«В 2004 году Роналду играл в финале Евро, а я был запасным в третьей исландской лиге». Главное чудо этого лета
Исландский вратарь и режиссер Ханнес Тоур Хальдерссон дает большое интервью блогу Sports.ru и K11.
Ханнес Тоур Хальдерссон — это тот самый парень, который на чемпионате Европы зажигал в воротах сборной Исландии. Матч с Францией показал, что он не такой уж и волшебник, но даже крупное поражение в четвертьфинале не испортило сказочную концовку новой исландской саги.
Евгений Марков пообщался с вратарем-викингом и попытался выяснить, как можно стать профессиональным футболистом и поехать на большой турнир, если ты родился в крохотной стране, которую раньше никто не ассоциировал с футболом.
— Ханнес, в каком возрасте вы начали интересоваться футболом?
— Все мое детство прошло в тренировках, ведь я начал заниматься футболом в шесть лет. Несмотря на то, что наша сборная почти не играла на высоком уровне, люди в Исландии всегда интересовались футболом — почти все ребята по соседству занимались в клубах. Нам повезло с хорошими тренерами, и уже в семь лет мы тренировались по четыре-пять раз в неделю.
— А как относились к футболу у вас в семье?
— Такого не было, что футбол нравился только мне. Мой папа тоже играл на позиции вратаря, и на лужайке возле дома он учил меня разным трюкам, показывал полезные для нашей позиции упражнения. Они были не очень сложными, и я мог выполнять их самостоятельно на протяжении нескольких часов. Для этого мне были нужны только стенка и футбольный мяч. Тогда я был слишком маленьким, чтобы ходить на специальные тренировки для вратарей, поэтому мне приходилось отрабатывать технику у себя во дворе. И только в 20 лет у меня появилась возможность профессионально обучаться вратарскому мастерству.
— Кто из вратарей вам нравился больше всего?
— В детстве я фанател от игры Петера Шмейхеля. Он был моим кумиром и очень меня вдохновлял. Наблюдая за его игрой, я понимал, что хочу быть, как он. Еще мне очень нравился яркий мексиканский вратарь Хорхе Кампос. Он был невысокого роста, но выполнял невероятные прыжки на чемпионате мира в 1998 году.
— Вы встречались когда-нибудь со Шмейхелем?
— Только с младшим. Один раз мы играли против сборной Дании, и мне удалось пообщаться с Каспером. Сейчас у него все хорошо в «Лестере», он молодец. А вообще было бы здорово как-нибудь встретиться и с его отцом.
— Если вам нравился Питер Шмейхель, вы наверняка болели за «МЮ»?
— Нет, моим любимым клубом всегда был «Ливерпуль». У меня нет друзей из этой команды, но после матча со сборной Бельгии мы поменялись футболками с Миньоле. Я люблю, когда играют хорошие команды, но футбол — это все же моя работа. Поэтому в свободное время я его практически не смотрю. Зато я хорошо помню свой первый чемпионат мира. Это было в 1990 году, и тогда в шесть лет я был немного сумасшедшим. Я бегал повсюду в футболке сборной Германии, ведь на международных турнирах я всегда болел за немцев.
— Но в 14 лет вам пришлось завязать с футболом. Вы травмировали плечо, когда катались с отцом на сноуборде?
— Да, все было именно так. Это был не перелом, а сильный вывих. В первый раз это случилось, когда мне было 14, но потом продолжалось снова и снова. И так на протяжении пяти лет. Каждый год я травмировал плечом и не мог заниматься футболом. Только в 19 лет мне сделали операцию, и с тех пор у меня больше не было подобных проблем.
— Шесть лет без футбола — это было тяжело?
