Лина Фёдорова: «После первой же тренировки я сказала, что очень хочу кататься дальше!»
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Лина Фёдорова — одна из немногих фигуристок в парном катании, которых отличает яркая индивидуальность, выдающийся артистизм и неутомимое стремление к победе. Каждая программа, которую они катали в паре с Максимом Мирошкиным — это не просто набор элементов, подогнанных под музыку, — это настоящий мини-спектакль на льду. И сколько бы я не пересматривал это действо, хочется смотреть ещё и ещё.
В конце прошлого года болельщики с сожалением узнали, что любимая пара распалась. Конечно, Лина и Макс не являются первооткрывателями в этой области. Эта тенденция, к сожалению, не угасает и по сей день. Но спортсмен никогда не останавливается перед временными трудностями, а движется вперёд, тренируется и ищет пути к новой победе.
Именно такой характер присущ спортсменке, с которой мне посчастливилось недавно побеседовать. Совсем недавно (20 декабря прошлого года) ей исполнилось 19 лет. Но список её побед внушает только оптимизм: Лина Фёдорова — двукратный бронзовый призёр Чемпионата мира среди юниоров в 2013 и 2015 годах, чемпион Финала юниорской серии Гран-При, серебряный призёр Зимних Юношеских Олимпийских игр, чемпион Первенства России по фигурному катанию.
Искренняя лучезарная улыбка, с которой Линочка встретила меня перед интервью, не сходила с её миловидного приветливого лица на протяжении всей беседы. Я увидел перед собой девушку невысокого роста; но удивительно, её изящество и грациозность, присущие ей благородство и достоинство, проявляющиеся во всём: в мимике, жестах, во взгляде, —невольно заставили меня подтянуть спину и выпрямить осанку. Чтобы… дотянуться до её недосягаемой высоты.
Удивительно открытый и солнечный человек: в ней сочетаются спортивный азарт и романтизм, неукротимое стремление к победе и спокойное, доброжелательное отношение к коллегам по арене, твёрдый характер и неподдельная искренность.
Наша беседа началась легко и непринуждённо, и на этой мажорной ноте мы обсудили множество интересных вопросов. И если бы Лине не нужно было бежать на тренировку, — не сомневаюсь, интервью продлилось бы намного дольше.
— Здравствуйте, Лина! У вас сейчас довольно напряжённый график, но вы всё равно нашли время для интервью. Большое вам за это спасибо!
— Здравствуйте! Пожалуйста (улыбается)!
— У каждого фигуриста своя особая история знакомства с фигурным катанием. Расскажите, пожалуйста, о себе. Кто и почему впервые привёл Вас на каток? Как Вы на это отреагировали? Что послужило главным толчком к серьёзным занятиям?
— Всё началось с того, что мы переехали на квартиру, рядом с которой, кроме спортивной школы (ДЮСШ № 5 в Москве), ничего не было. Бабушка отвела меня на каток, когда мне едва исполнилось 4 годика. После первой же тренировки я сказала, что очень хочу кататься и тренироваться дальше! С тех пор я посвящаю свою жизнь фигурному катанию (улыбается).
— Как здорово! Наверное, вам повезло с тренером! Вы можете описать её характер? Мягкий или, наоборот, твёрдый как камень? Ведь первые ростки интереса к фигурному катанию закладывает именно этот человек...
— Конечно, даже очень повезло! Моим первым тренером была Анна Евгеньевна Патрикеева. Именно она тренировала в детстве Аделю Сотникову (улыбается). Анна Евгеньевна никогда не проявляла к нам излишней мягкости, даже в чём-то была довольно жёсткой. Но, на мой взгляд, именно с таким подходом можно воспитать хороших спортсменов! Несмотря на её твёрдый характер, я чрезвычайно благодарна ей за всё, что она для меня сделала! Очень уважаю её, мы довольно часто встречаемся, и, по возможности, периодически созваниваемся (улыбается).
— Значит, вам не приходилось сталкиваться с ситуацией, когда встал бы вопрос ребром о смене тренера? Как вы вообще к этому относитесь и какие, на ваш взгляд, обстоятельства могут побудить спортсмена к такому серьёзному шагу?
— Нет, с таким вопросом мне сталкиваться не приходилось. Разве что, когда я из одиночного катания перешла в парное (улыбается). Но это был счастливый случай, — в буквальном смысле этого слова...
