Классическая интрига «Индикара»

За одну гонку до конца сезона в американском «Индикаре» разрыв между лидерами первенства сократился до ничтожных 12 очков. Потрепанная за годы раскола серия медленно, но верно восстанавливает былое могущество. Классическое противостояние «овальщиков» и «дорожников» на трех типах трасс возвращает зрителей во времена расцвета американских гонок с открытыми колесами. Блог «Пелотон» вспоминает главные события в нынешнем чемпионате и оценивает перспективы гоночной серии.

Борьба

Изрядно потускневшая на фоне успехов «НАСКАРа» серия «Индикар» заканчивает сезон-2010 в приподнятом состоянии духа: в календаре появляются новые этапы, титульный спонсор подписывает с серией контракт на 6 лет, а прежние зрители возвращаются к подзабытым гонкам, привлеченные давним рецептом интриги «Индикара»: пилоты-специалисты по овалам против асов городских и стационарных треков.

В 2010 году, как и на протяжении девяноста с лишним лет до этого, титул чемпиона американских гонок с открытыми колесами определяется на овалах и так называемых “дорожных” трассах. Причем дорожными могут быть как стационарные гоночные треки, к которым так привычна Европа и «Формула-1», так и временные автодромы, проложенные по улицам городов или рулежным дорожкам аэродромов. Традиционных автодромов в календаре «Индикара» меньше всего: «Уоткинс-Глен», «Лексингтон», «Сонома» и новый трек в Бирмингеме, штат Алабама. За исключением псевдо английского новостроя, эти трассы – носители гоночного духа Америки, классические автодромы, чья слабая известность за пределами США не мешает им носить статус культовых трасс ХХ века. Обладая атмосферой сродни бельгийской «Спа-Франкоршам», трассы вроде «Уоткинс-Глен» притягивают болельщиков своим неповторимым характером и традиционными гоночными баталиями в духе “старой доброй Америки”.

Загружаю...

Кто окажется впереди – сильный «овальщик», талантливый «дорожник» или стабильный финишер без трассовых предпочтений?

Временных трасс в календаре-2010 насчитывается пять, а вот овальных – целых восемь. В этом распределении и таится подоплека интриги серии «Индикар»: кто окажется впереди – сильный “овальщик”, талантливый “дорожник” или стабильный финишер без трассовых предпочтений?

Овалы – исконно американская забава. Исторически именно гонщики из США успешней всех выступали на овальных трассах, однако в последние годы инициативу перехватил пилот «Гэнасси» шотландец Дарио Франкитти. Что же касается дорожных автодромов, то в этом сезоне на них нет равных австралийцу Уиллу Пауэру. Именно эта пара и оспаривает чемпионский титул-2010.

Начался сезон с четырех подряд роуд-корсов (так в Америке называют дорожные трассы с поворотами) и внезапно ушедшего в отрыв Пауэра: две победы, подиум и одно четвертое место вывели вчерашнего новичка в уверенные лидеры серии. Стабильно опережая своих именитых партнеров по «Пенске» Хелио Кастроневеша и Райана Бриско, недавний дебютант «Индикара» поставил в тупик всех соперников: где он раздобыл лишние десятые и почему он так не ездил раньше?

Загружаю...

Общественное мнение «Индикара» склонялось к мысли о случайности побед – дескать, стоит начаться овалам, как преимущество Пауэра растает, а подкошенная неудачами психика австралийца не справится с новыми вызовами стационарных автодромов. Как бы не так – Уилл, хоть на овалах звезд с неба не хватал, умело минимизировал потери, и к следующей серии роуд-корсов остался основным претендентом на победу в чемпионате. Победы в Уоткинс-Глене и Торонто вернули Пауэру весь былой отрыв, а гоночный мир сменил гнев на милость и принялся на перебой рассказывать о новой автоспортивной надежде Австралии. Вспомнили и успешные выступления Уилла в A1GP, и финансовую помощь Марка Уэббера, помогшего земляку заполучить нужный контракт и не зайти в карьерный тупик.

В 2008-м Дарио Франкитти принял рисковое предложение перейти в «НАСКАР» – и провалился

Пауэра всерьез испугались: молодой австралиец выигрывал столь уверенно, что если бы не четырехэтапная серия овальных гонок в концовке первенства, надежд на обострение конкуренции в чемпионате не осталось бы никаких.

