Кинорулетка #5. Лифт на эшафот

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

   Первая сольная работа Луи Маля, до этого побывавшим ассистентом Жак-Ива Кусто. Примечательна тем, что режиссёр выкупил бо'льшую часть экранизируемого романа Ноэля Калефа, чтобы, во-первых, зрителям не была известна концовка, во-вторых, концовка была вольной, авторской. В качестве приправы к основному блюду: во время съёмок у режиссёра был бурный роман с Жанной Моро, исполнительницей главной роли. Композитор же, американец Майлз Дэвис, писал саундтрек, попивая шампанское с Малем и Моро. Страстная любовь и холодный брют - отличные вдохновители, попробуйте.

Загружаю...

   Прошло более полувека с момента выхода ленты на экраны. Не стоит ожидать динамичности сценария, да и нуарный жанр оставим для редких эстетов. Кто-то скажет, что кино устарело - и по-своему будет прав. Но есть нерв, есть одна большая эмоция, проходящая сквозь весь фильм. И этими авторами являются режиссёр, актриса, оператор и композитор. Стоит сказать, что я не являюсь ярым поклонником нуара. Но чем меня зацепила эта работа? Пожалуй, стилем, присущим европейцам и ярким индивидуальностям исполнителей. Тот же американский нуар подарил бы нам классическую красавицу, бравирующую, увы, лишь своей внешней эстетикой.

   Жанну Моро называли "самой красивой среди некрасивых французских актрис". Ради неё Пьер Карден на время забыл о своей сексуальной ориентации. Большая личность не только на экране. Банальный мужской взгляд: ради такой женщины можно пойти на убийство. Её бездонное море печали в глазах, приправленное музыкой отчаяния, а именно джазом Майлза Дэвиса и операторской работой Анри Декэ придают картине долгое и горькое послевкусие. Это её миг, в котором ещё возможно счастье. Она борется за него и готова заплатить любую цену взамен.

   Как итог, воспоминания, превосходящие по своей силе обречённую реальность. Которые оправдывают всю её жизнь. Где тюрьма в голове страшнее тюрьмы за решёткой. Тонкий экзистенциальный налёт от молодого Луи Маля.

Загружаю...
Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Земляничная поляна
Популярные комментарии
Оля Лукойе
Тот случай, когда я очень согласна с блестящим и очень точным превью - с каждой буквой, (ну может, за исключением взгляда на Моро). Здесь стиль, джаз, дождь, страх и томность вечера, рвано переходящего в ночь. Такой анти-Хичкок, или нет, сюр-Хичкок, то есть сверх-Хичкок. У старины Альфи никогда не было такой роскоши, такого большого хронометрического акцента на женщине в кадре. Женщине в молчаливой панике - и в ней саспенса больше, чем во всех ясноглазых девах Хича, удирающих от злодеев. Очень понравился актер в главной роли - его незатертое лицо добавляет стиля и нерва "Лифту..". А как он покачивается от пыток бессонницей на допросе - офигенно снятый эпизод, экзистенция высшего уровня... Жанна Моро - нет, я по-прежнему не понимаю ее, она остается чужой. Не понимаю ее культового статуса в том революционном французском кино, ни ее обаяния, ни ее фанальности. Это лицо на экране не дает мне энергии, а отнимает ее. Апатия накрывает, я не чувствую никаких эмоций. Те что есть - они словно застывшая маска, безотносительно того, что играет Жанна - она всегда под этой маской. Но - этот фильм в череде молодых ролей Моро вдруг странным медленным и постепенным способом раскрывает эту женщину. Ее полная закрытость становится дополнением к тому напряжению, которая переживает героиня параллельно с деятельной паникой своего любовника. Прекрасные сцены - те что в гифках - когда она просто бродит по ночному городу, когда глотает слезы и капли дождя, когда весь ее хронический страх и разочарования наконец-то близки и понятны, и существуют не просто ради позы и картинки (здесь наконец-то действительно красивой), а внутри истории. Эта тоска, отчаяние, проблески надежды... безнадежность избавления, безнадежность любви криминальных буржуа... Композиция кажется бесконечной... и не отпускает
Оля Лукойе
Да нет, Саша, на самом деле мы думали, что ты негр преклонных годов :З
Ответ на комментарий грустные глаза пьяного Гришковца
Сегодня понял, что концовка фильма напомнила мне концовку "Голубой комнаты" Сименона. Схожие по духу речи. Интересно, имело ли место осознанное заимствование, и если да, то кем..? Сегодня же случился занятный эпизод. Этим вечером волею судЕб оказался в дорогом моему сердцу месте, которое осознанно избегал долгое время. В эпицентре некогда взрыва долго находиться не смог, спустился к морю. Там "снова месяц взошёл на трон править звёздною своей страной", в общем красота. И рядом железная дорога. Проезжает "Ласточка". И ассоциации (первые 25 секунд из видео): https://www.youtube.com/watch?v=i0ROwGeS6pE Такое играть нельзя: либо чувствуешь что-то схожее, либо нет. Разве что пальто у меня чёрное, сам же светлый. Не Брандо, конечно, но тоже сволочь обаятельная. Вы же не думали, что я на Гришковца похож?)) Только вот я против воли оставил себя в той весне. И танго больше не танцую.
грустные глаза пьяного Гришковца
Сегодня понял, что концовка фильма напомнила мне концовку "Голубой комнаты" Сименона. Схожие по духу речи. Интересно, имело ли место осознанное заимствование, и если да, то кем..? Сегодня же случился занятный эпизод. Этим вечером волею судЕб оказался в дорогом моему сердцу месте, которое осознанно избегал долгое время. В эпицентре некогда взрыва долго находиться не смог, спустился к морю. Там "снова месяц взошёл на трон править звёздною своей страной", в общем красота. И рядом железная дорога. Проезжает "Ласточка". И ассоциации (первые 25 секунд из видео): https://www.youtube.com/watch?v=i0ROwGeS6pE Такое играть нельзя: либо чувствуешь что-то схожее, либо нет. Разве что пальто у меня чёрное, сам же светлый. Не Брандо, конечно, но тоже сволочь обаятельная. Вы же не думали, что я на Гришковца похож?)) Только вот я против воли оставил себя в той весне. И танго больше не танцую.
Еще 11 комментариев
14 комментариев Написать комментарий