчем в США за всю историю, включая и женские, и мужские игры. Финал прошлогоднего мужского чемпионата Мира между Германией и Аргентиной посмотрели 26.5 миллионов.

Может показаться, что причина тому кроется в американском патриотизме и желании поддержать свою команду. Для сравнения, можно привести самый рейтинговый матч по футболу с участием американской команды. Им был матч мужской сборной США против Португалии на Чемпионате Мира 2014 года, который посмотрели 18.2 млн. зрителей в США. Очевидно, не только желание посмотреть на матч своих соотечественниц притянуло американских зрителей к экранам. 

Загружаю...

Многие могут сказать, что футбол в Штатах не является популярным и данные показатели не такие уж и впечатляющие. Для наглядности можно сравнить их с цифрами относительно финала НБА и Кубка Стенли. За финалом НБА, в котором играли «Кливленд» и «Голден Стейт», в среднем наблюдали 19.9 млн. зрителей, а самым рейтинговым в серии стал шестой поединок, который посмотрели 23.3 млн. зрителей. Финал Кубка Стенли в среднем смотрели 7.6 млн. человек.

Полуфинальный матч американок против сборной Германии смотрели 8.4 млн телезрителей, что тоже впечатляет. Есть свои телевизионные успехи и у хозяек турнира. Четвертьфинал против Англии, в котором канадки уступили с минимальной разницей, посмотрели 3.2  млн. зрителей в Канаде. Это приблизительно 10% всего населения страны. В Англии этот же матч посмотрели 1.6 миллиона телезрителей, несмотря на то, что он транслировался в воскресенье в 12:30 по местному времени. Матч 1\8 финала, в котором состязались англичанки и норвежки, в Англии посмотрели 2.6 миллиона человек. Эти цифры являются на сегодня пределом мечтаний для канала Матч ТВ и для Тины Канделаки лично.  

Хорошие рейтинги повлекли за собой и существенный доход для вещателей. FOX заработал на трансляциях Женского Чемпионата мира около 40 миллионов долларов за счет рекламы. Это на 45% больше, чем четырьмя годами ранее заработал ESPN в 2011.

Интернет

Большого успеха прошедший турнир достиг и в цифровой среде. Страница Женского Чемпионата Мира на сайте ФИФА достигла отметки в 20 миллионов уникальных посетителей, на просмотр которой совокупно было потрачено более двух миллионов часов.

Загружаю...

За тот месяц, что продолжался Женский Чемпионат Мира, в Твиттере было зарегистрировано 9 миллиардов сообщений, связанных с турниром. Более чем вдвое выросло количество подписчиков официальной страницы турнира в Facebook, которое теперь составляет почти 700 000. Там же во время финала было зарегистрировано 20 миллионов упоминаний, созданных 9 миллионами пользователей.

 

Спонсоры

Указанные выше цифры не только свидетельствуют о повышении интереса к  женскому футболу, но и является важным сигналом для спонсоров, ведь степень освещенности мероприятия в СМИ и интернете является важным показателем для потенциальных спонсоров. Напомним, что официальными партнерами турнира, вместе с традиционными Coca-Cola, Visa, Adidas и KIA, стал российский Газпром.

Большим успехом оказался турнир и для главного конкурента Adidas – фирмы Nike. Американский производитель спортивной одежды являлся техническим спонсором 11 команд  на минувшем турнире, но настоящей жемчужиной стала команда США, уверенно победившая в турнире. Накануне чемпионата Nike снял эффектную рекламу с участием звезд американской команды, таких как Эбби Вайнбах, Алекс Морган, Сидни Леру, Карли Ллойд и других.

Adidas в стороне не остался, обеспечив формой шесть команд на чемпионате, в том числе финалисток из Японии. Кроме того, весь турнир игрался мячом именно от немецкого производителя.  Помимо этого, Adidas использовал образы канадской футболистки Джонель Фильньо и немки Мелани Лйпольц для продвижения своей кампании #BeTheDifference.

Загружаю...

Coca-Cola для активации спонсорства использовала главный трофей турнира. Женский Кубок Мира путешествовал по различным городам Канады, позволяя фанатам стать ближе к главной награде предстоящего турнира. Турне сопровождалось различными активностями со стороны производителя напитков. 

Канадская фирма EA Sports, производящая известнейший спортивный компьютерный симулятор, также вовремя оценила значимость предстоящего турнира и еще в мае анонсировала, что в новой версии игры будут присутствовать женские сборные, чему было посвящено красочное видео.

