Даниил Квят остался в «Формуле-1». Что дальше?
Русский гонщик продлил контракт с «Торо Россо».
Даниил Квят официально продлен в «Торо Россо» на следующий сезон. Руководитель команды Франц Тост отметил, что сохранение состава обеспечит стабильность, особенно важной с учетом смены поставщика двигателей в 2017 году, а Даниил в последних гонках в отличной форме, что позволило ему остаться в итальянской конюшне. Квят не скрывает радости: он очень хотел получить этот шанс и чувствует поддержку со стороны коллектива.
Еще один год в «Торо Россо» – это хорошо или плохо?
Трудно сказать однозначно, ведь в последние недели появились предположения о переходе Квята в «Форс-Индию» или «Рено». Команда Виджая Малльи проводит лучший сезон в своей истории и может занять четвертое место в Кубке конструкторов. «Рено» только строится, но проект поддерживает автомобильный концерн с гигантскими амбициями и бюджетом, которого никогда не будет в «Торо Россо».
Впрочем, важно понимать, что Квят являлся лишь одним из множества кандидатов и в итоге вообще мог остаться вне «Формулы-1». Пусть с «Торо Россо» трудно рассчитывать на подиумы и победы, но при таких обстоятельствах любое место в «Формуле-1» – особенно если это не место в «Маноре» или «Заубере» – можно считать успехом.
Кто соперничал с Квятом за место в «Торо Россо»?
Во вторую команду концерна «Ред Булл» после расставания с чемпионом «Чампкара» Себастьяном Бурдэ в сезоне-2009 берут исключительно молодых пилотов из собственной программы. Взять гонщика со стороны значило бы предать этот принцип, поэтому реальной альтернативой Даниилу считался только Пьер Гасли – французский спортсмен, борющийся за титул в серии GP2.
Почему выбрали Квята, а не Гасли?
Во-первых, из-за самого Гасли. Философия молодежной программы «Ред Булл» в том, что им нужны лучшие гонщики, способные добиться феноменальных успехов. За два с лишним года в GP2 Гасли выиграл всего три гонки – совсем не показатель будущего чемпиона. В этом же сезоне Пьер смотрится не слишком уверенно на фоне напарника Антонио Джовинацци, хотя у последнего на год меньше опыта в GP2. Можно не сомневаться, что если бы Пьер устроил своим соперникам разгром в стиле Стоффеля Вандорна в прошлом году, то советник «Ред Булл» Гельмут Марко не преминул бы его перевести в «Торо Россо», возможно, даже по ходу этого сезона.
Вторым фактором, сыгравшим не в пользу француза, могли стать его необоснованные комментарии прессе. В сентябре Гасли заявил, что заменит Квята уже на Гран-при Сингапура, но Марко опроверг эти слова, а потом и самому Гасли пришлось оправдываться, что его неправильно поняли, и он говорил лишь о своих надеждах, а не о свершившемся факте.
Помимо этого, и сам Квят, похоже, все-таки смог оправиться от шока, полученного в результате понижения. Если в первых гонках после возвращения в «Торо Россо» Даниил раз за разом проваливался, то в последних квалификациях дважды опережал Карлоса Сайнса, а на Гран-при Сингапура попал в финал квалификации и набрал очки в гонке.
Возможно, Гельмут Марко принял во внимание и мнение руководителя «Торо Россо» Франца Тоста, который не раз высоко отзывался о Квяте, его пилотских способностях и об обратной связи, которую Даниил предоставляет инженерам. Сам доктор Марко также отмечал, что считает ссылку Квята в «Торо Россо» не наказанием, а новой возможностью, и что ни в коем случае не ставит на российском пилоте крест. Конечно, у болельщиков были основания не доверять его словам, но, в конце концов, до появления в «Формуле-1» Макса Ферстаппена Марко активно продвигал Квята, предпочитая его Сайнсу и Жану-Эрику Верню.
Что думают эксперты?
Британский обозреватель «Формулы-1» Джеймс Аллен отметил, что Квят после летней паузы смог найти прежнюю уверенность, поэтому заслужил еще один шанс, в то время как Гасли впал в немилость доктора Марко из-за несогласованных заявлений прессе.
Репортер NBC Уилл Бакстон присоединился к тем, кто счастлив за Квята, и вспомнил, что у него был совершенно безумный год.
Редактор Autosport.com Глен Фримен с ними не согласен и считает, что Квят уже получил достаточно шансов, иронически добавив, что теперь даже команде, созданной специально для молодых пилотов, нужен опыт.
Обладатель постоянного пропуска в паддок «Формулы-1» Джо Сейвард, а также корреспондент Sky Sports Тед Кравиц заметили, что на прошлой неделе Гасли участвовал в тестах шин «Пирелли» и это могло стать причиной для окончательного решения в пользу Квята. Вероятно, за три дня испытаний Гасли не сумел впечатлить гоночных инженеров.
Что это значит для карьеры Квята?
Конечно, Даниил очень рад, что остался в «Формуле-1», и не скрывает этого. Возможно, что после такой новости он проведет оставшиеся гонки на эмоциональном подъеме и заработает еще несколько очков, если форма «Торо Россо» будет позволять. Но и переоценивать событие не стоит.
Да, Квят остался в «Формуле-1», и это здорово. Но шансы впоследствии вернуться в «Ред Булл» чрезвычайно малы: пара Риккардо-Ферстаппен устраивает руководство «быков», оба достаточно молоды, поэтому возможность попасть в старшую команду появится только в случае ухода одного из них. Сценарий не самый невероятный, но слишком рассчитывать на него не стоит, тем более даже в этом случае надо еще выиграть конкуренцию у Карлоса Сайнса в условиях нового регламента. В «Торо Россо» Квят тоже не может оставаться до бесконечности, поскольку это команда для молодых пилотов, и никто еще не задерживался в ней больше, чем на три сезона.
Так что еще один сезон в «Торо Россо» следует рассматривать как шанс проявить себя перед боссами других конюшен. Следующий сезон может стать последним в «Формуле-1» для нескольких опытных гонщиков – значит на трансферном рынке будет больше шума, чем обычно.
Фото: Gettyimages.ru/Peter Fox, Mark Thompson; Global Look Press/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com, imago sportfotodienst