— Правда, счастливый случай? Очень интересно!
— Да, именно так (улыбается)! Мы часто подкатывались на катке, где я сейчас тренируюсь. И вот там-то меня и заметила Нина Михайловна (Мозер, — прим. автора). Оказывается, она давно наблюдала за мной, — и не на одном соревновании! И вот, однажды она подошла к Анне Евгеньевне и предложила забрать меня в пары. Так всё замечательно и началось! (смеётся)
Поэтому у меня не очень хорошее отношение к вопросу смены тренера. Мне вообще трудно представить себе те причины, по которым у фигуриста может возникнуть желание уйти от хорошего тренера. Но, конечно, обстоятельства у всех бывают совершенно разные! Не знаю… Мы с Владиславом Владимировичем Жовнирским (тренер группы Нины Мозер, — прим. автора), на мой взгляд, довольно быстро нашли общий язык. И мне очень жаль, что наше сотрудничество прекратилось. Я бы даже сказала, что за эти шесть лет мы с ним сроднились, стали единой семьёй, и я буду скучать по этому великолепному тренеру и человеку.
— На этот вопрос, конечно, отвечать совсем не обязательно. Известно, что ваша пара с Максимом Мирошкиным распалась. Не углубляясь в подробности этого в общем-то неприятного обстоятельства, не могли бы вы сказать, как дела обстоят на данный момент времени? Нашли ли вы уже нового партнёра? Если возможно, кто он? Какие у вас планы на ближайшее будущее?
— Почему бы не ответить (улыбается). Да, действительно, мы больше с ним не катаемся, и на данный момент я в поисках партнёра. Много предложений поступало кататься в паре от разных юношей, однако либо не подходили условия, либо что-то другое не складывалось. Но я верю в лучшее!.. А насчёт планов... Главное сейчас — найти партнёра и тренеров, которые будут готовы работать и заниматься нами. Я же, в свою очередь, сделаю всё, что от меня потребуется (улыбается).
— Гляжу на вас, и почему-то ни секунды в этом не сомневаюсь. У вас очаровательная улыбка, но, в то же время, видно, что вы оптимист по духу. Причём настолько, что я отчётливо ощущаю это, находясь рядом с вами.
— Спасибо большое (улыбается)! Не стану отрицать, — я всегда стараюсь смотреть на вещи позитивно, верю в то, что ничего в жизни не бывает понапрасну и всегда только к лучшему (улыбается)!
— Поверьте, как одному из ваших многочисленных болельщиков, мне очень приятно слышать от вас такие слова!.. В продолжение темы, хотелось бы ещё спросить: у вас есть опыт перехода из одиночниц в парницы. А возможен ли, в принципе, обратный вариант: из парниц в одиночницы? Или, скажем, в танцы?
— Из пар в одиночное катание не переходят, — это просто исключено. Но вот из парного в танцы перейти вполне возможно. И такие случаи, конечно же, были. Но это проще сделать девочкам довольно высокого роста и с хорошим владением коньком. Я пока не думаю о переходе в танцы…
— Последнее время весьма активно обсуждают решения судей. Как вы считаете, при нынешнем положении вещей, насколько велико искушение арбитров принять решение в пользу того или иного спортсмена, исходя из личных предпочтений? Что, на ваш взгляд, нужно изменить в этой системе или, возможно, добавить, чтобы она стала более объективной и совершенной?
— Судьи — такие же люди, как и все. Естественно, у каждого из них есть свои любимчики, кумиры. Как правило, это лидеры в фигурном катании на определенный момент — чемпионам в большинстве случаев отдаётся предпочтение. Поэтому с системой судейства мы, спортсмены, уж точно ничего поделать не можем. Да и не должны! От нас требуется только стабильное, хорошее катание (улыбается).
— А как вы относитесь к постепенно повышающимся требованиям, усложнению элементов в фигурном катании? Ни для кого не секрет, что последнее время спортсмены стали чаще травмироваться на тренировках именно из-за того, что приходится нести огромные нагрузки с целью достичь высокого уровня исполнения отдельных элементов.
