«Формуле-1» пора отказаться от DRS
Появление в «Формуле-1» должности спортивного директора и назначение на нее Росса Брауна подтолкнуло зрителей к рассуждениям на тему возможных перемен. Отказ от DRS можно назвать доминирующим желанием публики, а слова англичанина о том, что шоу на трассе не должно быть искусственным, намекают на возможность конвертации мечты в реальность.
На первый взгляд удивительно, что эпоха, в которую совершается больше всего обгонов, считается одной из самых скучных. На это жалуются болельщики, спортсмены, руководители команд и журналисты. Редкий месяц обходится без новостей о падении телевизионных рейтингов и трудностях в продаже билетов на европейские Гран-при.
Если отбросить в сторону ностальгию и романтику, то нельзя не признать: «Формула-1» всегда была довольно тоскливым зрелищем. Начиная с сезона 1995 года по 2009-й за гонку случалось около 13 обгонов, а после появления DRS эта цифра подскочила выше сорока. Система, придуманная для увеличения количества обгонов и повышения зрелищности, не только не сумела справиться с обеими поставленными задачами, но и сработала во вред.
Росс Браун говорит об этом так: «Фанаты знают, что вы нажимаете кнопку в кокпите и обгоняете соперника. Хотят ли они это [искусственную борьбу] видеть?»
Если обратиться к статистике пилотов, то в первой десятке найдется лишь два человека, выступавших до появления DRS – Михаэль Шумахер и Ники Лауда. Все остальные установили свои рекорды уже после. Примечательно, что в этом списке есть такие люди, как Фелипе Масса и Жан-Эрик Вернь. При всем уважении к таланту и труду этих спортсменов, к мастерам обгонов их никогда не причисляли.
Из этого напрашивается один простой вывод: зрителям не нужны искусственные обгоны. Самым ярким гонщиком последних лет стал Макс Ферстаппен, сразившийся сам с собой в недавнем голосовании ФИА за звание лучшего обгона года. Яркости его выступлениям добавляет то, что он атакует в местах, где остальные предпочитают не рисковать, дожидаясь следующей зоны для открытия крыла.
Именно так приходилось действовать пилотам прошлого, в чьих кокпитах не было волшебной кнопки, на которую всегда можно положиться. Сам по-себе факт опережания одним пилотом другого не представляет из себя ничего интересного. На трассе хочется видеть жесткую борьбу лучших спортсменов мира, наблюдать за тем, как они пытаются преодолеть сопротивление и выйти вперед, заставляя свой мозг работать на пределе и выдумывать маневры, о которых будут вспоминать годами.
Гол в футболе заставляет реветь восьмидесятитысячный стадион. Но если бы арбитр ставил пенальти всякий раз, как игрок нападения подходил бы достаточно близко к штрафной соперника, ценность гола и футбола как зрелища упала бы до нуля. То же самое сделала DRS с «Формулой-1».
Безусловно, не только в этом заключается проблема падения интереса к автоспорту. Сейчас у людей слишком много развлечений, на которые хочется потратить свое время. Все традиционные виды спорта от этого страдают в той или иной степени: зачем сидеть два часа в выходной перед телевизором, если можно в понедельник зайти в социальные сети и за пять минут увидеть нарезку лучших моментов?
Но те, кто до сих пор выделяют пару часов для просмотра «Формулы-1» с первого до последнего круга, могут взглянуть в будущее с оптимизмом. Росс Браун знает, что нам нужно.
Фото: Gettyimages.ru/Charles Coates