Почему «Севилья» не отстает от «Реала» и «Барселоны»
Тренер Заур Магеррамов продолжает анализировать хедлайнеров испанского сезона и разбирает игру «Севильи», которая сумела не просто закрепиться в тройке лидеров ла лиги, но и на какое-то время вклиниться между «Реалом» и «Барселоной».
Неожиданным этот успех оказался не только для болельщиков, но и для тренера «Севильи» Хорхе Сампаоли. Мои наблюдения за командой позволяют мне верить в искренность удивления аргентинца.
«Севилья» набрала рекордное количество очков за первый круг чемпионата, однако о тотальном доминировании над соперниками речи быть не может даже по отношению к клубам из нижней части таблицы. С ними у «Севильи» как раз наибольшие проблемы. Если бы команда Сампаоли не взяла за привычку забивать голы с 85 по 90 минуты, то могла бы недосчитаться 10-12 очков. Таких матчей набралось целых 8.
Но даже если бы «Севилья» всего лишь замыкала еврокубковую шестерку, она все равно заслуживала бы того, чтобы о ней говорили с интересом – благодаря собственному игровому почерку, ориентации на чужие ворота и яркой личности тренера.
Для начала давайте вспомним, что нам известно о вкусах тренера Сампаоли, ярого приверженца атакующего комбинационного футбола.
Основные приоритеты
– Интенсивность и прессинг. Как верный ученик Марсело Бьелсы Сампаоли буквально помешан на прессинге. В какую бы команду аргентинец ни пришел, он первым делом уделяет время отработке различных элементов коллективного прессинга.
– Контроль мяча. Но не в тех масштабах, как это было принято в «Барселоне» Гвардиолы. У Сампаоли контроль мяча не цель, а средство:
– Расстановка с тремя центральными защитниками. Правда, как показывает работа в «Севилье», использование схемы с четырьмя защитниками тоже не редкость. При выборе расстановки на конкретную игру тренер исходит из целого ряда факторов.
– Непрерывное командное движение на средней и последней трети поля. Иными словами, организованный хаос. В «Севилье», как и в сборной Чили, Сампаоли активно использует так называемые «перегрузы». Подробнее об этом – ниже.
– Высокая линия обороны.
Прессинг
«Севилья» предпочитает очень высокий целевой прессинг и использует стандартный набор «триггеров», известных еще по работе Сампаоли в «Универсидад де Чили».
1. Защитник противоположной команды принимает мяч лицом к собственным воротам;
2. Соперник принимает мяч на фланге в непосредственной близости от боковой линии;
3. Игрок принимает неудобный мяч (с высоким отскоком) в середине поля, находясь лицом к своим воротам.
Когда активизируется один из вышеперечисленных ориентиров, игроки «Севильи» мгновенно включаются в прессинг.
Игрок «Мадрида» принял высокий мяч, находясь спиной к чужим воротам. Прессинг «Севильи» не заставил себя долго ждать.
Футболисты «Севильи» оставляют Рамосу два варианта для того, чтобы сохранить мяч. Он выбирает передачу игроку у боковой линии.
Ловушка захлопывается. Йеддер блокирует Марсело, а партнеры по команде перекрывают ближайших адресатов для передачи. Обращает на себя внимание позиция Иборры. Он имеет возможность подстраховать в трех направлениях. Марсело ничего не остается, как попробовать сыграть длинной передачей по бровке. Неудачно.
Потеряв мяч, футболисты сразу же атакуют соперника в попытках вернуть владение. Успешный контрпрессинг – фундаментальная основа, на которой держится игровая модель «Севильи». Принципы организации аналогичные: группа из трех наиболее близких к активному участку поля футболистов ориентируются по мячу. Следующая группа из 2-3 футболистов старается перекрыть возможную передачу мяча как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении.
Контрпрессинг по принципу «все к мячу».
Мгновением ранее «Севилья» потеряла мяч. Другой метод контрпрессинга. Один атакует, остальные перекрывают линии паса. Насри может подстраховать, если противник выберется из западни.
