Что стоит за отставками боссов в «Формуле-1»
Дмитрий Герчиков – о миграции руководителей крупных команд.
Не успела Британия отойти от потрясений, вызванных новой серией «Шерлока», как мир автоспорта подсунул стране еще несколько интереснейших загадок. А впоследствии, как водится, над ребусами взялись ломать головы и представители гоночного «фан-дома» по всей планете. Посреди недели с разницей в 24 часа конюшни «Формулы-1» покинули VIP-руководители. Поначалу должность технического директора «Мерседеса» оставил Падди Лоу, а затем с тихим мирным Энстоуном распрощался босс «Рено» Фредерик Вассер. Применив дедукцию, попробуем и мы разобраться в причинах рокировок в высших эшелонах власти.
Что случилось в «Мерседесе»?
С именем Падди Лоу связана золотая эпоха в жизни команды: с 2014 года под руководством английского инженера «Мерседес» в доминирующем стиле неизменно побеждает в Кубке конструкторов и индивидуальном зачете. В грядущем состязании «королевского класса» позиции «трехлучевых» выглядят столь же прочными. А потому особой логики отказываться от теплого места в Бракли и уходить в неизвестность у специалиста не было. Однако ротация на столь важной должности становится объяснимой, если вспомнить о паре обстоятельств, окружающих ближайшее будущее конюшни.
Другой талант
На руках у главы «Мерседеса» Тото Вольффа есть соглашение с Джеймсом Эллисоном. Этот технический гений доказал свою состоятельность, вернув к жизни чахнувший «Лотус», а заодно хоть ненадолго, но изменил жизнь к лучшему в «Феррари».
После ухода из Скудерии по семейным обстоятельствам специалист воздерживался от работы в Гран-при из-за обязательного карантина. Но нынче срок изоляции иссяк – а потому Джеймс вновь готов взяться за дело. При этом за свои услуги Эллисон просит куда более скромный гонорар, нежели хотел Лоу. Чтобы вы понимали: только за два последних года Падди, учитывая бонусы, заработал свыше 3 млн фунтов чистой прибыли.
Владельцев «Мерседеса» эти суммы смущали и даже, по слухам, напрягали. Соответственно, оптимизация расходов при сохранении уровня таланта в команде виделась им делом стоящим.
Кооперация с «Уильямсом»
«Мерседесу» страсть как надо заполнить вакансию напарника Льюиса Хэмилтона после того, как Нико Росберг завершил карьеру. Приоритетным кандидатом на повышение в топ-команду в Бракли видят Валттери Боттаса, а значит «трехлучевые» должны заинтересовать «Уильямс» в проведении сделки. Сумма финансовой компенсации, как утверждают на островах, еще не оговаривалась, и до сих пор была основным сдерживающим фактором. Однако с переходом Лоу в стан «синих» трансферу наверняка будет дан зеленый свет.
Остается вопрос, зачем это мистеру Лоу? Ну, как минимум потому, что в Гроуве он будет желанной персоной, а не «человеком под давлением», каким являлся в Бракли. В конюшню сэра Фрэнка он уже он уже направлял стопы несколько лет назад, прощаясь с «Маклареном», но по дороге в стан конкурентов специалиста перехватил «Мерседес».
Кроме того, после годичного карантина Падди сможет объединить усилия с Джеймсом Ки из «Торо Россо» – «синие» клянутся, что положат все силы на подписание специалиста, как только у того закончится контракт зимой 2017-го. А это, согласитесь, уже вполне себе интересный инженерный тандем. Наконец, мало того, что оклад у Лоу будет достойный, так еще и статус вырастет на порядок. В частности, ему планируется отдать на откуп всю техническую структуру «Уильямса», а также проект Williams Advanced Technologies с его нарастающими мощностями. Устоять невозможно.
Перемены в «Рено»
Всего лишь полгода назад верховный босс «Рено» Жером Столл затеял масштабную перетасовку в верхах. Отменного управленца Фредерика Вассера, проявившего себя с наилучшей стороны что в «Формуле-3», что в GP2, он поднял до руководителя конюшни «Ф-1» и вменил в обязанности ответ за «выступление и результат команды».
Вассеру к подобной ответственности было не привыкать, поскольку в минорных сериях он схожим образом тянул на своем горбу огромный воз работы – и всякий раз достойно справлялся с задачами. Нынче же на руку функционеру играла также и программа расширения «Рено». Дабы попасть в топ-5 по итогам сезона-2017, а к 2020-му бороться за чемпионство (такие критерии развития летом обозначил Столл), конюшня получила возможность прирасти двумя сотнями рабочих мест в течение года. Оцените размах: нынче в коллективе работают всего лишь порядка 400 сотрудников!
Уязвленный конкурент
Беда в том, что при реорганизации пострадал Сириль Абитебуль – человек, прежде говоривший от имени команды по любому поводу и пытавшийся имитировать влияние на любое из направлений деятельности конюшни. К чему это привело в «Катерхэме» – предыдущем месте работы Абитебуля, – любители автоспорта прекрасно помнят. А потому подобное позиционирование вызывало иронию, как бы ладно ни вещал функционер.
Да, Сириль помог пережить «Рено» сложнейший 2016-й, однако именно под его патронажем едва не умерла очень выгодная моторная кооперация «Рено» и «Ред Булл». К тому же какой-то стратегической целостности в вопросах долгосрочного развития команды у специалиста не наблюдалось. И это беспокоило не только болельщиков, но и владельцев французского концерна.
В результате Столл не стал рисковать, а поставил во главе гоночного коллектива проверенного человека – Вассера, кандидатуру которого одобрял и президент компании «Рено» Карлос Гон. Тогда как Абитебулю было предписано переехать из Франции в Энстоун, наладить коммуникацию тамошних бригад с подразделением двигателистов из Вири-Шатийона и оптимизировать все процессы, которые покажутся Сирилю неэффективными. Понятное дело, должность, статус и гонорары француза остались высочайшими. Но при этом все в команде уразумели – это понижение, которого парижанин не забудет и не станет терпеть.
Игра престолов
Насколько понятно из сегодняшних заявлений и новостей, Абитебулю хватило всего лишь полугода, чтобы в закулисной политической возне настолько досадить Вассеру, что тот подал заявление «по собственному желанию».
Уязвить Федерика было непросто, ведь у того были отличные отношения с парнями из Энстоуна (спасибо проекту «АРТ» в GP2) и поддержка руководства – особенно после подписания Нико Хюлькенберга на сезон-2017. Однако французской коалиции, видимо, все же удалось взять верх: напомним, незадолго до рождества вослед Абитебулю из Франции в Англию был сослан Роб Уайт. Долгое время руливший отделом мотористов на родине мушкетеров, он получил назначение на должность главного исполнительного офицера британской базы. Той, что занималась развитием шасси…
Остается вопрос, каким образом «Рено» распределит обязанности после потери ключевого управленца. Сама команда обещает раскрыть структуру лишь в середине февраля, перед презентацией нового шасси. Однако если до тех пор каждый будет представлен сам себе, а Абитебуль вновь выступит в статусе «главного директора главной дирекции», все надежды на прогресс команды могут рухнуть. Для «Рено» это будет болезненным ударом, ведь, как доносят из паддоков, развитие мотора идет верным курсом (все «парнокопытные» обнадеженно выдохнули), сам силовой агрегат наконец-то идеально подойдет к шасси, а детальной проработкой аэродинамики команда славилась даже в условиях ограниченных ресурсов.
Фото: Global Look Press/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com, imago sportfotodienst