«Фантазия»: путь длиной 40 лет и 290.000 километров

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

В советское время купить машину было непросто: даже при наличии денег на новый автомобиль очередь растягивалась на годы. Минчанин Борис Каравкин решил автомобильный вопрос радикально, построив себе транспортное средство самостоятельно. Свое детище он назвал «Фантазией».

Знакомьтесь: Борис Иосифович Каравкин, художник. В 1968 году приступил к постройке своего автомобиля, спустя пять лет машина была готова. По всему видно, что рисовал машину действительно художник - дизайн «Фантазии» получился очень интересным. В 70-х годах машина выглядела не хуже серийных автомобилей того времени, а в чём-то даже и выигрывала у них. Какой советский автопроизводитель предлагал сдвижные двери, элегантную пологую линию крыши и широченные задние стойки с воздухозаборниками?

Загружаю...

- Я ещё в детстве занимался в авиамодельном кружке, работал модельщиком, токарем, фрезеровщиком, слесарем. То есть навык есть, руки «приделаны» как положено. Опыт конструирования тоже был: приятель предложил сделать аэросани - у нас получилось. Как-то уехал в командировку, а когда приехал, друг уже построил себе машину. Я увидел и тоже загорелся. У многих машины были, мне тоже очень хотелось иметь свою, но очереди были такими, что можно было и не дождаться. Десять лет собирай деньги, жди очередь. Нет, терпения моего не хватило.

Загружаю...

Было решено построить свой автомобиль. Все началось с зарисовок и чертежей, затем конструктор создал модель в масштабе 1:10. К сожалению, модель не сохранилась, зато сохранилась проектная документация, которую также необходимо было предоставить в ГАИ.

- Начал думать, мыслить, рисовать. Вначале хотел использовать стеклопластик, даже приобрел «эпоксидку». Потом всё же решил, что в металле машину технологически будет выполнить проще. В то время я работал в МВИЗРУ (Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище. - Прим. авт.), начальство пошло мне навстречу и выписало стальные уголки и алюминий. И цех там тоже был свой. А вот с автомобильными деталями было сложнее. В магазине на Логойском тракте запчасти было достать сложно, поэтому я им несколько лет рисовал стенгазету и рекламные плакаты. Я им свой художественный талант - они мне продавали запчасти вне очереди. И началась работа. Супруга встретила идею хорошо, она же мне и помогала в процессе постройки. Отпусков у нас в тот период не было, после работы пропадали в мастерской - хотелось поскорее закончить. Если бы не дефицит запчастей, времени на постройку ушло бы гораздо меньше.

Загружаю...

Над названием тоже нужно было поразмыслить. Друзья и знакомые предлагали свои варианты: «Искра», «Мечта», «Старт»…

- Даже сотрудники ГАИ, когда оформлял самоделку, советовали: мол, назови «Белорусочкой». В итоге мать предложила назвать машину «Фантазией», мне понравилось - так и назвал. В 1974 году удалось поставить автомобиль на учёт, а до этого год ездил с самодельными регистрационными знаками «ПРОБА» - вопросов у инспекторов не возникало. Первое время вокруг самоделки собирались толпы: схожу в магазин, выйду - к машине не подойти. Все думали, что это какая-то новая модель. Потом вроде бы минчане привыкли, но всё равно моя «Фантазия» вниманием не обделена до сих пор.

Загружаю...

Владелец во время нашего разговора то и дело возвращался к внешнему виду машины. В то время дизайнерские изыски ограничивали жёсткие требования Госавтоинспекции к самодельным автомобилям. Эти требования, к слову, вышли в 1968-м, как раз в год начала постройки автомобиля. Согласно им габаритные размеры «самоделки» не должны были превышать 3,5 м в длину, 1,5 м ширину и 1,45 м в высоту. Борис Иосифович не смог уложится в первый габарит.

- Единственное, что я не выполнил из требований ГАИ к самодельным автомобилям, - сделал машину на 25 сантиметров длиннее. Иначе бы она просто не смотрелась: была бы такая куцая, обрезанная. И сзади места было бы явно недостаточно. Получилось так, что одновременно со мной в ГАИ приехал ещё один товарищ на самоделке. Его творение сотрудники явно не оценили, на фоне второй машины мой автомобиль выглядел как серийный…

В широких задних стойках была не эстетическая, а техническая необходимость. Ведь вначале двигатель у меня стоял сзади, от «Запорожца». Ему необходим хороший обдув, а стойки выполняли роль воздухозаборников. Да и прочность кузова в этом случае выше. Тогда ведь была эпоха ракетостроения, я работал в МВИЗРУ, был связан с ракетами, поэтому захотелось сделать именно так. Что касается сдвижных дверей - чтобы исключить провисание петель, решил сделать такую конструкцию.

Загружаю...

И пусть в дизайне автомобиля угадываются некоторые детали от различных советских машин, всё же в большей степени эстетическая составляющая создана руками владельца. Самодельный автомобиль тем хорош, что создается с учётом личных потребностей. Так, в «Фантазии», например, бардачок не только освещается, но ещё и снабжён выключателем освещения. Ведь владелец сам знает, когда ему свет в бардачке нужен, а когда нет. Ещё из приятных мелочей отметим два плафона: над передним рядом сидений и над задним. Неоспоримое преимущество салона - отменная обзорность. Парковку облегчает и несколько смещённое вниз заднее стекло: сдавая назад, можно увидеть расположенные низко предметы, в том числе вовремя заметить маленьких детей.