— Отношусь к этому скорее негативно, чем позитивно. Знаю, что Макс Траньков уже неоднократно говорил об этом. Серьёзный вопрос. Очень многие девочки страдают из-за падений с четверных выбросов и даже подкрута! Кто-то лежит в больнице, кто-то вынужден делать операции... Спорт спортом, но ведь после него жить тоже надо, — не думаю, что спортсмены хотят всю оставшуюся жизнь просидеть в инвалидном кресле...
— Может быть, всё так складывается, потому что в погоне за чисто техническими результатами, стали забывать о художественной составляющей?
— На мой взгляд, фигурное катание — это прежде всего красота, а уже потом элементы. Естественно, никто не отменял их чистого исполнения. Но это не должно идти в ущерб того смысла, который, на мой взгляд, заключён в фигурном катании: дарить людям радость, чтобы зрители получали удовольствие от того действа, которое происходит на арене. На льду должны преобладать грация и красота.
— Наверное, осознавая это, некоторые спортсмены, не только у нас в России, но и за рубежом, спортивной карьере предпочитают участие в различного рода ледовых шоу. Но тут возникает другой вопрос: может ли спортсмен, участвующий в шоу, достичь высоких спортивных результатов? Или это вещи несовместимые?
— Я считаю, что шоу, конечно же, не должно мешать тренировочному процессу. У меня много друзей, которые катаются сейчас в различных проектах, и их репетиции затягиваются на двенадцать, а то и больше, часов в день. Для спортсмена, который хочет достичь высокого результата, это не нормальная ситуация. Каждый человек должен отдыхать, тем более тот, кто много работает. Лично я предпочла бы посвятить себя шоу только тогда, когда стала бы уже известна миру как спортсменка, неоднократно взошедшая на высокие ступени пьедестала! Вот это настоящий кайф (улыбается)! ТАК выходить на лёд, — уже с именем и титулами!
— И с этим трудно не согласиться!.. Говорят, что талантливый человек талантлив во всём. Вы — студентка первого курса МИТРО (Московский институт телевидения и радиовещания Останкино). Во-первых, разрешите вас с этим поздравить! И не только с самим фактом поступления в этот престижный вуз, но и с вполне очевидными успехами! Вы уже фактически работаете как журналист, — берёте интервью у известных спортсменов… Я читал Ваши статьи: они интересны и увлекательны. Но как вы успеваете соединять спорт, учёбу и практическую журналистику? Ведь всё это требует достаточно высокой отдачи. Как вы справляетесь? Откройте секрет, пожалуйста.
— Спасибо (улыбается)! Пока у меня нет таких высоких нагрузок, которые приходилось нести раньше. Поэтому и заниматься журналистикой на данный момент не так уж и трудно, не говоря уже о том, что это весьма интересный и занимательный процесс (улыбается)!
— Ко всему прочему, вы ещё и скромны! Труд журналиста безусловно интересен, но требует немалой отдачи… Остаётся ли у Вас время на отдых? Как вы проводите свободное время? Что вас расслабляет? Вы любите активный отдых или, наоборот, предпочитаете, скажем, полежать на диване и почитать книгу, посмотреть по телевизору какой-нибудь фильм, сериал?
— (Улыбается) Поверьте, на данный период времени у меня не слишком загруженный день. Отдыха даже с избытком! Меня в гораздо большей степени выматывает отсутствие нагрузок, нежели их присутствие в моей жизни! Я такой человек, что не люблю сидеть на месте. На счёт отдыха, — это когда как, по настроению…
— Фигурное катание — это ваше вдохновение, ваша жизнь. Но помимо льда, которому вы бесконечно преданны, есть ли у вас какие-нибудь увлечения? Какие?
— Я очень люблю танцевать (улыбается)! Иногда езжу в школу «Pro танцы», открывшуюся недавно. Кроме того, я меломан, — без музыки жить просто не могу! Однако каких-то особых предпочтений у меня нет, — слушаю всё: от классики до рэпа. (смеётся)
— Как здорово!.. Если вы не против, расскажите. пожалуйста, немного о вашей семье. Кто ваши родители?Имеют ли они отношение к спорту, фигурному катанию? Всё что считаете возможным рассказать нашим читателям.
— Из родителей работает только папа, — мама возится с моей младшей сестрой (улыбается). Они никак не связаны не то что с фигурным катанием, но и со спортом вообще. Но, конечно, они всегда поддерживали и поддерживают меня в главном деле моей жизни — занятии фигурным катанием. Они радуются моим успехам, переживают за меня, когда бывает не очень легко. У меня замечательная семья и самые прекрасные в мире родители (улыбается).