Забавно, что специалистом по овалам в этом сезоне заделался Дарио Франкитти – шотландец, хотя бы в силу европейского происхождения тяготеющий к роуд-корсам. В 2008-м в ранге действующего чемпиона «Индикара» Дарио принял рисковое предложение перейти в «НАСКАР» – и провалился. Но, в отличие от охочих до денег и славы Сэма Хорниша-младшего и Эй-Джея Оллмендингера, биться головой о стену не пожелал – и вместо бесплодных попыток покорить столь недружественную ему наскаровскую технику, вернулся в хорошо знакомые гонки «Инди». Вернулся – и сходу выиграл второй титул. А в 2010-м рассчитывал на третий, но вот незадача: Пауэр внезапно поехал. И если на роуд-корсах былого превосходства над конкурентами Дарио было не видать, то на овальных треках шотландец мог сладить с австралийцем. В концовке сезона Франкитти выступает все увереннее, только за три последних этапа сократив отставание от Пауэра с 59 до 12 очков. А впереди овал – и если Уилл хочет победить, ему придется быстро научиться скоростному прохождению профилированных виражей «Хоумстеда».

Загружаю...

Техника

В этом году в «Индикаре» продолжается естественная монополия шасси «Даллара» и двигателей «Хонда». В отличие от «Формулы-1», формально конкуренция разрешена, но на деле все крупные игроки покинули серию. «Паноз», не выдержав конкуренцию с «Далларой», продолжает эпизодически появляться только в «500 милях Индианаполиса», автоконцерны же и вовсе распрощались с «Индикаром»: «Тойота» переключилась на более прибыльный «НАСКАР», а в «Шевроле» вынужденно свернули свой проект из-за финансовых трудностей материнской компании «Дженерал Моторс».

В итоге, «Индикар» в массовом порядке продолжает использовать шасси «Даллара», традиционно для высокоскоростных гоночных серий выполненное из углеволокна и композитов. Однако стандартная 6-ступенчатая коробка Xtrac с последовательным переключением передач не оснащена модными нынче подрулевыми лепестками: на полном ходу гонщикам приходится отрывать руки от руля и переключать передачи обыкновенным рычагом. Впрочем, если дедовский способ манипулирования коробкой передач вроде бы призван усложнить жизнь гонщикам и заставить их проявлять все свое мастерство, то в меру примитивная аэродинамика в сочетании с граунд-эффектом делают обратное: автомобиль генерирует столько прижимной силы, что проходить овалы «в пол» уже не выглядит неподъемной задачей.

Загружаю...

Из-за упрощенной, но эффективной аэродинамической конфигурации автомобиля преследование впереди идущего соперника оказывается довольно комфортным занятием, в то время как попытка атаки, а значит выпадение из «воздушного мешка», сопряжено с повышенным риском. В итоге среднее количество обгонов в течение заезда снизилось, что, впрочем, не отразилось на остроте и бескомпромиссности борьбы.

Двухлитровые турбированные моторы «Хонды» – звучит достаточно угрожающе, чтобы производить впечатление на зрителей

Тяга к сокращению стоимости автомобилей и дешевизне их обслуживания сыграла с «Индикаром» злую шутку: теперь болиды лиги напоминают какие-нибудь молодежные «формулы» вроде GP2 или «Мировой серии «Рено». (К слову, действующий чемпион «Мировой серии» бельгиец Бертран Багетт сейчас гоняется как раз в «Индикаре». В общем зачёте, правда, только 22-й.) Испугавшись такой простоты, организаторы в спешном порядке провели тендер на единого поставщика шасси с 2012 года – и такое чувство, что главным критерием отбора была футуристичность вида новой машинки. Победила все та же «Даллара», но интригующие формы ее нового прототипа – отдельная история.

Необходимость перемен в стане двигателей стала понятна раньше – и теперь мы имеем свежие форсированные турбомоторы, возвращающие нас в эпоху классического «Индикара». Двухлитровые турбированные моторы «Хонды» – звучит достаточно угрожающе, чтобы производить впечатление на зрителей, что же касается скоростей, то 400 км/час и раньше были потолком трасс, но не машин, так что на гоночном темпе введение новых моторов сказалось не сильно.

Куда интересней, что через год после американцев, турбо-двигателями заинтересовались в «Формуле-1». Не иначе, «Индикар» начинает потихоньку восстанавливать утраченный на рубеже веков авторитет.

Загружаю...

Классика

В прошлом году Пауэр потерял сезон, столкнувшись в Сономе с Нельсоном Филиппе и сломав себе два позвонка. В сезоне-2010 австралиец стал главным открытием чемпионата.

В 2008-м автогоночная пресса на полном серьезе писала о возможности ухода старика Франкитти из спорта. Но Дарио не ушел, а выиграл чемпионат-2009, победил в «Инди-500» и продолжает оставаться самым грозным соперником во всех американских Open Wheels.

По-голливудски насыщенные сюжеты. Настоящие гоночные драмы. Технические расчеты, разбивающиеся случайными желтыми флагами и везением с тактикой дозаправок. Непредсказуемые прорывы и неожиданно ожидаемые победители.