Если первоначальная попытка завладеть мячом не сработала, команда Сампаоли отходит на среднюю треть поля, где продолжает агрессивный зонный прессинг. При первом удобном случае «Севилья» организует давление на соперника на последней трети поля. Хорошая функциональная подготовка и активная ротация позволяют команде на протяжении 90 минут поддерживать высокий темп.
Неудачный прием мяча спиной к воротам соперника – и футболисты в белом тут как тут.
Переход из обороны в атаку и обратно
«Севилья» отдает предпочтение быстрым вертикальным атакам с передачами на короткую и среднюю дистанцию. Такую модель игры иллюстрирует цитата Кройффа: «Они не делают передач дальше, чем на 10 метров, чтобы не бежать назад больше, чем на 10 метров».
Размеренный контроль мяча осуществляется на первой и средней трети поля, участвуют в нем голкипер, центральные защитники и опорный полузащитник. Как только на каком-то участке поля возникает «перегруз», «Севилья» старается провести быструю вертикальную атаку с минимальным числом касаний на последней трети поля.
Такой подход достигается за счет тесного позиционирования футболистов в связках. Плотность взаимодействия игроков при организации атак также способствует своевременной реакции команды на потерю мяча и позволяет сохранить компактность, что приводит к эффективности контрпрессинга.
Футболисты «Севильи» только что перехватили мяч, и у владеющего мячом Нзонзи есть как минимум 4 коротких продолжения перспективнейшей атаки. Пример компактного позиционирования как на атакующем этапе, так и в фазе оборонительных действий.
Очередной перехват, и снова есть выбор направления атаки.
Перехват мяча вследствие контрпрессинга материализуется в своевременное смещение Нзонзи в свободную зону и позволяет создать численное преимущество. На француза вынужден выдернуться один из защитников, что выливается в ситуацию 2 в 2. Передача вразрез завершается голом Вьетто в ворота «Малаги».
«Севилья» с удовольствием практикует регулярную циркуляцию мяча с чужой половины поля на собственную, чтобы растянуть оборонительные порядки соперника и воспользоваться появившимся свободным пространством для осуществления быстрой атаки.
Базовые 3-4-3
Любовь Сампаоли к схеме с тремя центральными защитниками не увяла и после переезда в Испанию. В первом круге чемпионата он использовал разные вариации этой схемы. Впрочем, и догматиком Хорхе не назовешь. Как и Марсело Бьелса, он может меняться в зависимости от ситуации.
Против команд, играющих с двумя выраженными нападающими, Сампаоли всегда использует дополнительного центрального защитника. Однако защитники «Севильи» универсальны, что позволяет команде менять схему несколько раз за игру, реагируя на тактические перестановки соперника.
Например, Меркадо может трансформироваться в правого защитника. Номинальный защитник Мариано умеет действовать выше и атаковать в стиле настоящего вингера. При необходимости Пабло Сарабия превращается в «челнока», а Иборра – в «столба».
Впереди «Севилья» может играть как с одним номинальным нападающим, так и с двумя. Приличный подбор атакующих полузащитников и разноплановых форвардов позволяет Сампаоли выставлять на матч совершенно разные сочетания игроков группы атаки.
4-1-4-1. «Севилья» – «Барселона»
Тактическая вариативность позволила «Севилье» за короткий срок без особого ущерба для эффективности испробовать формации 4-1-4-1, 4-2-3-1, 4-3-3, 4-4-2-даймонд и всевозможные варианты базовой схемы с тремя защитниками. Но в любой тактической формации «Севилья» остается командой, действующей узко.
3-4-2-1. «Сельта» – «Севилья». 4-2-3-1. «Севилья» – «Реал Мадрид»
Коллективное движение
Броуновское движение игроков «Севильи» на половине поля соперника сразу бросается в глаза. Футболисты совершают большое количество перемещений по всему фронту атаки. Центральные защитники стремятся контролировать мяч максимально близко от линии центра поля, а футболисты группы атаки своими перемещениями перегружают свободное пространство между линиями и на полуфлангах, создавая численное преимущество на разных участках поля.
Витоло перспективно открылся на полуфланге, что дает «Севилье» позиционное преимущество в попытке перегрузить правый фланг обороны соперника.
Высокая позиция Эскудеро (за кадром) дает возможность создать ситуацию 2 в 1 против Карвахаля. Защитник «Мадрида» реагирует на рывок Эскудеро, а Витоло получает возможность беспрепятственно принять мяч в свободной зоне.