Загружаю...

Но есть ещё кое-что, что не мог в то время предложить советский автопроизводитель.

Увидев то, что вы видите на фото выше, мы с фотокорреспондентом почти одновременно воскликнули: «Multivan!» Кресла поворачиваются на манер известного микроавтобуса премиум-класса. К сожалению, не до конца: машина проектировалась как заднемоторная, а при перенесении двигателя вперёд интерьер обзавёлся высоким туннелем, который мешает креслу разворачиваться на 90 градусов. Но какова идея!

Загружаю...

Про сдвижные двери мы уже говорили. Между прочим, они оснащены механизмом поднятия и опускания стёкол, а чтобы открыть дверь изнутри, нужно нажать на специальную кнопку в полу кузова. Вкупе с небольшой шириной машины это становится неоспоримым преимуществом на автомобильной стоянке: можно протиснуться в любую щель и открыть дверь, не опасаясь ударить ею соседний автомобиль. Ничего не напоминает? Правильно, автомобиль Peugeot 1007, который пошёл в серию в 2005 году, тоже имеет сдвижные двери. Не у нашей ли самоделки была позаимствована идея?

Кузов имеет рамную конструкцию. Отсюда и прочность, и возможность установки различных двигателей. Но, несмотря на небольшие габариты автомобиля, весовые характеристики «Фантазии» из-за рамы оказались приближенными к «жигулёвским»: снаряжённая масса 1030 кг, полная - 1600 кг.

- Некоторые технические неувязочки все же есть, - говорит конструктор. - Например, каркас стальной, а обшивка алюминиевая. А сталь с алюминием, оказывается, не дружат - в местах, где они «контачат», краска плохо держится…

Загружаю...

Первоначально двигатель и трансмиссия была установлена от «Запорожца», автомобиль имел заднемоторную компоновку. Спустя некоторое время в требованиях ГАИ к самоделкам были разрешены двигатели объёмом более литра. И Борис Каравкин установил «жигулёвский» мотор объемом 1,2 л и мощностью 64 л.с. Четырёхступенчатая коробка передач также переехала с «Жигулей». Силовой агрегат теперь разместился спереди, привод же остался задним - автомобиль приобрёл классическую компоновку.

- Между «запорожским» и «жигулёвским» был у меня двигатель от Skoda объёмом литр. Прекрасный агрегат, но в то время не было к нему запчастей, надоело растачивать, подгонять не «родные» детали. Смягчились правила ГАИ - тут же приобрёл «жигулёвский» двигатель. Когда приехал в ГАИ в связи с модернизацией, сотрудники у меня потребовали сделать расчёты: определить нагрузки по осям, центр тяжести и т.д. Оказалось, что запас прочности конструкции у меня получился больше, чем у стандартных отечественных автомобилей того времени!

Загружаю...

Теперь багажник оказался сзади. Его объём мог быть больше, форма - удобнее, а погрузочная высота - ниже. Но владельцу хватает и такого багажного отделения. Зато практично! Ведь, по сути, тип кузова - хэтчбек. Его можно определить и как двухдверный универсал - кому как нравится. Заднее сиденье снимается - получается приличное пространство для перевозки габаритных вещей. Еще одно любопытное техническое решение: пол сзади разбирается - получить доступ к задней подвеске можно прямо из салона.

Передняя подвеска самодельная, но её конструкция построена по типу McPherson. Задняя осталась от «Запорожца».

- До McPherson спереди стояла «запорожская» подвеска: два торсиона, рычаги… Она была достаточно жёсткой, места много занимала. С этой же современной конструкцией всё намного проще. Машина у меня постоянно модернизируется, ведь по ходу во всё вникаешь, смотришь, сравниваешь и улучшаешь.

Загружаю...

Удалось и нам испытать «Фантазию». Ощущения от автомобиля - как от серийного ВАЗ-2101: очень эластичный и довольно бодрый движок, несмотря на его малообъёмность. Отметим также чёткость переключения передач, ходы кулисы небольшие. А вот руль тугой и неинформативный, но ведь это самодельный автомобиль, и в целом он едет вполне по-серийному!

- Всё думаю установить гидроусилитель руля, ведь, согласитесь, очень непросто этот руль крутить, - говорит во время поездки Борис Иосифович. - Откуда позаимствовал рулевое, уже и не вспомню. Акустический комфорт тоже не на высоте. Рассчитано ведь на то, что двигатель сзади, но когда он переехал вперёд, слышно его стало очень хорошо.

Загружаю...

- На сегодняшний день пробег автомобиля составляет 290.000 километров, - продолжает рассказ владелец.

- Были в его истории и поломки, и аварии, и многочисленные модернизации. Перекрашивал «Фантазию» уже три раза. Зимой старался хранить в гараже, но в разные периоды использовался автомобиль весьма активно. После зенитного ракетного училища занимался декоративным оформлением фасадов зданий и интерьера, ездил на работу и обратно по городам Беларуси на различные объекты. Также участвовал в нескольких пробегах самоделок, в том числе и по всем областям Беларуси в 1987 году. На что-то сменить его желания у меня никогда не возникало. Эта машина - любовь всей жизни.

Источник

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Фрикции. Classic Pics