«Индикар» не мог потерять преданность культовых фигур американского автоспорта

То, что по-испански называется el classico: ветеран Франкитти против почти что новобранца Пауэра. “Овальщик” Дарио против “дорожника” Уилла. Чип Гэнасси против Роджера Пенске.

«Индикар» мог потерять лоск самой богатой гоночной серии США и престиж главного автоспортивного действа Америки. Но не мог потерять преданность культовых фигур американского автоспорта. И пока на трассах по всем Соединенным Штатам соревнуются команды Майкла Андретти, Седого Роджера, Карла Хааса и Чипа Гэнасси, в «Индикаре» остается то самое soulful feeling, что так ценят фанаты автогонок – будь то в Америке, Европе или России.

Классический сюжет задает болельщикам и пилотам традиционные вопросы. Но классика – она на то и классика, чтобы задавать вопросы, а не отвечать на них.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Пелотон
Популярные комментарии
Антон Погорельский
За многочисленные оскорбления и бранную лексику пользователь rast забанен в этом блоге. Некоторые наиболее грубые комментарии были удалены, в то время как некоторые были оставлены, чтобы напомнить стиль общения г-на rast и причины, по которым он был забанен. Комментарии, не содержащие уничижительно-дискриминационного подтекста, сохранены без изменений. Дорогой rast! Прошу воздержаться от дальнейшего посещения моего блога. Я отказываюсь вступать в дискуссию с человеком, не умеющим вести себя и не уважающим своих собеседников. Также я не желаю становится невольным пособником ваших провокаций и обзывательств, оставляя ваши комментарии на публичном обозрении. Трибуна сайта sports.ru достаточно велика, чтобы вы нашли себе собеседников, соответствующих вашему культурному уровню. Всего доброго!
rast
///http://dvdracingproject.ru/ind.../// «Что готовит 15-й сезон IRL я понятия не имею, но убеждён, что ужасный конец лучше ужаса без конца.»(с) Аплодирую СТОЯ!
Ответ на комментарий Frank Bakulov
=в календаре появляются новые этапы= Финикс и Лаудон не новые. Сан-Паулу и Балтимор - это путь агонии ЧампКара. Легче всего собрать зрителей в городах, хоть на аварии посмотрят. =титульный спонсор подписывает с серией контракт на 6 лет= А название его на логотипе делает название серии маленькой подписью =а прежние зрители возвращаются к подзабытым гонкам, привлеченные давним рецептом интриги «Индикара»: пилоты-специалисты по овалам против асов городских и стационарных треков= Имею все основания относить себя к «прежним зрителям», но ни малейшего стимула вернуться не имею. С рецептом вы не угадали. =где он раздобыл лишние десятые и почему он так не ездил раньше?= Похоже, вы не видели прошлый сезон. =Но, в отличие от охочих до денег и славы Сэма Хорниша-младшего и Эй-Джея Оллмендингера, биться головой о стену не пожелал – и вместо бесплодных попыток покорить столь недружественную ему наскаровскую технику, вернулся в хорошо знакомые гонки «Инди».= Олли чуть не выиграл в Дувре, стабильно и намного опережает Кейна уже целый месяц. Просто в НАСКАРе нужно работать, много работать, и Дарио решил что ему это не надо, предпочтя тёпленькое местечко. Про то, почему борьба на овалах скудна совершенно верно. Правда и про GP2 и про футуристичность как главный критерий - ничего другого ведь не остаётся. =Куда интересней, что через год после американцев, турбо-двигателями заинтересовались в «Формуле-1».= Оба «инетереса» объективно крайне низки и, обратите внимание, в будущем времени. В Ф1 нынче вообще таких «новостей» чуть ли не половина. =В прошлом году Пауэр потерял сезон, столкнувшись в Сономе с Нельсоном Филиппе и сломав себе два позвонка.= Он ездил на неполном расписании и Сонома, если не ошибаюсь, была последним запланированным для него этапом. Так что «потерять сезон» он не мог. Ах, ещё, популярность серии держится не на Пенске, Гэнесси и Андретти, а на Патрик. Для контраста предлагаю вам мою статью, которая конечно шире по тематике, но вам должна быть интересна. http://dvdracingproject.ru/indycar/a300291
Merry Christmas
Странно что серию решили вновь делать моно, почему бы не разрешить поставлять шасси всем кому угодно, как было раньше, несколько поставщиков шасси, несколько поставщиков моторов. Уйдут не выдержав конкуренции, так ничего страшного но изначально делать моносерию то к чему
Еще 26 комментариев
29 комментариев Написать комментарий