Еще один пример позиционного преимущества, созданного после «перегруза» правого фланга обороны «Мадрида». Получив мяч от Витоло, Нзонзи имеет возможность сделать пас в образовавшийся коридор.
«Севилья» предпочитает обороняться узко. За каждый фланг отвечает один игрок – традиционное решение для «бьелсисты». В зависимости от задач такими игроками могут быть как защитники Эскудеро и Мариано, так и вингеры Витоло и Сарабия. В процессе командного движения футболисты могут появляться на абсолютно неожиданных для номинального амплуа участках поля.
Прекрасный пример позиционного преимущества, созданного игроками «Севильи». Бен-Йеддер выдергивает Варана из позиции. Витоло совершает рывок по диагонали в штрафную площадь, увлекая за собой Карвахаля. Партнеры создают хорошую возможность для Эскудеро принять мяч в свободной зоне. Реализация приема «забегание третьего».
Иборра регулярно наведывается в чужую штрафную площадь. Обладающая не самой высокорослой атакой (до появления Йоветича) «Севилья» находит эффективное применение навесам именно благодаря подключениям высокого опорника. Теперь Иборра забивает не только со стандартов, но и с игры.
Висенте Иборра на позиции центрального нападающего в позиционном нападении.
Быстрый вингер Витоло переигрывает оборону соперника за счет диагональных забеганий. У него есть право на свободное посещение противоположного фланга. Его умение открыться, скорость и хорошее взаимодействие с партнерами позволяют эффективно использовать «забегание третьего» и «изоляцию».
Через несколько секунд мяч окажется в воротах «Барселоны». Сработал «перегруз» на правом фланге с последующим быстрым переводом мяча на противоположный фланг. Сержи Роберто ошибся в персональном противостоянии с реактивным Витоло.
Васкес создает отличный плацдарм для «изоляции» Витоло. И только самоотверженность Маскерано пресекает попытку быстрого перевода на противоположный фланг.
Пример скоординированного взаимодействия нескольких футболистов, в силу которого обеспечивается позиционное преимущество над соперником. Очередной пример численного преимущества на определенном участке поля. Витоло (номинально – левый инвертированный вингер) блокирует защитника, тем сам предоставляя Васкесу возможность выгодно разместиться между линиями. А широкое расположение Мариано мешает Марсело отреагировать на открывание соперника на полуфланге. Перемещение в зону между линиями и Бен Йеддера предоставляет владеющему мячом Нзонзи сразу два перспективных адреса для передачи.
Роль автора ключевых решений предоставляется Самиру Насри. Из всех игроков «Севильи» француз наименее ограничен тактическими рамками. Он задает направление большинству атак. Превосходные навыки дриблера позволяют ему отвлекать на себя внимание нескольких соперников, освобождая пространство для партнеров.
Еще один разноплановый игрок, принимающие участие во всех процессах – Франко Васкес. Сбалансированность его умений позволяет тренеру использовать Васкеса как на позиции «десятки» под ярковыраженным форвардом, так и на позиции «ложной девятки», атакующей из глубины.
Но самым важным игроком Сампаоли остается вездесущий Стивен Нзонзи, только что получивший приз игроку месяца в ла лиге.
Его талант в Испании раскрылся по-новому. Ему хватает энергии и силы, чтобы покрывать огромные участки поля. Мобильность позволяет страховать партнеров, а техническая оснащенность и периферийное зрение дают возможность связывать защиту с остальными линиями. За умение отдавать передачи между линиями Нзонзи сравнили с Серджи Бускетсом.
Перемещение Нзонзи и Васкеса между линиями ставят Рамоса и Варана перед выбором. Если не отреагировать, соперник перегрузит зону между линиями. Но отреагировав они создают возможность для изоляции Витоло, который остается один на один с Карвахалем. Через мгновение последует длинная передача за спину соперникам в расчете на скорость Витоло.
Высокая линия обороны
Трио защитников прерывают попытку «Барселоны» выйти в контратаку на ее половине поля.
