Корпоративные СМИ как будущее журналистики

По мотивам очередной дискуссии (читать рекомендую по хронологии, иначе там нифига не разобрать) – несколько цитат из свежего интервью Андрея Мирошниченко – одного из самых внятных медиа-аналитиков России на данный момент.

"СМИ — это тело, журналистика — душа. С телом будут происходить метаморфозы двух видов: часть тела умрёт насовсем, а часть модифицируется. Лишившись частично своей оболочки, журналистика, конечно, будет «переживать», это будет большое эмоциональное потрясение для людей, работающих в этой области. Но в то же время будут появляться новые возможности.

...Я думаю, в обществе уже стал более или менее очевидным тот факт, что в СМИ что-то меняется. Как минимум все видят конкуренцию интернета с прессой. Однако интернет — это всего лишь наиболее яркая и заметная, лежащая на виду причина смерти газет. Нужно смотреть глубже. Пресса противостоит не интернету, а самому ходу истории.

...Наилучшие шансы выжить имеют те, кто получает деньги не с большого числа потребителей, а с небольшого числа тех, кто платит «сверху»: групп влияния, политических сил, олигархов. «Снизу» журналистика не будет собирать денег в принципе.

Загружаю...

...Контент сейчас является валютой, которую не продают, а которой платят. Издания, которые хотят нагнать себе трафик, ставят свои анонсы на Mail.Ru, чтобы его получить. В таком раскладе получается, что именно трафик становится конечной целью. А это значит, платить будет тот, кому этот трафик нужен.

Это ведёт к тому, что пресса будет терять независимость. На чём раньше строилась независимость прессы? На том, что мы служим интересам читателей. И это буквально отражалось в том, что платили за контент читатели, а через них — общество в целом. Теперь же общество будет оплачивать труд журналистов из кармана олигархов, ведомств, групп влияния"

Отдельно – еще два вопроса-ответа:

— "Я допускаю, что корпоративные издания могут быть вполне качественными. Но можно ли это назвать журналистикой?

— То, о чём вы сейчас говорите, принято называть «шок будущего»: так никогда не будет, потому что сейчас это не так. Но давайте посмотрим на типические признаки: оплата «сверху», независимость от дистрибьюции, будущие медиа с помощью медийных технологий будут решать не медийные задачи и т.д. А это и есть в чистом виде корпоративные СМИ.

— Всё бы хорошо, но я в упор не вижу там журналистики.

— Журналистика будет привнесена извне. У корпоративных проектов будут средства на то, чтобы покупать лучших журналистов"

* * *

Позаимствую звездочки у Алексея Шевченко, чтобы дописать к этому свои пять копеек. Неправы те, кто считает, что газеты-сайты-журналы в том их виде, в каком мы привыкли их видеть, по всему миру идут ко дну только из-за блогов и другого UGC, хотя это важный фактор.

Загружаю...

Неправы те, кто считает, что проблема классической журналистики – это только проблема перераспределения рекламных потоков. Хотя да, это одна из весомейших причин: если на газетном или журнальном рынке почти вся реклама доставалась тем, у кого популярный контент, то в интернете около 70-75% рекламной выручки получают сервисы – поиск, почта и другие портальные сервизы, фейсбуки-одноклассники и т.д. оставляя СМИ пусть не крохи, но крайне скромную долю.

Есть еще один сильный тренд, жестко ломающий бизнес традиционных СМИ – то, что крупнейшие структуры, о которых писали СМИ (и даже отдельные люди – см. твиттер Шака или сайт Аршавина), теперь сами становятся паблишерами, прямыми или косвенными конкурентами СМИ. Про один зарубежный пример я писал вот тут, а вообще их тысячи (конечно, не только спортивных). Но и в России примеров давно хватает – М-1, КХЛ, "Зенит" и "Спартак" и т.д. и т.п. Дальше будет больше, намного больше.

Где-то они просто исключают СМИ из информационной цепочки (теперь уже не обязательно созывать пресс-конференцию – можно дать информацию на собственном сайте или блоге; "Спартак" вон сам трансляции товарняков устраивает, выключая из информационной цепочки даже телеканалы).

А где-то создают СМИ, как таковое. Возьмите, для примера, ресурсы КХЛ или Mixfight.ru. Корпоративные СМИ имеют мощные преимущества перед традиционными СМИ – особый доступ к теле- и прочим правам, бесплатную рекламу, особый доступ к эксклюзивам. Ну и нередко, понятно, больше денежных ресурсов, потому что они не находятся под рыночным прессом. Журналистско-редакторской экспертизы им, конечно, не хватает – но деньги позволяют ее приобретать. Опять-таки, в основном – переманивая людей у традиционных СМИ.

В 99% случаев (наверное, бывают исключения), у корпоративных СМИ нет полной независимости, и они не напишут ничего, что противоречило бы интересам этих корпораций (почти всегда – активным фигурантам соответствующего рынка). Это несколько снижает их привлекательность в глазах части читателей – но все же не очень большой части, по-настоящему независимые суждения нужны не многим. Как резонно заметил коллега с Mixfight.ru, "рядовому читателю неинтересно, кто кого содержит. Он просто идет туда, где интереснее, и сидит там".

Загружаю...

Все вышесказанное говорю безоценочно: это не хорошо и не плохо, теперь это реальность, нам всем с этим жить.