— У вашей сестрички тоже красивое имя. Только вы Лина, а она Лана. Прямо как в известном фильме «Зита и Гита». Сколько ей лет? Чем она интересуется? Она тоже занимается фигурным катанием, может быть, просто для удовольствия? Или у неё другие предпочтения? Кем она хочет стать, когда вырастет?
— Лане уже десять лет, но она развита не по годам! Порой меня вводят в ступор её высказывания (смеётся)! Она катается на коньках, очень любит проводить время на льду, но делает это просто так, для себя, для удовольствия. Но зато она ходит в музыкальную школу и на танцы — это уже, можно сказать, профессиональные занятия. Однако посмотрим, что из этого выйдет (улыбается)!
— У вас с Ланочкой доверительные отношения? Насколько вы отличаетесь друг от друга по характеру? Как ладите? Кстати, слышал, что она изучает японский язык!
— У нас очень хорошие отношения! Иногда ссоримся, конечно, — но куда без этого (улыбается). Мы совершенно разные по характеру: я — активная и упёртая, а Лане лишь бы помечтать да подумать о чем-нибудь приятном (улыбается). Язык-то она учит, но только ей это безумно не нравится (смеётся)! Думаю, в таком возрасте детям хочется забавляться, играться, но никак не учить уроки (смеётся).
— Вопрос на засыпку. Умеете ли и любите ли вы готовить? Какие ваши любимые блюда? Как вообще питается фигуристка, что можно, что нельзя? Наверняка вам иногда хочется чего-то вкусненького, а вы не можете себе этого позволить...
— Я не очень люблю готовить. Наверное, для девушки это странно, но я давно заметила, что со мной что-то не так (загадочно улыбается). Например то, что вот уже на протяжении трёх лет я не расту. Как бы мне ни хотелось быть выше ростом, но, думаю, моя «вышка» — это 150 см... А питание у спортсмена, тем более склонного, как я, к полноте, очень строгое. Когда я была в спортивном режиме, — практически ничего себе не позволяла. В тот год, что я была без партнёра, немного себя отпустила. И вот, сейчас расплачиваюсь, — сижу на диете, хожу в зал (смеётся)…
— Знаете, вот сколько мы с вами разговариваем, меня не покидает чувство раскованности и лёгкости в общении. Вы очень весёлый и добрый человек. И даже сейчас наверное пошутили! Я же вас вижу: передо мной стройная красавица! Просто не могу представить вас иначе… Кстати, об общении. Вы как-то сказали в соцсетях, что уже готовы попробовать себя в роли комментатора. Это было бы здорово! Ведь профессиональный спортсмен, как никто другой, может очень интересно осветить соревнования. Да ещё при вашем таланте к журналистике!
— Да, действительно (смеётся), я была бы очень рада попробовать свои силы в роли комментатора. Думаю, что у меня получится, — поболтать-то я люблю (смеётся)! Если один человек в красном шарфе меня позовёт, — буду очень рада (загадочно улыбается)!
— О, этот человек в красном шарфе действительно мастер! Но ведь и вы опытная спортсменка. Почему бы нет? Возможно, неподражаемый Александр Гришин прочитает это интервью, и…
— Не знаю, не знаю… Поживём — увидим… (смеётся)
— Линочка, я знаю, что вам уже надо бежать на тренировку, но вы деликатно молчите. Время пролетело так быстро! А так хотелось бы ещё вас о многом расспросить... Сейчас же позвольте выразить вам благодарность за такую увлекательную и интересную беседу! Возьму на себя смелость сказать от имени многочисленных ваших болельщиков, что в вас очень верят и ждут с нетерпением вашего возвращения на лёд! И, конечно же, хочу вас особо поблагодарить от себя лично за такую интересную и увлекательную беседу! Большое вам спасибо!
— И вам спасибо за интервью (улыбается)! Что же касается продолжения нашей беседы, то нет ничего невозможного! (улыбается)
— О! Это было бы чудесно! Значит, мы прощаемся не надолго! Спасибо!
Интервью брал: Сергей Румянцев
Фото: Линочка Фёдорова