«Севилья» старается быть максимально компактной не только по горизонтали, но и по вертикали. Здесь применим известный принцип Аригго Сакки: от центрального нападающего до центрального защитника расстояние не должно составлять больше 25 метров. Защитники обязаны минимизировать расстояние до оказывающих давление на соперника нападающих, тем самым устраняя возможность разрыва между двумя группами. Только так прессинг становится эффективным и соперник не получает пространство для контратаки за спинами игроков атакующей группы.
Недостатки
Огромное свободное пространство за спинами защитников – это и есть главный недостаток высокой линии обороны. Чтобы успешно использовать такой формат обороны, нужны защитники высочайшего класса, способные противостоять сопернику без количественного превосходства.
В этой ситуации защита «Севильи», имея численное преимущество над соперником, действует непозволительно узко.
Похожие ситуации. Слишком узкое позиционирование защищающейся команды оставляет противнику огромное пространство на флангах.
Диагональное перемещение Дениса Суареса приводит оборону «Севильи» в смятение. На левом фланге снова большая свободная зона. Только благодаря Рико «Севилья» спаслась от гола после удара набегающего из глубины Луиса Суареса.
И снова необоснованно узкое расположение линии обороны.
Картина, которую можно наблюдать в матчах с участием «Севильи» слишком часто.
Защитники у «Севильи» добротные и опытные, но ряда навыков им все-таки не хватает. Интеллектуальный футбол Сампаоли накладывает на защитников дополнительную ответственность, с которой они периодически не справляются. К тому же, центральные защитники «Севильи» не слишком хорошо управляются с мячом под давлением.
Нет, это не последние минуты игры. И даже не контратака вследствие неудачно разыгранного стандартного положения. Налицо следствие разрыва между игроками группы атаки и обороны. Ситуация усугубляется грубейшей позиционной ошибкой, допущенной сразу двумя игроками обороны парой секунд ранее.
«Севилья» испытывает проблемы в позиционной атаке. Самый неудобный соперник для них – команда, способная компактно обороняться на ограниченном пространстве и эффективно прессинговать на чужой половине поля.
Нет поддержи из центральной зоны. Два футболиста, имеющие возможность сместиться в свободное пространство, находятся в пассивной позиции.
Два центральных полузащитника Иборра и Краневиттер находятся слишком далеко от активного фланга. Как раз об этом и сигнализирует Меркадо.
Снова нет «перегруза» в зоне, где находится мяч. Гансо находится в изоляции между линиями, а Краневиттер не ориентирован на мяч.
Неудачное позиционирование футболистов в разных точках поля во время прессинга заканчивается тем, что Иборра остается в полупозиции после того, как проходит длинная передача в свободную зону на Модрича. Рами приходится в срочном порядке тушить пожар.
В таких ситуациях «Севилья» не находит ничего лучше, как перегрузить полностью линию обороны соперника, организовав ситуации 1 на 1 по всему фронту атаки. Мяч доставляется на чужую половину поля длинными передачами минуя центр поля. Такая примитивная манера чревата большими разрывами между линиями, что оборачивается пропущенными голами.
Попытка Нзонзи забросить мяч в свободную зону за спинами защитников. Защитники «Барселоны» не могут рассчитывать на подстраховку со стороны партнеров, поскольку вынуждены защищаться один в один. А стремление оказывать давлением большими силами (4 в 4) чревато для «Барсы» ситуацией, когда двум центральным полузащитникам гостей придется играть широко, чтобы перекрывать латералей «Севильи». Что завершит картину полной изоляции нападающих «Севильи» против защитников.
«Севилья» эффективно действует в условиях разреженности игровых зон. Команда создает на поле условия, провоцирующие ошибки противника, а затем использует полученное на этих ошибках свободное пространство. Прессинг, контрпрессинг и интенсивность – три основных оружия «Севильи», что логически наводит на важность функционального аспекта в подготовке команды.
Для полноценного доминирования над соперниками по ходу сезона и конкретного матча «Севилье» не хватает удельного класса игроков. Идеи Хорхе Сампаоли были бы гораздо эффективнее в клубе с более мастеровитыми исполнителями.
Фото: Gettyimages.ru/Gonzalo Arroyo Moreno, David Ramos; globallookpress.com/Joan Valls/Urbanandsport/NurPhoto