Безусловно, прошедший в Канаде чемпионат можно считать большим успехом как для принимающей страны, так и для FIFA в целом. Предстоит сделать еще очень многое, чтобы хотя бы приблизить женский футбол по показателям к мужскому, однако прошедший турнир свидетельствует о большом прогрессе женской разновидности этой игры. Жаль, что коррупционные скандалы в FIFA и эпопея с уходом Йозефа Блаттера забрали себе все внимание спортивной общественности, из-за чего прекрасный турнир в Канаде оказался в тени. Тем не менее, это может оказаться даже плюсом для женского футбола. Не исключено, что уставший зритель сможет разглядеть в женском футболе хорошую альтернативу погрязшему в грязи и коррупции мужскому брату.

Но сильно ли изменилась жизнь участниц прошедшего турнира? Одержав победу в финале, американки вернулись домой в статусе национальных героинь. Встречать их в аэропорт приехали сотни фанатов, а на специально устроенном в честь победительниц параде в Манхэттене собрались тысячи восторженных жителей Нью-Йорка.

Загружаю...

Профессиональные футболистки в Штатах зарабатывают в среднем $15 000 в год. Даже самые высокооплачиваемые футболистки зарабатывают суммы, несопоставимые с мужскими. Самая известная футболистка в Мире – Алекс Морган – непосредственно за свою игру зарабатывает около 450 000 долларов.Это приблизительно в четыре раза меньше того, что Владимир Дядюн зарабатывал в «Динамо». Стоит ли говорить, что в «Динамо» он никогда не выступал при 53 000 тысячах болельщиках на стадионе и 26 миллионах зрителей у телеэкранов, не становился чемпионом мира и не играл за национальную сборную.    

Безусловно, большие доходы могут приносить индивидуальные спонсорские контракты, но такой привилегии удостаиваются единицы, остальные футболистки даже в США вынуждены совмещать карьеру в футболе с другими видами деятельности.

Еще одним ярким примером той пропасти, которая существует между мужским и женским футболом, является история Стефани Роч. В 2014 году эта ирландская футболистка была номинирована на награду Ференца Пушкаша, которая вручается автору самого красивого забитого мяча года за вот этот шедевр. 

Впервые за всю историю в борьбу за этот приз наравне с мужчинами вмешалась и девушка. И пусть победителем в итоге стал Хамес Родригес, сам факт присутствия представителя женского футбола в тройке финалистов можно считать революционным. Получив признание общественности, Стефани Роч получила приглашение перейти из Ирландии в американскую команду «Хьюстон Даш» с зарплатой в размере 650 фунтов стерлингов в месяц и покрытием расходов на аренду жилья.

Загружаю...

Очевидно, что женский футбол делает большие и смелые шаги в своем развитии. Футболистки уже мелькают на обложках журналов и компьютерных игр, матчи сборных собирают стадионы и телевизионные рейтинги, некоторые футболистки становятся настоящими звездами. Но может ли кто-то из любителей футбола вспомнить название хоть одной женской футбольной команды? А назвать чемпиона своей страны по женскому футболу? Очевидно, что именно отсутствие полноценного развития внутренних лиг и клубов сдерживает женский футбол от того, чтобы если не стать равным мужскому, то хотя бы составить ему конкуренцию. Если именно в этом направлении не будет сделано решительных шагов, следующего громкого успеха женскому футболу придется ждать еще четыре года.

Автор: Илья Штеблов 

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Женский футбол
Популярные комментарии
Roman Saviak
Классная статья. Но есть сомнения, что женский футбол сможет достичь мужской по популярности. Пока что он выглядит, как ухудшенная копия мужского (так как физиологически женщины слабее, соответственно скорость, реакция ниже, а удары - не такие сильные). Тем не менее, как уже автор написал, развитие внутренних лиг сможет помочь вийти на высший уровень. Соотвественно, будет рост узнаваемости, более частое появление на ТВ и в информпространстве. Ещё следовало бы обдумать какую небудь смену акцентов в позиционировании женского футбола, чтобы отделить его особенности. В дальнейшем, это позволило бы выйти из тени мужского футбола.
Денис Альшаков
Годная статья! Ждём ещё
Владимир
Женский спорт может быть интересен только в одном случае - если в нем подчеркивается женская сексуальность. Смотреть нынешний женский футбол, это все равно что смотреть красиво упакованный продукт, но уровня КФК. Но если бы в женском футболе играли в бикини - я бы это не пропускал! )
3 комментария Написать комментарий