— У меня была всего одна операция, но плечо у меня травмировалось пять лет подряд. И каждый раз нужно было восстанавливаться несколько месяцев. Тогда я практически сдался, но в 2005 году бывший тренер позвал меня потренироваться с его командой. Тогда я занимался только фильмами и никак не связывал свое будущее с футболом. Но я все же согласился, и с того момента начал расти как игрок. Так я оказался в низших исландских лигах, где никто не знал, каким вратарем я был раньше. Мне пришлось начинать в четвертом дивизионе, где играли на очень низком уровне. Но в итоге я добился своего — в 2007 году, когда мне было уже 23, я сыграл первый матч в главной лиге Исландии.
Недавно я вспоминал это время. В 2004 году Роналду играл в финале чемпионата Европы, а я сидел на скамейке запасных в третьей исландской лиге. Сейчас мы играем друг против друга. И этим я очень горжусь. С футбольного дна я прыгнул так высоко, что теперь играю на лучших стадионах вместе с лучшими игроками.
— Вы вспомнили про кино. Расскажите о своей первой работе.
— В 12 лет я снял свой первый фильм — комедию о супергерое по имени Swimming man («Человек-пловец»). Это сейчас есть много мультиков и комиксов, а тогда мой герой выглядел очень нелепо. Я сделал короткий пятиминутный фильм, в котором Swimming man боролся с банковскими грабителями.
— Вы любите комиксы?
– Да, они мне всегда очень нравились, и я был большим поклонником «Бэтмена». В 1989 году о нем вышел новый фильм, и я тогда первый раз в жизни сходил на него в кино. Помню, что это было захватывающе, и все герои «Бэтмена» меня очаровали.
— А как же саги? Вы читали их в детстве?
— Обычно мы это делали в школе: саги входит в обязательную программу. Не могу сказать, что я их очень люблю, но это довольно интересный жанр. В свободное время я обычно читаю боевики или остросюжетные истории исландский авторов.
— В 21 год вы весили 105 килограмм. Как боролись с лишним весом?
— Это долгая и тяжелая работа. Тренируясь каждый день, я устраивал себе дополнительные занятия, последовательно увеличивал нагрузку. Только тогда у меня появился шанс похудеть и стать успешным. Я верю, что упорная работа позволяет добиваться результатов. Так я живу последние 15 лет и, когда пересматриваю старые фотографии, то всегда улыбаюсь. Как же здорово, что я решил изменить себя и продолжил заниматься футболом!
— Это правда, что вы писали тренерам молодежной сборной, чтобы они приехали посмотреть на вас?
— Я привык все делать самостоятельно и всегда пытался рассказать тренерам, кто я такой. В 21 год я уже понимал, что играю хорошо и что это мой последний шанс попасть в молодежную сборную. Раньше я никогда не играл за страну, и мне этого очень хотелось. «Приди и посмотри на меня», — написал я тренеру в электронном письме. Он ответил, что обратит на меня внимание, если я продолжу работать. Однако он меня так и не вызвал.
— При этом вы долгое время продолжали работать над фильмами. Как тяжело было совмещать эти два занятия?
— Это было довольно сложно. Особенно под конец, когда я уже играл за сборную Исландии. Несмотря на то, что исландские клубы полупрофессиональные, мы тренируемся так же много, как в профессиональных командах. А ведь у меня была другая полноценная работа, и я старался успевать везде. Мой начальник был недоволен тем, что в четыре часа дня мне надо уходить на тренировку, а тренер уставал от того, что я иногда просил дать мне лишний выходной, чтобы закончить работу над клипом.
— Были ли из-за этого проблемы с усталостью?
— У режиссеров, в отличие от футболистов, существуют дедлайны. И у меня не всегда получалось их контролировать. Иногда работы было так много, что мне приходилось брать компьютер с собой на сборы или даже на матчи сборной. Я не люблю жаловаться, ведь футбол и создание фильмов это очень увлекательные занятия. Но совмещать их было правда очень трудно. Поэтому я был счастлив, когда в 29 лет у меня появилась возможность стать профессиональным футболистом и немного отложить режиссерскую работу. Неважно, что так поздно, но я все же сделал это.
