«Не хотел походить на пацанов с улицы: они пьют и семечки грызут, а я нет». Первая русская звезда в тхэквондо
22-летний Алексей Денисенко взял медаль на второй Олимпиаде подряд.
Осечка в лондонском полуфинале крепко расстроила 18-летнего Алексея Денисенко – он извинялся и повторял, что все могло сложиться намного лучше.
Тот бой с корейцем обернулся если не скандалом, то вполне заметной разборкой: Денисенко догонял по счету и рвал в атаку – соперник отскакивал, удерживая преимущество. Расклад на усмотрение судей, которым ничто не мешало снять с корейца балл за пассивность, но они все-таки постеснялись. Российские тренеры подали протест – судьи долго размышляли, но так и не порадовали Алексея, он проиграл 6:7.
Новости гораздо хуже настигли сразу после боя – от дикого напряжения у Денисенко-старшего, который сидел на трибуне, случился микроинсульт. Его госпитализировали, но нормальной помощи не поступило – за 40 минут ожидания врача Денисенко-старший оклемался и просто ушел из больницы.
Сын примерно в эти же минуты дрался за бронзу – внеплановую, как вспоминал его тренер Станислав Хан:
«На исполкоме Союза тхэквондо России ставилась задача завоевать одну бронзовую медаль, которую должна была получить Анастасия Барышникова. Остальные награды стали бы приятным дополнением. На Денисенко никогда никто не ставил, прямо говорили: «Съездит – просто деньги истратит».
Мы же настраивались на золото. Барышникова прыгала от счастья, получив бронзу. А Алексей подобных эмоций не испытал, был спокоен. Потому что заслуживал большего».
Награды Денисенко и Барышниковой стали для нашего тхэквондо первыми за 12 лет.
Именно папа привел Алексея в секцию тхэквондо – чтобы тот не пропадал во дворах без толку. Больше всего Денисенко проникся связью с кино:
«Меня впечатлило, что тхэкводно – это что-то вроде кунг-фу, связано с Джеки Чаном, Брюсом Ли. В то время восхищался этими людьми, да и сейчас тоже, люблю фильмы с ними. В тот момент они меня подстегнули. Помню, посмотрю фильм с Ван Даммом и бегу в зал.
Я всегда хотел быть другим, не похожим на пацанов с улицы. Они курят, а я нет. Они пьют и по лавочкам семечки грызут, а я – в зал».
После Олимпиады-2012 Денисенко сменил весовую категорию – сгонять по 10 кг было уже невыносимо тяжело.
***
«У меня много увлечений. Например, с детства люблю кататься на лошадях. Когда дома или на сборах выпадает такая возможность, всегда стараюсь ее использовать. Садясь в седло, сразу появляется желание пустить лошадь галопом. Но я стараюсь свою цыганскую кровь унять, понимаю, что так можно получить серьезную травму».
Но самая жуткая травма случилась пять лет назад – ведя в бою 6:0, Денисенко сломал руку в локте. Это было в Иерусалиме, Алексей с отцом и тренером отправились к Стене Плача.
«Я верю в Бога. Верю, что если он дал нам победу, надо ей радоваться. А если не дал, то тоже слава Богу, значит так надо. Мое утро всегда начинается с молитвы, и я не стесняюсь об этом говорить. Во время поединков стараюсь выкладываться на 100 процентов и побеждать, но я не смогу изменить то, что суждено мне свыше»
Через полторы недели Денисенко исполнится 23, это первый олимпийский финал в его карьере. На ЧМ-2015 Алексей проиграл в финале – и, разумеется, опять извинялся. Тогда в Челябинске его побил турок Сервет Тазегюль – тот самый, которого сегодня Денисенко раздавил в четвертьфинале – 19:6. После этого оставалось только забрать свое – то, что было близко еще в Лондоне. Не получилось, но и серебро – отличный результат.
***
Что вы наверняка хотели узнать о тхэквондо
– удар ногой оценивается выше, чем удар рукой – вот почему в основном мы видим только удары ногами. При этом удар ногой в прыжке ценится выше, чем удар с земли. Серия ударов руками оценивается всего лишь как один удар ногой;
– панцири на груди не только защищают, но и автоматически фиксируют удары и броски – благодаря этому спорные ситуации возникают реже;
– несколько лет назад в тхэквондо ввели систему видеоповторов – за каждым матчем наблюдают шесть камер: две сверху, четыре с углов площадки. За весь турнир спортсмен может использовать челлендж один раз.
Фото: REUTERS/Issei Kato; РИА Новости/Нина Зотина (3)