В общем, я почти полностью согласен с Мирошниченко и на будущее независимых СМИ смотрю, на самом деле, с большиим скепсисом: они и дальше продолжат терять долю рынка, причем быстрыми темпами. Даже формально независимые СМИ теперь зачастую не сильно отличаются от корпоративных: несколько ведущих изданий напрямую получают деньги, и немалые, от структур вроде КХЛ. Кто-то перебивается мелкой "джинсой". Кто-то берет деньги даже за что-то не то, чтобы совсем позорное: ну, напишут про сочинскую "Жемчужину" побольше на радость ее хозяевам. Или возьмутся публиковать без пометки "на правах рекламы" интервью с главой букмекерской конторы – с одним и тем же, по 15-20 штук за год. Ну, то есть чтобы выживать в этой конкуренции за журналистов, читателей и хоть какие-то деньги, некорпоративным СМИ приходится так или иначе "окорпоративиться".

Не думаю, что редакторы и журналисты берут эти деньги, совсем не морщась – но что, в общем, делать, когда рекламных денег мало, а читатели не платят вовсе? И не утверждаю, конечно же, что журналистика в корпоративном СМИ не журналистика вовсе – нет, некоторые делают свое дело там вполне качественно, искренне и без бл*дства. Кто-то даже бывает готов высказаться против "линии партии" или попенять на тупость "корпоративного" подхода где-нибудь в омском "Авангарде" или МХЛ – просто для этого им придется воспользоваться некорпоративным СМИ (пока такие остаются) или соцсетями.

Загружаю...

В общем, мне правда почти нечего возразить Андрею Мирошниченко: в течение ближайших 1-3-5 лет подавляющая часть журналистики (в т.ч. спортивной) "окорпоративится" либо полностью, либо частично, а смелые и независимые суждения будут жить, главным образом, в соцсетях. Да и сложно возражать на уровне доводов: противопоставить приведенным выше можно совсем немногое. Будем, что ли, и дальше пытаться "возражать" делом – может быть, и дальше будет получаться.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Дорогой дневник
Популярные комментарии
Дмитрий Навоша
Стонкус – не что, а кто :) Хоккеист, отсутствие интервью с которым, по мнению некоторых, означает отказ Sports.ru от развития качественной журналистики :) Что касается создания платных услуг – такие идеи есть. Структура не самая простая, само ее создание недешево, но попробовать – попробуем, если будет работать – это будет хорошим подспорьем для развития, конечно.
Ответ на комментарий hamashka
прошу прощения,а что имеется ввиду под стонкусами? читал Ваш пост в ЖЖ по поводу добровольных взносов конкретным авторам. по-моему, не пойдет. лично по себе сужу. за что-то я плачу (за стрим-тв,например,хотя есть проведенное по подъезду кабельное), но за то,что уже есть бесплатно,деньги вряд ли отдам.мотивацию объяснить вряд ли смогу,но жадность или скупость (как можно будет оценить нежелание отдавать деньги) будут не на последнем месте.но и не на 1-м.1-м будет - ну уже же сделал, уже есть этот контент и он доступен. значит,уже уплачено. а вопрос создания мобильных,игровых и букмекерских платных услуг (в общем того,что тесно связано со спортом, и за что уже привыкли платить), за счет которых будет спонсироваться непосредственно деятельность спортс.ру? это сложная структура управления? или чисто технически сложно будет увязать доходность одних проектов холдинга с расходами других проектов?или это дорого начинать и необходим огромный оборот,чтобы действительно окупать расходную часть профессиональной (специализированной СМИшной) части спортс.ру? извините,если не туда задаю вопросы.
Дмитрий Навоша
Стратегию давно выработал – разве не видно? Хотели бы встроиться в корпоративные финансовые потоки – давно бы встроились, благо с предложениями проблем нет :) Пока и без них получается нормально развиваться, пусть даже это иногда ведет к краткосрочным перебоям со стонкусами :)
Ответ на комментарий hamashka
а спортс.ру уже выработал себе стратегию на такое осязаемое будущее? или пока тенденция не определеится,вы будете заниматься конкретно контентом и рекламными доходами в чистом виде?
hamashka
прошу прощения,а что имеется ввиду под стонкусами? читал Ваш пост в ЖЖ по поводу добровольных взносов конкретным авторам. по-моему, не пойдет. лично по себе сужу. за что-то я плачу (за стрим-тв,например,хотя есть проведенное по подъезду кабельное), но за то,что уже есть бесплатно,деньги вряд ли отдам.мотивацию объяснить вряд ли смогу,но жадность или скупость (как можно будет оценить нежелание отдавать деньги) будут не на последнем месте.но и не на 1-м.1-м будет - ну уже же сделал, уже есть этот контент и он доступен. значит,уже уплачено. а вопрос создания мобильных,игровых и букмекерских платных услуг (в общем того,что тесно связано со спортом, и за что уже привыкли платить), за счет которых будет спонсироваться непосредственно деятельность спортс.ру? это сложная структура управления? или чисто технически сложно будет увязать доходность одних проектов холдинга с расходами других проектов?или это дорого начинать и необходим огромный оборот,чтобы действительно окупать расходную часть профессиональной (специализированной СМИшной) части спортс.ру? извините,если не туда задаю вопросы.
Ответ на комментарий Дмитрий Навоша
Стратегию давно выработал – разве не видно? Хотели бы встроиться в корпоративные финансовые потоки – давно бы встроились, благо с предложениями проблем нет :) Пока и без них получается нормально развиваться, пусть даже это иногда ведет к краткосрочным перебоям со стонкусами :)
Еще 8 комментариев
11 комментариев Написать комментарий