— Расскажите о своих фильмах.
— За всю свою жизнь я сделал около сотни рекламных роликов, срежиссировал три телевизионных сериала, а также много музыкальных клипов.
— Как на «Евровидении-2012»?
— Тогда со мной связались исландские исполнители и попросили помочь сделать клип. Мне понравилась песня, и у меня была идея, как ее интересно представить. Так что это было очень круто!
— У вас есть мечта, связанное с режиссерской работой?
— В будущем я планирую заниматься большими картинами, а не рекламными роликами, как раньше. Моя мечта — после завершения футбольной карьеры снять полнометражный художественный фильм. Над его сценарием я работаю уже много лет, и это будет очень натуралистический ужастик.
— Опишите свой будущий фильм тремя словами.
— Жуткий, загадочный и неповторимый.
— Три года назад Исландия играла со Швейцарией и, проигрывая 1:4, смогла вырвать ничью 4:4. Вы помните этот матч?
— Да, я помню его очень хорошо. До этого у нас были неплохие результаты в квалификации, но так здорово мы не играли никогда. Мы забили четыре гола очень хорошей команде и заработали важные очки. После той игры мы поняли, что для нас нет ничего невозможного и Исландия может добиться результата в игре с любым соперником. Это стало важным моментом в нашем развитии как команды.
— В октябре 2015 у вас вновь были проблемы с плечом, и вы могли и не поехать на Евро. Это правда?
— Да, я был очень близок именно к такому сценарию. Осенью я вновь травмировал плечо. Правда, на этот раз другое. Мне сразу же сделали операцию, и около шести месяцев я проходил курс реабилитации. А до Евро оставалось всего 8 месяцев! Я даже не знал, будет ли у меня игровое время в клубе и возьмут ли меня в сборную. Но, к счастью, я выдержал этот вызов и смог поехать на Евро.
— Ощущали поддержку семьи в этот момент?
— Конечно, ведь семья для меня — это главное. Родители, жена и дети — мои самые главные болельщики, которые всегда верят в меня и поддерживают в любой ситуации. Рождение детей сильно изменило мою жизнь, и теперь перед важными матчами я всегда смотрю семейные видео. Я знаю, что выхожу на поле ради них. Они видят тебя в футболке сборной, ты гордишься этим, и у тебя появляется новая мотивация.
— Что для вас значит Евро-2016?
— Это лучшее, что случалось с нами. Я никогда в жизни не играл на таких стадионах, как «Стат де Франс». Это было невероятно.
— Какие задачи ставила себе сборная Исландии перед этим турниром?
— Мы хорошо прошли отборочный этап и хотели сделать то же самое: допустить как можно меньше ошибок и стать еще более сплоченной командой. Мы знали, как будем играть, потому что всегда играем одинаково. Мы хорошо организованная команда, которая полностью выкладывается на поле, использует свою мощь и старается использовать все шансы. В сборной понимали, что если мы будет играть, как умеем, то сможем победить любого соперника.
— Вы помните тот день, когда Исландия победила сборную Англии? Что вы тогда делали?
— Хорошо запомнил наш перелет в Ниццу на эту игру. Я сидел в кресле самолета, слушал музыку и чувствовал себя по-настоящему счастливыми. Никто из нас не чувствовал давления, поэтому мы смогли показать свой лучший футбол и победить англичан. Потом у нас была сумасшедшая вечеринка в раздевалке, где мы громко включили исландскую музыку. Вы вряд ли сможете понять название группы, если я его произнесу — но они лучшие.
— Что вам тогда сказал тренер?
— До игры он сказал так: «Если мы выиграем у Англии, это изменит жизнь каждого из нас». Это было главное, что он говорил нам. В итоге так и случилось.
— Вы чувствовали поддержку всех людей, которые болели за вас? Даже в России мы очень переживали за Исландию.
— Большое спасибо. Все, кто был на стадионе или болел за нас дома в Исландии, нам очень сильно помогли. Поддержка на таком турнире всегда очень важна. Мы получали от них положительную обратную связь и понимали, что делаем людей по всему миру счастливыми.
— Расскажите про «уханье» исландских болельщиков.
— Мы начали это делать во время отборочных матчей — это очень мощный заряд для команды. Когда люди повторяют одинаковые движения, они чувствуют единство. Поэтому мы были вместе с нашими болельщики, которые мотивировали нас своей поддержкой.
— А знаменитый исландский комментатор. Вы знаете его лично?
— Мы смотрели это видео после игры и очень сильно смеялись. Это же очень весело. Он раньше играл в футбол и сейчас работает тренером в Исландии. Поэтому все в команде знали его раньше. Помню, что потом он был очень занят, ведь ему пришлось отвечать на многие телефонные звонки. Так что Евро-2016 изменил и его жизнь.
— Вы помните, как вас встретили дома?
— Нам наконец удалось пообщаться с нашими болельщиками. После игр мы обычно уходили в раздевалку, ехали в отель, спали, а потом шли тренироваться. Но когда мы вернулись домой и увидели всех собравшихся... Это было невероятно! Они потрясающе встретили нас.
— Успех Исландии на Евро-2016 многие называют сказкой. Это сказка или же результат долгой и направленной работы?
— И то, и другое. В первую очередь это наша упорная работа на тренировках, правильный настрой, хороший баланс талантливых футболистов и самых настоящих трудяг с психологией победителей. Так что это не случайность. Все сошлось, и мы сами себе устроили эту сказку.
Нас всего 330 тысяч человек, но мы всегда много тренируемся и никогда не думаем, что нас мало. Столько же людей может жить в одном городе и понимать что они — это часть многомиллионной страны. Мы же маленькое государство, а значит у нас не так много людей, чтобы добиваться больших футбольных целей. И мы надеемся только на свои силы: правильную психологию, уверенность в себе и понимание, что нужно много работать.
— Сейчас в России проходит проект Nike K11, с помощью которого талантливые ребята пытаются пробиться в профессиональный футбол. Что вы можете посоветовать молодым игрокам?
— Это вопрос трудолюбия, ведь ничего не случается просто так. На свете не существует лифта, на котором в один момент ты сможешь добраться до успеха. Каждый день нужно делать маленькие шаги, и только тогда у тебя появится шанс осуществить мечту. Эти принципы работают в любом деле: если ты хочешь стать лучше, надо много трудиться. И в футболе, и в кино реальность может превратиться в сказку. В спорте случаются чудеса. Пример — сборная Исландии на Евро-2016. Это потрясающий сюжет для голливудского фильма: ты можешь победить, даже если в начале это кажется невероятным.
— Вы сделали Исландию очень популярным местом. Что посоветуете там посетить?
— Обязательно нужно съездить в Рейкьявик. Там есть горячие источники, которые поднимаются в воздух; прекрасная голубая лагуна. Если останется время, то можно путешествовать по стране. В Исландии прекрасная природа и очень интересная ночная жизнь в крупных городах.
— Что вы расскажете своим внукам о 2016 годе?
— Я надеюсь, что они сами узнают про своего дедушку, который играл в той легендарной сборной на чемпионате Европы. Буду рассказывать им, как мы обыграли Англию. Наверное, я буду занудным стариком, и дети сразу же устанут от моих футбольных рассказов (смеется).
— Напоследок расскажите о шансах сборной Исландии поехать на чемпионат мира в Россию.
— Сейчас у нас очень сильная команда, а значит есть шансы выйти из группы.
— Так вы приедете к нам в 2018 году?
— Приедем!
Фото: Nike; Global Look Press/Federico Gambarini/dpa; REUTERS/Max Rossi; instagram.com/hanneshalldorsson